Электронная онлайн библиотека

 
 Педагогика высшей школы

Книга в системе профессиональной подготовки


Главным источником знаний в учебной работе в ВУЗАХ, да и в жизни, является, бесспорно, книга. Ярко осветил роль книги в становлении личности российский писатель М. Горький: "Я мог бы много рассказать о том, как чтение книги - этот привычный для нас, будничный, но по сути своей таинственный процесс духовного слияния человека с большими умами всех времен и народов - как этот процесс чтения иногда вдруг озаряет светом человеку смысл жизни и место в нем...

...Любите книгу, она облегчит вам жизнь, по-дружески поможет разобраться в пістрявій и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя...

...Любите книгу - источник знаний, лишь знания могут спасти, только они могут сделать нас духовно сильными, честными, умными людьми, способными искренне любить человека, уважать ее труд и сердечно любоваться прекрасными плодами ее непрерывной большого труда".

Начало книгопечатания немецкий изобретатель Иоганн Гутенберг в середине XV ст. Его открытие оказалось гениальным. Оно способствовало сохранению на веки самого ценного человеческого клада - произведений человеческого разума, дало возможность укрепить связи поколений. Особенно увеличилось количество книг в последние десятилетия. Считают, что за последние 25-30 лет в мире напечатано столько книг, сколько за все предыдущие годы с начала книгопечатания. Сориентироваться в этом потоке печатной продукции без специальной подготовки сложно.

Для успешной работы с литературой особенно важным является умение отыскать нужную книгу или статью. И здесь студент не может обойтись без овладения навыками бібліографування. Поиски литературы целесообразно начинать с просмотра библиотечных каталогов, а также каталогов, что их ведут в учебно-методических кабинетах. Есть разные каталоги: алфавитный, систематический, предметный, или тематический. В алфавитном каталоге, когда известна фамилия и инициалы автора, можно быстро найти нужную книгу, выписать ее шифр, который необходимо указать при заполнении бланка заказа на нужное издание. Это значительно облегчит работу библиотекаря и ускорит поиски литературы.

Если необходимо найти книгу по определенному вопросу, а автор его неизвестен, обращаются к систематическому каталогу. Он составлен по десятичной системе. В систематическом каталоге карточки группируются по следующим разделам:

0. Общий раздел (справочники, словари, указатели).

  1. Философия, психология, логика.

2. Религия, атеизм.

3. Общественно-политические науки. Право.

4. Языкознание.

5. Естествознание, математика, физика.

6. Техника. Сельское хозяйство. Медицина.

7. Искусство. Игра. Спорт.

8. Литературоведение.

9. История. География.

Раздел делится еще на 10 подразделов, каждый из которых, в свою очередь, делится на 10 групп и др.

Кроме алфавитного и систематического каталогов является также предметные, или тематические. В тематическом каталоге карты размещены в алфавитном порядке по темам книг примерно так, как размещаются статьи в энциклопедиях. Пользуясь таким каталогом, легко подобрать литературу по конкретным вопросам.

Прибегая к поиску книг в систематическом каталоге, стоит придерживаться схемы (рис. 19).

 19

Рис. 19. Схема поиска книги в систематическом каталоге

В библиотеке, кроме книжных каталогов, есть картотека газетно-журнальных статей. Такой каталог дает возможность отыскать статьи с определенной проблемы.

Сведения о новейшие научные работы, а также художественную литературу можно найти в специальных сборниках, издаваемых Книжной палатой, в частности в "Книжной летописи", который выходит еженедельно. В этом издании регистрируются книги, которые издаются в стране из всех отраслей знаний. "Летопись журнальных статей" выходит тоже еженедельно. Здесь помещен перечень статей, которые появились в журналах, альманахах, сборниках научных записках. "Летопись газетных статей" выходит ежемесячно, в нем регистрируются важные статьи, напечатанные в газетах.

Библиографическими источниками являются также энциклопедии и словари. Умение пользоваться ими значительно облегчает самостоятельную работу студента. Это и справочная литература, которая помогает ориентироваться в большом потоке информации.

К справочных пособий, которые можно найти в библиотеке ВУЗА, относятся:

1. Большая советская энциклопедия: В 30 т. / Под ред. A.M. Прохорова. - 3-е изд. - М: Сов. энциклопедия, 1969-1976.

2. Большая советская энциклопедия: В 30 т. / Под ред. Б.А. Введенского. - 2-е изд. - М: БСЭ, 1950-1958

3. Малая советская энциклопедия / Под ред. Б.А. Введенского. - 3-е изд. - М.: БСЭ, 1958 - 1960. - Т. 1-10.

