Электронная онлайн библиотека

 
 Аграрное право Украины

Тема 6. Правовое регулирование производственно-хозяйственной и финансовой деятельности сельскохозяйственных предприятий


Понятие производственно-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий и ее правовое регулирование.
Понятие финансовой деятельности сельскохозяйственных предприятий и ее правовое регулирование.

Понятие производственно-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий и ее правовое регулирование. Согласно ст. 3 ГК
Украины хозяйственная деятельность сельскохозяйственных предприятий - это деятельность субъектов аграрного хозяйствования в сфере общественного производства, направленная на изготовление и реализацию продукции, выполнение работ или оказание услуг стоимостного характера, имеющих ценовую определенность. Хозяйственная деятельность может осуществляться с целью получения прибыли (предпринимательство) или без цели получения прибыли (некоммерческая хозяйственная деятельность).
Сферу аграрных хозяйственных отношений составляют производственно-хозяйственных, организационно-хозяйственные и внутрихозяйственные отношения. Ведущую роль в сфере аграрных отношений играют производственно-хозяйственные відосини.
Производственно-хозяйственными являются имущественные и иные отношения, возникающие между субъектами аграрного хозяйствования во время непосредственного осуществления хозяйственной деятельности.
Производственно-хозяйственная деятельность аграрных предприятий осуществляется в пределах установленного в Украине правового хозяйственного порядка, в соответствии с требованиями законодательства. Статьей 5 ГК Украины установлено, что правовой хозяйственный порядок в Украине формируется на основе оптимального сочетания рыночного саморегулирования экономических отношений субъектов хозяйствования и государственного регулирования макроэкономических процессов, исходя из конституционного требования ответственности государства перед человеком за свою деятельность и определение Украины как суверенного и независимого, демократического, социального, правового государства.
Производственно-хозяйственная деятельность аграрных предприятий осуществляется на основе общих принципов хозяйствования, закрепленных в ст. 6 ГК Украины: обеспечение экономического многообразия и защиты государством всех субъектов аграрного хозяйствования; свобода предпринимательской деятельности в пределах, определенных законом; свободное движение капиталов, товаров и услуг на территории Украины; ограничения государственного регулирования экономических процессов в связи с необходимостью обеспечения социальной направленности экономики, добросовестной конкуренции в предпринимательстве; экологический защита населения; защита прав потребителей и безопасности общества и государства; защита национального товаропроизводителя; запрет незаконного вмешательства органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц в хозяйственные отношения сельскохозяйственных предприятий.
Особенностью производственно-хозяйственной деятельности аграрных предприятий является использование ими земли как основного средства производства. Следствием этого является наличие специальных форм организации и ведения производства в аграрном секторе экономики (например, фермерских хозяйств), а также особого правового регулирования хозяйственной деятельности с учетом таких факторов: биологического цикла в сельскохозяйственной деятельности; особенностей контроля за собственностью на землю и другие природные объекты; государственного регулирования условий, в которых функционирует аграрный сектор экономики; особенностей экономической конкурентоспособности сельского хозяйства; особенностей функционирования рынка товарной сельскохозяйственной продукции; весомого социально-политического и культурного значения развития крестьянства.
Агропромышленный комплекс Украины характеризуется наличием больших объемов производства на промышленной основе, четко выраженного зонального его размещения, развитой внутрішньорайонною и отраслевой специализацией. В частности, Полесская зона специализируется на производстве картофеля, льна, продукции мясного скотоводства. В степных районах Украины больше всего развито производство сахарной свеклы, зерна, продукции скотоводства и свиноводства. В степной зоне производится основной объем плодов и винограда, продукции овцеводства, значительное количество зерна, продукции свиноводства и скотоводства, в пригородной зоне - значительный объем овощей, молока для промышленных центров.
Специализация производственно-хозяйственной деятельности как форма общественного разделения труда способствует концентрации производства и является важным средством повышения эффективности сельского хозяйства. По отраслевой специализации различают аграрные хозяйства в сфере растениеводства (зерновые, овощные и другие хозяйства) и животноводства (и другие хозяйства).
Аграрные предприятия помимо основной (специализированной) производственно-хозяйственной деятельности осуществляют, как правило, и другие виды сельскохозяйственной деятельности - речь идет о переработке продукции собственного производства, развитие промыслов, садоводство, пчеловодство и др.
