Электронная онлайн библиотека

 
 Аграрное право Украины

Тема 7. Правовое обеспечение социального развития села


Понятие социального развития села.
Правовой режим объектов социальной инфраструктуры села.
Правовое регулирование жилищного и дорожного строительства на селе.
Правовое обеспечение культурно-бытового и спортивно-оздоровительного обслуживания крестьян.

Понятие социального развития села. Под социальным развитием села следует понимать совокупность общественных отношений, возникающих в процессе реализации субъектами аграрного хозяйствования социально-экономических и других прав, гарантирующих реализацию крестьянами конституционных прав на формирование полноценной среды обитания в сельской местности.
Осуществление аграрной и земельной реформы в Украине требует постоянного внимания государства к решению вопросов формирования полноценной жизненной среды, обеспечение экономических и социальных интересов сельского населения, комплексного развития сельских территорий, сохранение сельской поселенческой сети, развития объектов социальной инфраструктуры, современных систем связи и информатики, транспорта, жилищно-коммунального и водного хозяйства, дорожного строительства, культурно-бытового и спортивно-оздоровительного обслуживания крестьян.
Основные направления и задачи государственной политики в сфере социального развития села определены в указах Президента Украины от 20 декабря 2000 г. “Об Основных принципах развития социальной сферы села” и от 15 июля 2002 г. № 640 “О первоочередных мерах по поддержке развития социальной сферы села”. Указанными нормативными актами предусмотрено осуществление таких социальных преобразований на селе:
- увеличение занятости сельского населения на сельскохозяйственных предприятиях различных организационно-правовых форм и личных крестьянских хозяйствах посредством наращивания объемов производства сельскохозяйственной продукции, ее первичной переработки и сохранения, распространения в сельской местности практики разнообразия видов хозяйственной деятельности;
- повышение производительности труда, уровня заработной платы работников сельского хозяйства и применения научно обоснованных норм труда;
- эффективное использование трудовых ресурсов и рабочего времени;
- возобновление деятельности ранее закрытых и открытия новых учреждений социально-культурного назначения в сельских населенных пунктах, а также приостановление их закрытие;
- наращивание объемов жилищного строительства на основе специальных программ поддержки;
- создание благоприятных условий для развития на селе сферы платных услуг.
Обеспечению реализации указанных задач государственной политики в сфере социального развития села будет способствовать Закон Украины “О благоустройстве населенных пунктов” от 6 сентября 2005 г., который определяет правовые, экономические, экологические, социальные и организационные основы благоустройства населенных пунктов и направлен на создание условий, благоприятных для жизнедеятельности человека.
Правовой режим объектов социальной инфраструктуры села. Согласно Временного Перечня объектов, которые относятся к социальной сферы, утвержденной Главной государственной налоговой инспекцией Украины совместно с Министерством Украины по делам строительства и архитектуры в письме от 9 апреля 1993 г., объекты социальной сферы разделены на следующие группы:
- жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения (жилые дома, общежития для рабочих и служащих, студентов высших и средних специальных и общеобразовательных учебных заведений, школы-интернаты, водопроводы, объекты газоснабжения и теплоснабжения и т.п.);
- здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение (больницы, станции скорой помощи, лечебно-физкультурные заведения, противотуберкулезные, наркологические диспансеры,
поликлиники, пункты охраны здоровья, фельдшерско-акушерские пункты, санатории-профилактории, пансионаты, специализированные санатории, пионерские лагеря, дома отдыха, пансионаты, стадионы, спортивные залы, водные бассейны, детские спортивные школы, спортивные клубы и т.д.);
- народное образование (академии, университеты, институты, техникумы, профессиональные училища, курсы, учебные комбинаты, курсы повышения квалификации, методические кабинеты, учебные школы, школы-интернаты, детские сады, детские сады-ясли (комбинаты), детские площадки, ясли, детские дома и т.д.);
- культура и искусство (библиотеки, фильмотеки, дома культуры, клубы, дома художественного воспитания детей, кинотеатры и т.д.). Кроме названных групп объектов социальной сферы, указанный перечень определяет также и виды работ, выполнение которых считается “строительством объектов социальной сферы села” при условии их бюджетного финансирования.