4.Українська советская энциклопедия: У12 т. / Под ред. М.П. Бажана. - 2-ге вид. - К.: Голов, ред. УРЕ, 1977-1985.

5.украинская язык: Энциклопедия / НАН Украины, Ин-т языкознания НАН Украины. - К.: Вид-во "Укр. энциклопедия" им. М.П. Бажана, 2000. - 750 с.

6. Плющ MM., Грипас НЛ. Русский язык: Справочник. - К.: Сов. шк., 1990. - 254 с.

7. Современный русский язык: Справочник / Л.Ю. Шевченко В.В. Ри-зун, Ю.В. Лысенко; За ред. О.Д. Пономарева. - 2-ге вид., випра. - К.: Лыбидь, 1996. - 320 с

8. Ющук И.П. Практический справочник по украинскому языку. - К.: Родной язык, 1998. - 223 с.

9. Энциклопедия современной Украины / Под ред. М.Г. Желізняка. - К.: Координационное бюро ЭСУ НАН Украины, 2001. - Т. 1. -823 с.

10.Всемирный биографический словарь / Ред. кол.: В.И. Потому что-родулин, Н.М. Кузнецов Н.М. Ланда и др. - М.: БРЭ, 1998. - 926 с.

11.Новый энциклопедический словарь. - М . : БРЭ, 2001. - 1456 с.

12.Биология: Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. М.С. Гилеров. - 3-е изд. - М.: БРЭ, 1998. - 864 с.

13. Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М.С. Гилеров. - 2-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1998. - 864 с.

14. Скиннер М. География. А - Я: Словарь справочник. - М., 1999. - 528 с.

15.Географический энциклопедический словарь / Гл. ред. А.Ф. Трешников. - М.: Сов. Энциклопедия, 1989. - с.522

16.Геодезичний энциклопедический словарь / Под ред. В. Ли-тиського. - Л.: Евросвіт, 2001. - 668 с.

17.Мусієнко М.М., Серебряков В.В., Брайон О.В. Экология. Охрана природы: Словарь-справочник. - К.: Т-во "Знание", 2002.-550 с.

18.Великая Отечественная война. 1941-1945: Энциклопедия / Гл. ред. М.М. Козлов. - М: Сов. энциклопедия, 1985. - 832 с.

19.Дюпон Р.З., Дюпон Т.Н. Всемирная история войн: Энциклопедия военной истории. - СПб.: Полигон, 1998. - Т. 1-3.

20.Кіндер Г., Хільгеман В. Всемирная история: dtv-Atlas: Пер. с нем. - К.: Знания-Пресс, 2001. - 631 с.

21.Советская историческая энциклопедия: В 16 т. / Гл. ред. Е.М. Жуков. - М.: Сов. энциклопедия, 1960-1976.

22.Гренвіл Д. История XX века. Люди. События. Факты / Пер. с англ. О. Суворова. - М.: Аквариум, 1999. - 896 с.

23.Безсмертя. Книга памяти Украины. 1941-1945 / Гл. ред. И.А. Герасимов. - К.: Книга памяти Украины, 2000. - 944 с.

24.Довідник по истории Украины (А - Я): Пособие для общем-ноосвіт. навч. закл. / Под ред. И. Подковы. - 2-ге вид. - К.: Ґене-за, 2001. -113 с.

25.Енциклопедія украиноведения: В 3 ч. / Институт украинской археографии и источниковедения им. М.С. Грушевского НАН Украины. - Репр. изд. - К., 1985.

26 Украинское казачество: Малая энциклопедия. - К.: Генезис; Запорожье: Премьер, 2002. - 568 с

27.Математическая энциклопедия: В 5 т. / Под ред. И.М. Виноградова. - М.: Сов. энциклопедия, 1977. - 1985.

28.Математический энциклопедический словарь / Под ред. Ю.В. Прохорова. - М.: Сов. энциклопедия, 1988. - 847 с.

29.Малая медицинская энциклопедия: В 12 т. / Под ред. В.Х. Василенко. - М.: Сов. энциклопедия, 1965-1970.

30.Популярная медицинская энциклопедия / Под ред. П.В. Петровского. - М.: Сов. энциклопедия, 1979. - 704 с.

31. Червь П.И. Медицинская энциклопедия. - К.: Просвещение, 2001.-1024 с.