Отношения в сфере производственно-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий регулируются Конституцией Украины, Хозяйственным и Гражданским кодексами, законами Украины, нормативно-правовыми актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины, нормативно-правовыми актами органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также другими нормативными актами.
До основных законов, регулирующих производственно-хозяйственную деятельность сельскохозяйственных предприятий, относятся законы Украины “О коллективном сельскохозяйственном предприятии”, “О сельскохозяйственной кооперации”, “О фермерском хозяйстве” и другие.
Закон Украины “О коллективном сельскохозяйственном предприятии” определяет правовой статус и основной режим производственно-хозяйственной деятельности коллективного сельскохозяйственного предприятия (КСГП). Согласно ст. 13 этого закона КСГП самостоятельно определяет направления сельскохозяйственного производства, его структуру и объем, самостоятельно распоряжается произведенной продукцией и доходами, осуществляет любую деятельность, которая не противоречит законодательству Украины.
Согласно ст. 28 Закона Украины “О сельскохозяйственной кооперации” кооператив (объединения), согласно своему уставу, самостоятельно определяет основные направления хозяйственной деятельности, осуществляет ее планирование и реализацию. Производственные кооперативы (объединения) реализуют свою продукцию по ценам, которые устанавливаются ими самостоятельно или на договорных началах. Обслуживаемые кооперативы (объединения) предоставляют услуги по ценам и тарифам, которые устанавливаются на договорных началах отдельно для членов кооператива и других лиц. Отношения кооператива (объединения) с другими предприятиями, учреждениями и организациями, а также с гражданами во всех сферах хозяйственной деятельности устанавливаются на основе договоров (соглашений).
В соответствии со ст. 24 Закона Украины “О фермерском хозяйстве” последнее действует на условиях самоокупаемости. Все цитраты хозяйство покрывает за счет собственных доходов и источников, не запрещенных законодательством. Фермерское хозяйство самостоятельно определяет направления своей деятельности, специализации, организует производство сельскохозяйственной продукции, ее переработку и реализацию, на собственное усмотрение и риск подбирает партнеров из экономических связей во всех сферах деятельности, в том числе иностранных. Производственно-хозяйственная правосубъектность сельскохозяйственных обществ регулируется нормами ГК и ХК и Закона Украины “О хозяйственных обществах”.
Понятие финансовой деятельности сельскохозяйственных ПВД" приятий и ее правовое регулирование. Финансовая деятельность сельскохозяйственных предприятий - это процесс, направленный на обеспечение производственно-хозяйственной деятельности средствами (деньгами, финансовыми ресурсами). Финансовая деятельность выполняет обслуговувальну роль в отношении производственно-хозяйственной Деятельности, но она, тем не менее, рассматривается как один из важнейших институтов аграрного права.
Финансовая деятельность товаропроизводителей охватывает как внутренние, так и внешние финансовые отношения. Целью перціих является создание необходимой финансовой базы для производства продуктов питания, продовольствия и сырья растительного и животного происхождения производственными структурными подразделениями, а целью вторых содействия аграрным товаропроизводителям (через предоставление им кредитов, страхование урожая и т.п.) в их уставной деятельности, а также в реализации произведенной ими продукции (продовольствия, сырья, в том числе и после их переработки) в соответствии с требованиями современной рыночной экономики.
Правовое регулирование финансовой деятельности сельскохозяйственных предприятий осуществляется в соответствии с общими и специальными законодательными актами.
В общих законодательных актов принадлежат Гражданский и Хозяйственный кодексы Украины, законы Украины “О хозяйственных обществах”, “О коллективном сельскохозяйственном предприятии”, “О фермерском хозяйстве”, “О сельскохозяйственной кооперации”, которые определяют общие правовые основы специальной правосубъектности субъектов аграрного хозяйствования в сфере финансовой деятельности.
К специальных законодательных актов, регулирующих финансовые отношения, относятся законы Украины “О банках и баківську деятельности”, “О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине”, “О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг”, “Об ипотечном кредитовании, операциях с консолидированным ипотечным долгом и ипотечных сертификатах”, “Об обеспечении требований кредиторов и регистрации обременений”, “О платежных системах и переводе денег в Украине” и др.
