Электронная онлайн библиотека

 
 Аграрное право Украины

Тема 9. Правовые основы использования земель в аграрном производстве


Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения
Особенности правового режима земель сельскохозяйственного при значения.
Права и обязанности владельцев и пользователей земель в аграрном производстве.

Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения. Земля составляет территориальный и материальный базис аграрно-промышленного комплекса и играет чрезвычайно важную роль в сельскохозяйственном производстве. Содержание и структура сельскохозяйственного производства определяет первостепенную роль земель сельскохозяйственного назначения среди существующих в Украине категорий земель.
В соответствии со ст. 22 ЗК Украины землями сельскохозяйственного назначения-земли, предоставленные для производства сільськогоссіодарської продукции, осуществления сельскохозяйственной научно-исследовательской и учебной деятельности, размещения соответствующей виробничії інфрад структуры или предназначенные для таких целей.
Статья 23 ЗК Украины устанавливает приоритетность земель сельскохозяйственного назначения. Приоритетность этих земель определяется тем, что они являются основным средством производства продуктов питания, кормов для животных и сырья для различных отраслей промышленности.
К землям сельскохозяйственного назначения относятся сельскохозяйственные угодья (пашня, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища, залежи, которые согласно природных свойств, расположение и хозяйственных нужд используют для посевов сельскохозяйственных культур и является средством производства в растениеводстве; несельскохозяйственные угодья (хозяйственные пути, полезащитные лесные полосы и другие защитные насаждения, кроме отнесенных к землям лесного фонда, земли под хозяйственными постройками и дворами, земли временной консервации и т.д.). Особенности правового режима земель сельскохозяйственного назначения. Понятие “правовой режим” означает особый правовой порядок, установленный для определенных сфер общественных отношений. Общими признаками правового режима является наличие установленных законодательством определенных ограничений, запретов или льгот.
Под правовым режимом земель сельскохозяйственного назначения понимают установленные законодательством порядок их викориї использования, охраны, учета, мониторинга, санкции за нарушение земельного законодательства.
Разделение земель сельскохозяйственного назначения на различные категории (сельскохозяйственные и несельскохозяйственные угодья) основания для выделения общего, особенного и специального правовых режимов земель сельскохозяйственного назначения.
Объектом общего правового режима вся площадь земель, пригодных для нужд сельского хозяйства. Основное целевое значение при этих земель - быть средством производства продуктов питания и кормов для животных, а также сырья для промышленности. Для строительства промышленных предприятий, объектов жилищно-коммунального хозяйства, железнодорожных и автомобильных дорог, линий электропередач и связи, магистральных трубопроводов, а также для других нужд, не связанных с ведением сельскохозяйственного производства, в соответствии со ст. 23 ЗК Украины, предоставляются преимущественно несельскохозяйственные угодья либо сельскохозяйственные угодья худшего качества.
Особый правовой режим устанавливается законодательством для сельскохозяйственных угодий из кадастровою оценкой выше сэр дньорайонного уровня. К сельскохозяйственных угодий в таком правовом смысле принадлежат пашня, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища и залежи (ст. 22 ЗК). Правовой режим этих земель заключается в приоритетном использовании их для сельскохозяйственных целей.
Специальный правовой режим устанавливается для особо ценных сельскохозяйственных угодий. В таких земель, в соответствии со ст. 150 ЗК Украины, относятся земли опытных полей научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, земли природно-заповедного фонда, земли историко-культурного назначения и другие. Изъятие (выкуп) особо ценных земель для несельскохозяйственных нужд допускается только в исключительных случаях, а именно: во время строительства объектов общегосударственного значения, дорог, линий электропередач и связи, трубопроводов, осушительных и оросительных каналов, геодезических пунктов, жилья, объектов социально-культурного назначения, нефтяных и газовых скважин и производственных сооружений, связанных с их эксплуатацией. Причем такое изъятие (выкуп) осуществляется по постановлению Кабинета Министров Украины или по решению соответствующего местного совета, которые, в свою очередь, должны предварительно согласовать его с Верховной Радой Украины.