32.Словникукраїнськоїмови:В11т. /Ред. кол.:Н.С. Васильева, М.М. Друченко, B.C. Дурко, Л.В. Туник, H.I. Шарапова. - К.: Наук, мысль, 1970-1980.

33.Новий словарь русского языка: В 4 т. / Сост.: В.В. Яременко, А.Н. Слипушко. - К.: Аконит, 1999.

34.Искусство стран и народов мира: В 5 т. / Гл. ред. Б.В. Йо-гансон. - М.: Сов. энциклопедия, 1962-1981.

35.Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 8 т. - СПб.: Литая, 2000. - Т. 1. - 864 с.

36.Історія украинского искусства: В 5 т. - К.: Советов. Украина, 1966-1968.

37.Театральная энциклопедия: В 5 т. / Под ред. С.С. Мо-кульського. - М.: Сов. энциклопедия, 1961-1967.

38.Большой толковый социологический словарь: В 2 т. - М.: Вече, 1999. - 650 с.

39.БерихинА.Б. Экономика и право: Энциклопедический словарь. - М.: Книжный мир, 2000. - 908 с.

40.Економічна энциклопедия: В 3 т. / Ред. СВ. Мочерный и др. - К.: Академия, 2002. - 952 с.

41. Политологический энциклопедический словарь / Ред.:
Ю.С. Шемшученко, Д. Бабкина. - К.: Генеза, 1997. - 400 с.

4 2. Юридическая энциклопедия: В 6 т. / Ред. кол.: Ю. С. Шемшученко и др. - К.: Укр. энциклопедия, 1998.

43.Юридическая энциклопедия / Гл. ред. Б.Н. Топорнин. - М.: Юрист, 2001. - 1272 с.

44.Большой юридический энциклопедический словарь. - М.: Книжный мир, 2002. - 720 с.

45. Юридический энциклопедический словарь / Гл. ред.
А.Я. Сухарев. - М.: Сов. энциклопедия, 1984. - 415 с.

46.Энциклопедический юридический словарь / Под ред. В.Е. Крутских. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 368 с.

47.Культурология. XX век: Энциклопедия: В 2 т. - СПб.: Университетская книга; ООО "Алетейя", 1998.

48.Книга: Энциклопедия / Редкол.: И.Е. Баренбаум, А.А. Бе-левицкая, А. А. Говоров и др. - М.:БРЭ, 1998. - 800 с.

49.Глоссарий современного образования / Под ред. В.И. Астаховой. - X.: ГЛАЗ, 1998. - 272 с.

50.Педагогическая энциклопедия: В 6 т. / Гл. ред. А.И. Каи-ров. - М.: Сов. энциклопедия, 1964.

51.Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт. -сост. А.В. Мардахаев. - М.: Изд. центр "Академия", 2002. - 368 с.

52.Гончаренко С. Украинский педагогический словарь. - К.: Лыбидь, 1997. - 376 с.

53.Даль В.К. Толковый словарь русского языка. Современная версия. - М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001. - 736 с.

54.Русский язык: Энциклопедия / Гл. ред. Ю.Н. Караулов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: БРЭ: Дрофа, 1998. - 703 с.

55.Ожегов СИ. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. - 22-е изд., стер. - М.: Рус. яз., 1990. - 921 с.

56.Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: Сов. энциклопедия, 1935-1940.

57.Словарь современного русского литературного языка: В 20 т. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1948-1963.

58.Краткий этимологический словарь русского языка: Пособие для учителей / Под ред. С.Г. Бархударова. - М.: Пед. Уч. изд. 1961. -403 с.

59.Словарь иностранных слов / Под ред. И.А. Лехина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Госиздат иностр. и науч. словарей, 1954. -856 с.

60.Энциклопедический словарь: В 3 т. / Под ред. Б.А. Введенского. - К.: Праща; М.: БСЭ, 1954-1955.

При подборе литературы с того или иного вопроса необходимо уметь составить библиографические записи в соответствии с единых требований, которые являются обязательными для оформления библиографического аппарата.

В каталоге вы отыскали нужную книгу или статью. Где и как записать данные о них, чтобы успешно и рационально ими пользоваться? Удобнее всего делать такие записи на библиографических карточках. Это позволяет классифицировать их по разным принципам: алфавитным, тематическому и хронологическому. Подобные карточки легко изготовить из плотной бумаги. Рекомендуемый размер - 12,5 х 7,5 см.

Описание книги нужно делать с титульного листа, а не с обложки, по следующей форме:

1. Фамилия и инициалы автора. (Если книга написана двумя или тремя авторами, их фамилии и инициалы подаются также в начале описания.)