С целью создания благоприятных условий для сельскохозяйственных предприятий, перерабатывающих и обслуживающих предприятий и организаций АПК, основанных на коллективной и других формах негосударственной собственности, комплексного развития социальной сферы сельских населенных пунктов, сохранение функционального назначения объектов социальной сферы, Кабинет Министров Украины признал необходимым провести передачу таких объектов в коммунальную собственность. Постановлением Кабинета Министров Украины от 5 сентября 1996 г. “О поэтапной передаче в коммунальную собственность объектов социальной сферы, жилищного фонда сельскохозяйственных, перерабатывающих, обслуживающих предприятий, учреждений, организаций агропромышленного комплекса, основанных на коллективной и иных формах собственности” определены условия такой передачи, а именно:
- поэтапная передача, начиная с 1997 до 2001 г., на основе разработанных и утвержденных в установленном порядке перечней объектов социальной сферы;
- безвозмездная передача.
Передачи в коммунальную собственность подлежат:
- жилищный фонд (кроме общежитий);
- детские дошкольные учреждения, школы и другие учреждения образования, лагеря отдыха и оздоровления детей, объекты культуры и любительского спорта, помещения домов-интернатов для престарелых и инвалидов, объекты здравоохранения и быта;
- сети электро -, тепло -, газо -, водоснабжения и водоотведения, а также инженерные здания и сооружения, предназначенные для обслуживания жилого фонда и социальной сферы (бойлерные, котельные, тепловые, канализационные и водопроводные сети и сооружения, построенные и пристроенные помещения, оборудование и т.д.).
Указанные объекты передаются в коммунальную собственность по решению общего собрания членов предприятия или собрания уполномоченных коллективных сельскохозяйственных предприятий или по решению органов, уполномоченных распоряжаться имуществом предприятий других форм негосударственной собственности.
Передача объектов социальной сферы в коммунальную собственность административно-территориальных единиц осуществлялась только с согласия органов местного самоуправления.
Правовое регулирование жилищного и дорожного строительства на селе. Правовое регулирование общественных отношений, возникающих в процессе строительства жилья в сельской местности, осуществляется Законом Украины “О приоритетности социального развития села и агропромышленного комплекса в народном хозяйстве”, нормами земельного, гражданского и градостроительного законодательства.
Действующее законодательство Украины предусматривает, что селу должен предоставляться преимущество над городом (из расчета на душу населения) в строительстве жилья и других объектов социально-культурного и бытового обеспечения. Эти преимущества должны заключаться в материально-техническом и ресурсном обеспечении, налогообложении, кредитовании индивидуальных застройщиков и др. Согласно ст. 11 Закона Украины “О приоритетности социального развития села и агропромышленного комплекса в народном хозяйстве” Кабинет Министров Украины и местные государственные администрации призваны способствовать развитию индивидуального жилищного строительства на землях сельских населенных пунктов, создавать сельским застройщикам (как местному населению, так и гражданам, переселяющимся на постоянное место жительства в сельскую местность), в том числе работникам социальной сферы и сферы обслуживания сельского населения, проживающих в селе, льготные условия относительно обеспечения строительными материалами и оборудованием, предоставления им услуг и льготных долгосрочных государственных кредитов. Во время строительства жилья в сельской местности подрядным способом за счет собственных средств индивидуального застройщика ему компенсируется из бюджета часть сметной стоимости жилого дома и хозяйственных зданий, которые не принадлежат к прямых затрат подрядных строительных организаций и включается в смет строительства в соответствии с действующими нормативными актами.
Индивидуальные застройщики, которые строят жилые дома и хозяйственные постройки, не пользуются кредитами и работают в сельском хозяйстве, перерабатывающей отрасли или социальной сфере села, получают компенсацию за счет государства в размере 35% от их сметной стоимости. Указанные льготы сохраняются также за указанными лицами в случае сооружения жилья и хозяйственных построек на кооперативных началах.
Законом Украины “О приоритетности социального развития села и агропромышленного комплекса в народном хозяйстве” предусмотрено, что лица, которые переселяются в трудонедостатні населенные пункты, и местное население в возрасте до 40 лет, занято в сельском хозяйстве, перерабатывающих и обслуживающих отраслях агропромышленного комплекса или социальной сфере этих сел, обеспечиваются жильем и хозяйственными постройками из государственного бюджета. Жилье, построенное в сельской местности за счет бюджетных средств, через 10 лет передается в личную собственность этим гражданам при условии их постоянной работы в указанных областях.
Государственная программа развития социальной сферы села до 2005 года предусматривала, что жилищное строительство на селе в 2003-2005 гг. мало позвиватись прежде всего путем строительства индивидуальных жилых домов за счет средств застройщиков. Государственная поддержка жилищного строительства осуществлялась в направлениях предоставления застройщикам льготных кредитов согласно программе “Собственный дом”, расширение в сельской местности практики молодежного жилищного строительства, строительство жилья для работников бюджетных учреждений и социально незащищенных граждан.