Согласно ст. 140 ГК и соответствующих положений законов “О коллективном сельскохозяйственном предприятии”, “О сельскохозяйственной кооперации”, “О хозяйственных обществах” источниками формирования имущества (в том числе и финансовых ресурсов) субъектов хозяйствования являются денежные и материальные взносы учредителей; доходы от реализации продукции (работ, услуг); доходы от ценных бумаг; капитальные вложения и дотации из бюджетов; поступления от продажи (сдачи в аренду) имущественных объектов (комплексов), которые принадлежат им, приобретение имущества других субъектов; кредиты банков и других кредиторов; безвозмездные и благотворительные взносы, пожертвования организаций и граждан; иные источники, не запрещенные законом.
Различным видам сельскохозяйственных предприятий присущ свой особый режим формирования финансов. Так, фермерское хозяйство, в соответствии с раздела VII Закона Украины “О фермерском хозяйстве”, формирует свои финансы за счет собственных доходов, то есть доходной хозяйственной деятельности. В соответствии со ст. 11 этого закона, фермерское хозяйство может получать средства Украинского государственного фонда поддержки фермерских хозяйств на безвозвратной основе и на конкурсной основе на возвратной основе. На безвозвратной основе средства предоставляются на следующие цели: возмещение стоимости разработки проектов отвода земельных участков для ведения фермерского хозяйства; возмещения части затрат, связанных с уплатой процентов за пользование кредитами банков, и частичную компенсацию расходов на приобретение первого трактора, комбайна, грузового автомобиля, строительство животноводческих помещений, в том числе стоимость проектно-сметных документов, льготные условия кредитования, страхования фермерских хозяйств; подготовку, переподготовку, повышение квалификации кадров фермерских хозяйств в сельскохозяйственных учебных заведениях; расширение исследований по проблемам организации и ведения производства в фермерских хозяйствах; издание рекомендаций по вопросам использования достижений научно-технического прогресса в деятельности фермерских хозяйств; обеспечение гарантий при кредитовании банками фермерских хозяйств; обеспечение функционирования Украинского государственного фонда поддержки фермерских хозяйств и его региональных отделений. Поворотная помощь предоставляется для производства, переработки и сбыта произведенной продукции, на осуществление производственной Деятельности и другие предусмотренные уставом Украинского государственного фонда поддержки фермерских хозяйств цели под гарантию возврата сроком от 3 до 5 лет.
Финансы сельскохозяйственных потребительских обществ и их союзов формируются за счет средств, получаемых в результате хозяйственной деятельности, продажи ценных бумаг и иных поступлений. Потребительские общества, союзы и их предприятия имеют право получать в учреждениях банков, предприятий и организаций ссуды и несут полную ответственность за соблюдение кредитных договоров и расчетной дисциплины. После платежей в бюджет и других обязательных отчислений прибыль распределяется общим собранием членов потребительского общества (собранием уполномоченных) и советами соответствующих союзов в соответствии с их уставами. Потребительские общества, союзы и их предприятия самостоятельно или на договорных началах устанавливают свободные Дины и тарифы на продукцию производственно-технического назначения, сырье, сельхозпродукцию и товары народного потребления, Ш мм производятся и закупаются ними, предоставленные услуги с учетом спроса и предложений, за исключением продукции, товаров и услуг, на которые предусмотрено государственное регулирование цен и тарифов.
В соответствии с положениями ст. 29 Закона Украины “О сельскохозяйственной кооперации” доход сельскохозяйственного кооператива формируется из поступлений от хозяйственной деятельности после покрытия материальных и приравненных к ним затрат и расходов на оплату труда наемного персонала. Доход распределяется на налоги и сборы (обязательные платежи) в соответствующих бюджетов; погашение кредитов; покрытия убытков; проведение отчислений в фонды кооператива; кооперативные выплаты; видлату долей дохода на паи (до 20%, что определены до распределения). Порядок использования дохода кооператива (объединения) устанавливается уставом.
Доходы государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий формируются как за счет общих источников (доходы от реализации продукции, работ, услуг; доходы от ценных бумаг; кредиты банков и других кредиторов и др.), так и специальных (дотации, субсидии, субвенции и другие средства государственной поддержки).