2. Название (заголовок) книги. Подается полностью и без сокращений.

3. Данные, следующие после заголовка. Указываются сведения о жанр книги (научно-популярный очерк, учебное пособие, справочник и др.); указывается также, по чьей редакцией вышла книга; порядковый номер издания.

4. Выходные данные. Подаются сведения о месте издания, наименование издательства и год издания.

Приводим образцы библиографических описаний книг, журнальных и газетных статей согласно установленных правил (табл. 15).

Таблица 15. Образцы библиографического описания научных трудов

 

Характеристика источника

Пример оформления

Монографии (один, два или три автора)

Карпенчук С.Г. Теория и методика воспитания: Учеб. пособ. - К.: Вища шк., 1997. - 304 с
Чернокозова В.Н., Чернокозов И.И. Этика учителя. - К.: Сов. шк., 1973. - 176 с.
Мороз О.Г., Сластенин В.А., Филипенко Н.Г. Подготовка будущего учителя: содержание и организация: Учеб. пособ. - К., 1997. - 168 с

Четыре авторы

Рабочая книга классного руководителя / В.П. Драгун, В.Л. Омельяненко, С.В. Омельяненко, Л.И. Прокопенко. - Черкассы, 1986. - 172 с

Пять и более авторов

Системный анализ как элемент инфраструктуры народного хозяйства / Н.И. Белоусова, Е.И. Вишняк, В.Ю. Левут и др. - М.: Экономика, 1982. - 262 с.

Многотомные издания

Сухомлинсъкий В.А. Избранные произведения: В 5 т. - К.: Сов. шк., 1966-1967.

Книги под редакцией

Педагогика / Под ред. М.Д. Ярмаченка. - К.: Вища шк., 1986. - 542 с

Сборники трудов

Педагогический поиск / Сост. И.М. Баженова. - К.: Сов. шк., 1989. - 496 с

Сборник научных трудов

Подготовка учителя к работе в сельской малокомплектной школе: Сб. науч. трудов. - Смоленск, 1983. - 164 с.

Переводные издания

ОконъВ. Введение в обшую дидактике: Пер. с пол. - М.: Высш. шк., 1990. - 382 с.

Словари, энциклопедии

Краткий толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Г. Гринчишин. - К.: Сов. шк., 1988. - 320 с.
Педагогическая энциклопедия: В 4 т. - М.: Сов. энциклопедия, 1964-1968.

Составные части книги

Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса // Макаренко А.С. Произведения: В 7 т. - К.: Сов. шк., 1954. -С. 9-92.
Сухомлинсъкий В.А. Разговор с молодым директором школы // Сухомлинсъкий В.А. Избранные произведения: В 5 т. - К.: Сов. шк., 1977. - Т. 4. - С. 136-328.

Составные части сборника

Лисенкова СМ. Когда учиться легко / / Педагогический поиск / Сост. И.М. Баженова. - К.: Сов. шк., 1989. -С. 47-89.

Составные части журнала

Карпенко И., СілитінаІ. Эмоциональная культура будущего учителя / / Родная школа. - 1998. - №6. - С. 34-38.
СтельмаховичМ.Г. Воспитательный потенциал семьи / / Учитель. - 1998. - №6. - С 52-55.

Газетные статьи

Закон Украины "Об образовании" / / Голос Украины. - 1996. - 25 апреля.
Рострапович М. Провидец / / Факты. - 1998. - 17 октября.

Диссертации

Майборода Г.Я. Социально-педагогический потенциал украинских народных обрядов в системе формирования морально-духовных ценностей личности: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Киев, 1996. - 214 с.

Авторефераты диссертаций

Кретова А.И. Формирование культуры профессионального вещания будущих учителей на основе системного подхода: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Кировоград, 1998. - 20 с

Описание книг, газетных и журнальных статей надо делать на том языке, на которой они напечатаны.

Для более удобного обслуживания в библиотеках с большим количеством книг есть специальные карточки-требования. Подаем возможен образец такого требования:

 

 19-1

Случается, что в библиотеке учебного заведения нет нужной книги. В таком случае ее можно заказать по межбиблиотечному абонементу (МБА). Следует обратиться в отдел МБА библиотеки, которая обслуживает читателя, заполнить бланк-заказ на получение нужной литературы. Бланк ссылается в координационные центры МБА и через некоторое время книга высылается библиотеке-заказчику. Литература по МБА выдается на следующие сроки: книги отечественного издания - на 30 дней; книги на иностранных языках - на 15 дней; журналы - на 15 дней; издания, пользующиеся повышенным спросом, - на 15 дней, микрофильмы - на 45 дней.