Принцип приоритетности земель сельскохозяйственного назначения определяет направленность правового регулирования их использования на обеспечение плодородия почв и сохранения целостности сельскохозяйственных угодий.
Сохранение и повышение плодородия почв обеспечивается применением системы мероприятий по мелиорации земель (защита земель от водной и ветровой эрозий, селей, подтопления, заболачивания и т.п.), рекультивации нарушенных земель, восстановление их плодородия, своевременного привлечения к хозяйственного оборота (ст. 166 ЗК Украины).
Сохранение целостности сельскохозяйственных угодий обеспечивается последовательной реализацией принципа приоритетности земель сельскохозяйственного назначения, согласно которому земли, пригодные для нужд сельского хозяйства, должны предоставляться в первую очередь для сельскохозяйственного использования (ст. 23 ЗК).
Права и обязанности владельцев и пользователей земель в аграрном производстве. Согласно ст. 22 ЗК Украины, земли сельскохозяйственного назначения передаются в собственность и предоставляются в пользование:
а) гражданам - для ведения личного крестьянского хозяйства, садоводства, огородничества, сенокошения и выпаса скота, ведения товарного сельскохозяйственного производства;
б) сельскохозяйственным предприятиям - для ведения товарного сельскохозяйственного производства;
в) сельскохозяйственным научно-исследовательским учреждениям и учебным учреждениям, сельским профессионально-техническим училищам и общеобразовательным школам - для опытных и учебных целей, пропаганды передового опыта ведения сельского хозяйства;
г) несельскохозяйственным предприятиям, учреждениям и организациям, религиозным организациям и объединениям граждан - для ведения подсобного сельского хозяйства.
В соответствии со ст. 33 ЗК Украины граждане Украины могут иметь на праве собственности и арендовать земельные участки для ведения личного крестьянского хозяйства. Предоставление земельного участка гражданам для ведения личного крестьянского хозяйства осуществляется с учетом требований Закона Украины от 20 апреля 2000 г. “О планировании и застройке территорий”. За этим Законом вопросы организации территории приусадебных участков решаются с учетом требований генерального плана населенного пункта, подробного плана территории и плана ее застройки во взаимодействии с проблемами социальной перестройки деревни: специализации и территориальной организации сельскохозяйственного производства, формирования инженерно-технической инфраструктуры, охраны окружающей среды.
Граждане Украины имеют право получать сельскохозяйственные земли в собственность как для удовлетворения собственных нужд, так и для осуществления товарного производства сельскохозяйственной продукции.
Граждане могут арендовать земельные участки для сенокошения и выпаса скота. Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления могут создавать на землях, находящихся в собственности государства или территориальной общины, общественные сенокосы и пастбища (ст. 34 ЗК Украины).
Граждане Украины из земель государственной и коммунальной собственности имеют право приобретать безвозмездно в собственность или на условиях аренды земельные участки для ведения индивидуального или коллективного садоводства. Иностранные граждане и лица без гражданства могут иметь земельные участки для ведения индивидуального или коллективного садоводства на условиях аренды.
Земельные участки, предназначенные для садоводства, могут использоваться для закладки многолетних плодовых насаждений, выращивания сельскохозяйственных культур, а также для возведения необходимых домов, хозяйственных построек и т. п.
Земли общего пользования садоводческого общества является его собственностью. К землям общего пользования садоводческого товарищества относятся земельные участки, занятые защитными полосами, дорогами, проездами, зданиями и сооружениями и другими объектами общего пользования. Приватизация земельного участка гражданином - членом садоводческого товарищества осуществляется без согласия на то других членов этого общества (ст. 35 ЗК Украины).