Законом Украины “О приоритетности социального развития села и агропромышленного комплекса в народном хозяйстве” предусматривается сохранение и развитие поселенческой сети. В частности, ст. 10 Закона Украины отмечает, что государство защищает сельскую поселенческую сеть независимо от категории, размера и места размещения сельских населенных пунктов. Любые преобразования сельских поселений (объединение, разъединение, переименование в другую категорию и т.д.) могут осуществляться по решению сессий районных советов лишь по воле жителей этих поселений. В Украине вводятся постоянное обследование и паспортизация сельской поселенческой сети (мониторинг). Порядок осуществления мониторинга устанавливает Кабинет Министров Украины.
Государственной программой развития социальной сферы села до 2005 года предусмотрены также мероприятия по развитию дорожного хозяйства на селе. В частности, предполагается строительство твердого покрытия на сельских дорогах, реконструкция местных дорог в соответствии с современными требованиями. Должно быть построено 35 подъездов с твердым покрытием к сельских населенных пунктов длиной 71 км и проложены 524 км уличной сети. Для этого будет использовано 41 млн грн из централизованных дорожных фондов и 82,1 млн . - из местных бюджетов. В 2003-2005 гг. предусматривается строительство 626 км сельских дорог общего пользования.
Согласно зч. 5 ст. 6 Закона Украины “О приоритетности социального развития села и агропромышленного комплекса в народном хозяйстве” все пути, связывающие сельские населенные пункты (в том числе в пределах этих населенных пунктов) с сетью дорог общего пользования, относящихся к категории путей общего пользования и вместе со всеми подъездными піляхами в сельских населенных пунктов передаются на баланс корпорации Укравтодор.
Правовое обеспечение культурно-бытового и спортивно-оздоровительного обслуживания крестьян. Приоритетности социального развития села предусматривает также обеспечение культурно-бытового и спортивно-оздоровительного обслуживания сельских жителей.
Согласно ч. 1 ст. 6 Закона Украины “О приоритетности социального развития села и агропромышленного комплекса в народном хозяйстве” строительство объектов образования, здравоохранения, культуры и спорта, службы быта, благоустройство территорий осуществляются за счет государственного и местного бюджетов. Эти объекты строятся как подрядным, так и хозяйственным способами. Построены сельскохозяйственными товаропроизводителями за счет их собственных средств объекты культурно-бытового назначения и спортивно-оздоровительного характера принадлежат последним на праве собственности, если иное не предусмотрено законом или договором.
С целью привлечения предприятий промышленности и других отраслей народного хозяйства, непосредственно не связанные с сельскохозяйственным и агропромышленным производством, к участию в развитии социальной сферы села действующее законодательство применяет соответствующие экономические стимулы. Так, согласно ст. 7 Закона Украины “ О приоритетности социального развития села и агропромышленного комплекса в народном хозяйстве”, непрофильные промышленные предприятия, которые выполняют государственный заказ на проектирование и изготовление машин, оборудования и запчастей для агропромышленного комплекса, в частности объекты социально-культурного назначения, обеспечиваются материалами централизованно.
Доходы строительных, монтажных, проектных и других предприятий и организаций, полученные в результате сооружения в сельской местности жилья, объектов быта, культуры, торговли, здравоохранения, физкультуры и спорта, образования, связи, дорог, энергетических, газовых и водораспределительных систем, животноводческих помещений, инженерно-технических комплексов машинно-тракторного парка и других объектов, влияющих на улучшение социального положения села, не облагаются налогом.