Каждый студент, начиная с первого курса, должен заботиться о комплектования собственной библиотеки в соответствии с профессиональными и познавательных интересов. Путь книги к читателю длинный. Даже содержательные, ценные книги переиздаются не чаще чем через 5-7 лет. Поэтому думать: "Я приобрету книгу позже, когда уже буду работать", - допускать ошибки. Если же ставить себе цель ежемесячно покупать 3-4 книги для собственной библиотеки, то за 5 лет обучения в ВУЗЕ можно собрать 240-250 книг. Это тот ценный багаж, который поможет молодому специалисту успешно приобретать своего профессионального мастерства.

Достаточно важным для студента является умение пользоваться книгой. Для эффективной и результативной работы с книгой необходимо соблюдать научно обоснованных организационных и санитарно-гигиенических требований. В частности:

1. Рационально организовать свое рабочее место (стол, стул, принадлежностей: ручка, чернила, карандаш, линейка, бумага, справочники и др.). Стол и стул должны быть подобраны в соответствии с роста человека. Правильным и удобным по высоте должно быть соотношение стола и стула. Книги, подготовленные для обработки, должны лежать слева впереди, а письменные принадлежности - справа. Если стол приставлен близко к стене, то над ним можно приладить полочку, на которой разместить часть нужных книг, особенно справочников. Книга, которую читаем, должна быть удалена от глаз на расстояние 25-30 см и лежать с наклоном 45 градусов, чтобы все строки текста находились на одинаковом расстоянии от глаз. Целесообразно использовать также подставку для книги. Это значительно облегчает работу глаз. Не нужно загружать стол большим количеством книг, бумаг.

2. Во время чтения и ведения записей свет должен падать слева и сверху. При искусственном освещении важно позаботиться о достаточное его количество. Наиболее удобно пользоваться настольной лампой. Свет не должен быть ни слишком ярким, ни тусклым, потому что это является причиной быстрой утомляемости глаз.

3. В рабочей комнате должен быть чистый воздух, насыщенный достаточным количеством кислорода, что является важным фактором поддержания работоспособности и активности клеток головного мозга. Поэтому целесообразно работать при открытом окне или форточке. Если по каким либо причинам нельзя придерживаться этого, то периодически (через 1 - 1,5 часа) нужно открывать окно и проветривать комнату.

4. Необходимо чередовать периоды напряженного труда и отдыха. Группы нейронов, которые включены в активную умственную деятельность, сравнительно быстро утомляются. Важно через 1,5-2 часа один вид умственной работы менять на другой, совсем отключиться от умственной работы и заняться выполнением в течение 10-15 минут иного вида деятельности, которая не требует умственного напряжения. Эффективным является активный отдых и выполнение физических упражнений, прогулка на воздухе и т.д.

5. Работая с книгой, не надо делать частые перерывы. Необходимо "запрацюватися", "войти в материал", чтобы выработать определенный динамический стереотип. Это повышает эффективность умственного труда.

6.Заняття должны быть регулярными и постоянными во времени. Мы часто жалуемся на нехватку времени. Но это лишь потому, что мы нерационально его используем. Российский писатель А.П. Чехов писал: "Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, то не делай ничего". Если каждый день отводить хотя бы 3-4 часа на чтение книг, прорабатывая 20 страниц в час, то за год можно прочитать около 30 тыс. страниц. А это в среднем 140 - 150 книг.

7.Під время работы с книгой в комнате должна царить тишина. Шум снижает активность умственного труда, вызывает подавленное состояние (гіпостенію). К тому же, организм тратит значительное количество энергии на защиту от внешних раздражителей.

8.С книгой надо работать спокойно, без лишних движений. Не следует приучать себя читать лежа. Это рассеивает внимание, ведет к быстрой усталости. Нельзя продуктивно работать с книгой в транспорте или стоя в очереди.

9.Під время работы с книгой не следует применять возбуждающие средства: чай, кофе, табак и др. Это повышает работоспособность на короткое время, но вредит здоровью.

10. Читать надо молча, что дает возможность глубже сосредоточиться на смысле прочитанного, проникнуть в его суть. Иногда для ощущение поэтичности произведения отдельные места целесообразно читать вслух.