Важным источником формирования финансов субъектов аграрного предпринимательства являются кредиты. Согласно ст. 2 Закона Украины “О банках и банковской деятельности” банковский кредит - это любое обязательство банка предоставить определенную сумму денег, будь-какая гарантия, любое обязательство приобрести право требования долга, будь-какое продолжение срока погашения долга, которое дано в обмен на обязательства должника по возврату суммы задолженности, а также на обязательства об уплате процентов и ініпих собрания с такой суммы.
В аграрном секторе экономики существуют определенные особенности относительно кредитных отношений. Во-первых, существует большой риск невозврата предоставленных кредитов. Сельское хозяйство является отраслью рискованного предпринимательства, где природно-климатические и другие субъективные и объективные условия часто негативно отражаются на финансово-экономическом состоянии сельскохозяйственного предприятия. Во-вторых, кредитные отношения субъектов аграрного хозяйствования и банков непосредственно связанные с сезонными расходами первых (посевные работы, уборка урожая, заготовка кормов, закупка удобрений и горюче-смазочных материалов и т.п.). В-третьих, на государственном уровне регулярно принимаются нормативно-правовые акты, в которых предусматривается льготный порядок кредитования субъектов аграрного хозяйствования. Согласно таких документов, разница между процентной ставкой кредитов Национального банка Украины, предоставляемых коммерческим банкам, и льготной процентной ставкой, по которой банки могут предоставлять кредиты сельскохозяйственным предприятиям, должна возмещаться коммерческим банкам из средств государственного бюджета. Однако отсутствие необходимых средств в государственном бюджете приводит к тому, что такое возмещение или откладывается на неопределенный срок, либо вообще не производится, через что субъекты аграрного хозяйствования лишаются права пользоваться льготными кредитами.
Расчеты между участниками аграрных хозяйственных отношений обеспечиваются расчетными операциями банков. Согласно ст. 341 ГК для осуществления расчетов субъекты хозяйствования сохраняют денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах. Безналичные расчеты могут осуществляться в форме платежных поручений, платежных требований, требований-поручений, векселей, чеков, банковских платежных карточек и других дебетовых и кредитовых платежных инструментов, применяемых в международной банковской практике. Во время безналичных расчетов все платежи проводятся через учреждения банков путем перечисления причитающихся сумм со счета плательщика на счет получателя или путем зачета взаимных обязательств и денежных претензий. Платежи осуществляются в пределах имеющихся средств на счете плательщика. В случае необходимости банк может предоставить плательщику кредит для осуществления расчетов. Учреждения банков обеспечивают расчеты, согласно законодательства и требований клиента, на условиях договора на расчетное обслуживание.
В соответствии со ст. 342 ГК и Инструкции о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранной валютах, утвержденной постановлением Правления Национального банка Украины от 12 ноября 2003 г. № 492, счета юридического лица, являющегося клиентом банка, открываются в учреждениях банков по месту ее регистрации или в любом банке на территории Украины по согласию сторон. Субъектам хозяйствования, которые имеют самостоятельный баланс, счета открываются для расчетов за продукцию, выполненные работы, предоставленные услуги, для выплаты заработной платы, уплаты налогов, сборов (обязательных платежей), а также других расчетов, связанных с финансовым обеспечением их деятельности.
Сельскохозяйственные товаропроизводители являются субъектами налоговых отношений, которые регулируются как общими законодательными актами о налогообложении, так и специальными. В общих законодательных актов относятся законы Украины “О системе налогообложения”, “О налогообложении прибыли предприятий” и др.; к специальным - законы “О фиксированном сельскохозяйственном налоге”, “О плате за землю”.
Согласно Закону Украины “О фиксированном сельскохозяйственном налоге” субъекты аграрного хозяйствования, занимающихся производством (выращиванием), переработкой и сбытом сельскохозяйственной продукции, у которых сумма, полученная от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки за предыдущий отчетный (налоговый) год, превышает 75% общей суммы валового дохода предприятия, являются плательщиками фиксированного сельскохозяйственного налога.
Земельным кодексом и Законом Украины “О плате за землю” установлено земельный налог. Плата за землю взимается в виде земельного налога или арендной платы, которая определяется в зависимости от качества и местоположения участка, исходя из кадастровой оценки земли.



Назад