Государственной программой развития социальной сферы села до 2005 года предусматриваются следующие мероприятия и пути обеспечения культурно-бытового и спортивно-оздоровительного обслуживания сельского населения:
1) в сфере образования - восстановление, достройка и строительство школ и дошкольных учебных заведений в селах, где насчитывается более 50 детей соответствующего возраста, прежде всего в тех, которые расположены на расстоянии более 3 км от населенных пунктов, где есть такие заведения; создание комплексов “общеобразовательное учебное заведение - дошкольное учебное заведение”, “общеобразовательное учебное заведение - социально-культурный центр села”, организация обучения учащихся в начальной школе по месту их проживания (при наличии не менее 5 учеников в населенном пункте); обеспечение выполнения Программы информатизации и компьютеризации сельских школ; обеспечение регулярного подвоза к месту обучения и домой детей дошкольного возраста, учащихся и педагогических работников в сельской местности; применение новых форм обучения и воспитания детей с учетом специфики расселения и изменений возрастной структуры жителей села; открытие 450 школ, в том числе 353 новопостроенных (финансирование указанных расходов должно осуществляться за счет средств местных бюджетов в сумме 115,1 млн грн и Государственного бюджета Украины - 229,1 млн грн);
2) в сфере здравоохранения - открытие учреждений здравоохранения с оказанием первичной медико-санитарной помощи в селах с численностью жителей более 500 человек; создание в сельских населенных пунктах с численностью жителей более 1 тыс. человек амбулаторий общей практики - семейной медицины и реорганизация сельских врачебных амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов в амбулатории общей практики - семейной медицины; расширение сети аптек и аптечных киосков; создание на базе сельских учреждений здравоохранения дневных стационаров и стационаров на дому; оснащение сельских учреждений здравоохранения современной ультразвуковой, эндоскопической, рентгенологічною, наркозной аппаратурой, передвижными стоматологическими кабинетами, другим современным оборудованием, а также специальными автомобилями; предоставление лечебно-консультационной и организационно-методической помощи и проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий силами специальных бригад областных и районных учреждений здравоохранения; укрепление лечебно-оздоровительной базы санаториев и других заведений, предназначенных для лечения и оздоровления работников агропромышленного комплекса и их детей. На укрепление материальной базы учреждений здравоохранения в 2003-2005 гг. планируется направить 75,4 млн грн. За счет этих средств должно быть открыто и оснащен 382 сельские врачебные амбулатории, в том числе 63 - в достроенных и вновь построенных помещениях, а также 280 фельдшерско-акушерских пунктов;
3) в сфере культуры - сохранение и обеспечение полноценного функционирования существующей сети учреждений культуры (клубов, библиотек, музеев, школ эстетического воспитания); переоборудование под учреждения культуры помещений, которыми не пользуются, создание учреждений культуры малых форм (гостиных, горниц, читален и др.) По предложениям регионов в 2003-2005 гг. планируется ввод в эксплуатацию 190 сельских клубов и домов культуры, в том числе 76 - новопостроенных. На это предполагается потратить 60,8 млн грн из местных и государственного бюджетов;
4) в сфере физической культуры и спорта - реконструкция существующих и строительство новых сельских физкультурно-оздоровительных заведений, сооружений, детских оздоровительных лагерей, баз отдыха, пансионатов для оздоровления детей и подростков; реформирование организационных основ физкультурно-спортивного движения на селе, создание территориальных (при органах местного самоуправления) физкультурно-спортивных клубов и отделений детско-юношеских спортивных школ; внедрение эффективных форм, методов и средств физкультурно-оздоровительной деятельности и видов спорта с учетом местных особенностей, традиций, условий труда и отдыха жителей села; сооружения и оборудование игровых площадок, спортивных залов, плавательных бассейнов при школах, дошкольных учебных, культурно-образовательных учреждениях; улучшение материально-технического оснащения учебно-спортивных баз подготовки кандидатов к сборных команд Украины. В 2003-2005 гг. на укрепление материально-технической базы имеющихся и строительство новых спортивных сооружений планируется возместить 66 млн грн из местных и государственного бюджетов, а также возобновить работу и ввести в действие 1748 физкультурно-спортивных учреждений и сооружений;
5) в сфере торговли и бытового обслуживания - приближение заведений торговли и бытового обслуживания до мест проживания населения, расширение их сети; внедрение новых форм обслуживания с учетом особенностей сельского расселения в различных регионах; широкое использование передвижных форм предоставления услуг с применением транспортных средств, почтовой, телефонной связи, других коммуникаций; увеличение количества приемно-заготовительных пунктов сельскохозяйственной продукции; восстановление предприятий, которые предоставляют санитарно-гигиенические услуги (бани, парикмахерской, стиральные), услуги по ремонту одежды и обуви, бытовой техники и т.п.;
6) в сфере социального обслуживания населения - сохранение сети интернатных учреждений для престарелых и инвалидов, укрепление их материально-технической базы, выделения земельных участков и предоставления помощи для ведения подсобных хозяйств; перепрофилирование, в случае необходимости, коечного фонда сельских учреждений здравоохранения в коечный фонд медико-социального назначения с передачей его органам социальной защиты населения; распространение практики организации сезонных (в зимний период) интернатных учреждений для пожилых людей, которые имеют возможность проживать летом в собственных жилых домах; повышение качества обслуживания сельского населения социальными службами, обеспечение их помещениями, транспортными средствами и др.



Назад