В работе с книгой следует придерживаться таких правил:

1.При изучении определенной проблемы в первую очередь необходимо ознакомиться с первоисточниками, а потом уже с пособиями и критическими статьями. Обработка пособий не может заменить изучение первоисточников. Работа над первоисточниками вызывает у читателя самостоятельные мнения, суждения, способствует более глубокому пониманию темы или проблемы.

2.Опрацювання литературы по конкретному вопросу следует начинать с работ общего характера и от них переходить к специальных и более узких исследований.

3.Необхідно подбирать для чтения книги, доступные для понимания. Бесспорно, работа над литературой должен вызывать определенные сложности, но этого не надо бояться. Перечитывая книгу или статью несколько раз, можно проникнуть в суть материала, прийти к пониманию тех или иных понятий.

Начинать работать с книгой стоит с общего ознакомления с ней. Сначала осматривают титульный лист, на котором ука зано год и место издания. Краткая аннотация, которая помещена, как правило, в начале, помогает читателю определить общий ориентир относительно проблем, которые рассматриваются в книге. Просмотр содержания предисловия, послесловия также в определенной степени способствует формированию у читателя интереса к книге.

В зависимости от содержания книги и цели, которую ставит перед собой читатель, различают такие виды чтения.

1.Суцільне чтения. Оно составляет процесс внимательного прочтения книги или отдельных ее разделов без отвлечений, скажем, для записей. При таком чтении можно сделать много, но это не всегда дает нужный эффект. Часто прочитанные в такой способ книги состоят в калейдоскопічні картины и оставляют в памяти мало знаний. К. Д. Ушинский предостерегал: "Книга, которая имеет такое важное значение для человека, остается немой не только для того, кто не умеет читать, но и для того, кто, прочитав механически страницу за страницей, не сумел извлечь из мертвой буквы живые мысли".

Чтобы сплошное чтение не сводилось к бездумной механической работы, напрасной траты времени, следует предварительно ознакомиться со сведениями об авторе, содержанием, структурой, прочитать, как уже было сказано ранее, аннотацию книги. В специальной тетради (читательском дневнике) записать основные данные о книге и авторе, а после прочтения записать главные проблемы, которые в ней рассматриваются.

2. Продолжением предыдущей работы с книгой (сплошного чтения) является ее изучения. В процессе изучения книги, проблем, которые освещены в ней, можно столкнуться с определенными трудностями. Это может обеспокоить, вызвать разочарование в собственных силах. Этого никак не надо бояться. Во-первых, любой вопрос надо начинать изучать с самого простого, с элементарных его частей. Только при этом условии можно постепенно овладеть и методом, и самим предметом. Во-вторых, успеха можно достичь при достаточной настойчивости. Только настойчивость, твердое желание идти к конкретной цели, терпеливость принесут успех. Надо приучить себя:

- требовательно относиться к осознанию понятий, суждений, правил и др.;

- четко выяснять основные положения, тезисы, утверждение, устанавливать взаимосвязи между ними;

- понимать ценность и целеустремленность примеров, пояснений, иллюстраций;

- уметь отыскать в собственном опыте и в жизненной практике новые и дополнительные примеры до тех положений, которые представлены в книге;

- уметь отделять главное от второстепенного, что является лишь иллюстрацией к главному;

- уметь критически разобраться в содержании книги, дать правильную оценку положению работы.

Это те важные умения, которыми должен овладеть студент в процессе самостоятельной работы над книгой.

3. Частичное чтения. Применяется в тех случаях, когда в книге необходимо проработать лишь отдельные разделы, вопросы и др. Частичное чтение применяется в работе с энциклопедиями, словарями, справочниками. При использовании литературы для частичного обработки следует придерживаться следующих рекомендаций:

- определить круг справочников, которыми чаще всего будем пользоваться;

- справочную литературу размещать около до своего рабочего места, чтобы она всегда была под рукой;

- выработать удобную для себя систему записей, чтобы постепенно накапливать рукописные справочники по различным вопросам;

- обращать внимание на научность обоснование определенных вопросов, пользоваться новейшими справочниками.

4. Синтетическое чтения является конкретным и рациональным использованием всех указанных выше видов чтения книги.

Потребность обрабатывать большие массивы печатных источников информации побуждает к поискам более эффективных методов чтения. В последние годы распространяется так называемое скоростное чтение. Этот метод привлекает внимание людей умственного труда тем, что когда при обычном чтении фиксируется от 150 до 400 слов в минуту, то при скоростном - от 900 до 2000-2500 слов.