Гражданам или их объединениям из земель государственной или коммунальной собственности, могут предоставляться в аренду земельные участки для огородничества. На земельных участках, предоставленных для огородничества, закладки многолетних плодовых насаждений, а также строительство капитальных зданий и сооружений не допускаются (ст. 36 ЗК Украины).
Наиболее: представительную группу землепользователей - сельскохозяйственных товаропроизводителей составляют сельскохозяйственные кооперативы, хозяйственные общества, частные (частно-арендные предприятия, фермерские хозяйства, государственные сельскохозяйственные предприятия. Сельскохозяйственным предприятиям, учреждениям и организациям, кроме государственных и коммунальных, земли сельскохозяйственного назначения могут принадлежать на праве собственности. Право собственности на землю этих предприятий может приобретаться путем внесения в уставный фонд земельных участков основателей и приобретение земельных участков по договорам купли-продажи, дарения, мены, другим гражданско-правовыми соглашениями. Реализация права собственности на землю указанными сельскохозяйственными предприятиями осуществляется в соответствии с законом (ст. 28 ЗК Украины).
Земли фермерского хозяйства могут состоять: из земельного участка, принадлежащего на праве собственности фермерскому хозяйству как юридическому лицу; земельных участков, принадлежащих гражданам - членам крестьянского (фермерского) хозяйства на праве частной собственности земельного участка, используемого фермерским хозяйством на условиях аренды.
Граждане - члены фермерского хозяйства имеют право на получение безвозмездно в собственность из земель государственной и коммунальной собственности земельных участков в размере земельной доли (пая) (ст. 31 ЗК Украины).
Гражданам Украины - членам фермерских хозяйств передаются безвозмездно в частную собственность предоставленные им в пользование земельные участки в размере земельной доли (пая) члена сельскохозяйственного предприятия, расположенного на территории соответствующего совета.
Субъекты аграрных отношений пользуются совокупности земельных прав и обязанностей, закрепленных нормами ЗК Украины.
Согласно ст. 90 ЗК Украины владельцы земельных участков имеют право: продавать или иным образом отчуждать земельный участок, передавать его в аренду, залог, наследство; самостоятельно хозяйствовать на земле; собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных и иных культур, на произведенную сельскохозяйственную продукцию; использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке загальнопоши-рени полезные ископаемые, торф, лесные насаждения, водные объекты, а также другие полезные свойства земли; на возмещение убытков в случаях, предусмотренных законом; строить жилые дома, производственные и другие здания и сооружения.
Согласно Переходных положений ЗК Украины, реализацию отдельных правомочностеи владельцев земельных участков временно ограничено. В частности, на период до 1 января 2015 года граждане и юридические лица могут приобретать право собственности на земли сельскохозяйственного назначения общей площадью до 100 га. Эта площадь может быть увеличена в случае наследования земельных участков по закону. До 1 января 2007 года запрещается внесение права на земельную долю (пай) в уставные фонды хозяйственных обществ. Граждане и юридические лица, которые имеют в собственности земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и другого товарного сельскохозяйственного производства, а также граждане Украины - владельцы земельных долей (паев) не вправе до 1 января 2007 года продавать или иным способом отчуждать шДОжні им земельные участки и земельные доли (паи), кроме передачи их в наследство и при изъятии земель для общественных нужд.
Земельный Кодекс Украины устанавливает следующие основные обязанности собственников земельных участков: обеспечивать использование земельных участков по их целевому назначению; соблюдать требования законодательства об охране окружающей среды; своевременно уплачивать земельный налог; не нарушать права собственников смежных земельных участков и землепользователей; повышать плодородие почв и сохранять інціі их полезные свойства; своевременно представлять соответствующим органам исполнительной власти и органам местного самоуправления данные о состоянии и использовании земель и других природных ресурсов В порядке, установленном законом; соблюдать правила добрососедства и ограничений, связанных с установлением земельных сервитутов и охранных зон; сохранять геодезические знаки, противоэрозионные сооружения, сети оросительных и осушительных систем (ст. 91).



Назад