Для овладения методом скоростного чтения необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

1. Не допускайте регрессий. Регрессами называются обратные движения глаз для повторного чтения слова, фразы, предложения. Текст любой сложности читается один раз. Лишь после окончания чтения и первоначального осмысления содержания прочитанного можно вернуться к повторного чтения.

2. Следуйте алгоритма чтения. Сформируйте свой алгоритм чтения и постоянно помните содержание и лексическое значение его компонентов. Основой для выработки собственного алгоритма чтения может быть такая схема:

- автор, название книги, статьи;

- источник и его выходные данные;

- структура книги, статьи;

- основное содержание;

- особенности и построение фактографического материала;

- проблемы, которые кажутся для вас противоречивыми;

- новизна проработанного материала, его место и значение в дальнейшем понимании научных проблем, возможность использования в практической деятельности.

Подобный алгоритм позволяет упорядочить процесс овладения содержанием прочитанного. При этом новая информация будто укладывается в заранее подготовленные блоки, фиксируется там и приобретает определенной системы.

3.Читайте без артикуляции. Чтение без артикуляции тормозит привычку произносить текст и способствует усилению наглядно-образного компонента мышления.

4.Забезпечуйте движение глаз по центру страницы сверху вниз. Это наиболее экономичный и эффективный способ. Он способствует развитию периферийного зрения. На начальном этапе карандашом проведите вертикальную линию посередине страницы. Это будет своеобразный ориентир для глаз.

5.Будьте внимательными. Старайтесь сосредоточить внимание на процессе чтения.

6.Намагайтесь понять прочитанное в процессе чтения. Это ключ к проникновения в содержание и сущность прочитанного, путь к его запоминание.

7. Постоянно повторяйте прочитанное сразу же после завершения чтения. В процессе чтения запоминайте не слова или отдельные фразы, а мысли, идеи. Ведь только осмысленное запоминание рациональное и производительное. Не перегружайте память. Если вы не упомянули забытое в течение 3-4 минут - еще раз обратитесь к тексту.

8.Використовуйте различные способы чтения. Это зависит от цели обработки печатного источника информации.

Будьте гибким читателем. В зависимости от потребности переходите от обычного чтения к скоростному и наоборот.

10. Постоянно совершенствуйте свои навыки в чтении. Успехи в скоростном чтении появятся лишь в условиях систематических занятий, формирование навыков в этом виде деятельности.

Хоть скоростное чтение и имеет высокую эффективность, не стоит усматривать в нем панацею, которая даст возможность овладеть значительными объемами знаний. Захват лишь скоростным чтением нередко приводит к этажного обработки научной литературы и этажности мышления.

Для студентов важно овладеть всеми видами чтения и использовать их в оптимально эффективному связи. И до какого способа чтения мы бы не прибегали, человеческая память не может хранить всего прочитанного в течение длительного времени. Поэтому в процессе самостоятельного обучения чрезвычайно важно уметь делать записи прочитанного, изученного, систематизировать материал для рационального использования его в дальнейшей научной и практической работе.

При обработке книг применяются такие виды записей: составление плана; выписки цитат; записи заключений, составление тезисов; составление конспекта; составление аннотаций; написание реферата; рецензирование; систематизация сводных осмотров; подготовка конспекта сводного; составление схем, таблиц; запись собственных мыслей, возникшие под впечатлением прочитанного; записи отдельных слов из занотуванням их значение, пословиц, поговорок, крылатых слов и др.

Остановимся на особенностях отдельных видов записей, имеющих важное значение в самостоятельной учебной работе студентов.

План - это такая форма записи, когда читатель выделяет отдельные логически завершенные части статьи или книги, давая им своеобразные заголовки. Это помогает глубже осознать смысл прочитанного, установить логическую связь между его частями. План может быть простым и сложным в зависимости от содержания прочитанного материала и определенной цели.

Цитатная (лат. cito - привожу, провозглашаю) - дословный отрывок из текста произведения или чьи слова приводятся письменно или устно для подтверждения соображения. При выписке цитат надо придерживаться таких правил:

- не делать цитирования без тщательного ознакомления с ближайшим к отрывка текстом;

- цитировать основные, закончены и оригинальные мысли;

- цитату брать в кавычки, если она начинается с середины предложения, то после кавычек ставят многоточие и цитату начинают с маленькой буквы;

- после каждой цитаты указывать источник, из которого она взята; желательно указывать название конкретной работы, а также том или книгу, где эта работа помещена; место издания, издательство, год, страницы;

- при цитировании следует точно воспроизводить курсиви, подчеркивание, разрядки и выписывать цитаты в отдельные тетради с пометками проблем, которых касается цитата; удобно также каждую цитату записывать на отдельных листах бумаги (рекомендуемый размер - 105 х 146 мм), отмечая в правом верхнем углу проблему, которой она касается; на обороте или в конце можно записать свои мысли по поводу выписанной цитаты;

- хранить листы с цитатами в определенной системе.

Соблюдение этих правил позволит в течение определенного времени собрать значительный материал и неоднократно использовать его в учебной и научной работе. Таким же образом можно систематизировать и другие выписки, материалы.

Приведем примеры записей цитат.

Нравственное воспитание. Любовь

По пути Млечном в росах

Будет вечность мчаться на коне,

Я же губами в роскошных волосах

 

Соберу звездные огни.

 

 

Где миры сталкиваются в шали

 

И смеется злостно маньяк,

 

Я свои поведаю печали

 

Той, что жду и не дождусь никак.

 

См.: Сом М. 3 матерью наедине. - К.: Молодежь, 1990. - С 110. 

 

Мастерство воспитание коллектива

"Там, где верят в могучую силу воспитания, в школе царит свобода родительской мудрости. Не произвол желаний, которое может привести к хаосу, а именно воля - строгая, безусловная и вместе с тем мудрая".

Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. - К.: Сов. пик., 1971. - С 182.

Записи заключений, составление тезисов. Во многих случаях при обработке литературы есть потребность сделать записи основных мыслей автора с определенной проблемы. При этом читатель в тетради для записей указывает фамилию и инициалы автора, название книги, место и год издания. Здесь же в определенной последовательности записываются суждения о те узловые проблемы или вопросы, которые рассматриваются в произведении. На полях можно делать свои пометки. Такой подход дает возможность продумать прочитанное, осознать в общих чертах его суть и сохранить материал (основу) для воспроизведения в памяти главных проблем книги в будущем.

Углубленным видом предыдущей работы является составление тезисов. Тезис (гр. thesis - положение, утверждение) - кратко сформулировано основное положение доклада, лекции, сообщения и т.д. Записи прочитанной книги, статьи (в зависимости от ее содержания и направленности) можно делать в виде кратких тезисов. Это не что иное, как выписка своими словами основных утверждений автора и размещения их в определенной логической последовательности. Каждый тезис должна быть сформулирована четко, кратко и передавать основную мысль автора. Примеры и доказательства при этом не записывают. На полях читатель может делать свои пометки, записывать собственные мысли, вызванные размышлениями над обработанным материалом. Работа с книгой в такой способ помогает синтезировать основные мысли и положения, способствует развитию логического мышления.

Составление конспекта. Конспект (лат. conspectus - обзор) - обзор, короткий, последовательный, краткое письменное изложение основного содержания книги, статьи, лекции, записанный в повествовательной форме. В конспекте можно записывать тезисы, выписки, цитаты, цифровые материалы, таблицы, графики, отдельные рисунки. Изложение конспективного записи должно быть последовательным, логически связанным. Для

подтверждение отдельных положений необходимо записывать наиболее яркие примеры. К составлению конспектов книг, статей предъявляются следующие требования:

- записи следует вести в отдельной тетради. Лучше всего использовать для этого школьная тетрадь, что содержит 12 листов. Это дает возможность в будущем более удобно пользоваться ранее сделанными записями, размещать и синтезировать их по тематическому принципу. С левой стороны страницы отводится широкое поле (4 - 5 см). На нем удобно делать пометки, дополнения, составлять планы законспектованого материала, высказывать собственные мысли;

- в начале конспекта необходимо записать фамилию и инициалы автора, полное название работы с подзаголовками, место и год издания, количество страниц (при обработке больших по объему источников целесообразно отводить отдельную страницу). Важно записать дату написания произведения, обстоятельства его написания, если такие есть. Эти данные можно взять из предисловия и примечаний;

- писать необходимо разборчивым почерком и обязательно чернилами. При этом следует помнить, что конспект вы готовите не для одноразового использования. Он может пригодиться в течение обучения и в дальнейшей самостоятельной профессиональной деятельности;

- цитаты и особенно важные мысли (положения, определения, правила и др.) необходимо выделять в тексте;

- целесообразно выработать свои условные знаки, чтобы выделять в конспекте нужные места.

Начиная составление конспекта научной работы, стоит предварительно прочитать материалы о работе, в которых дано ее анализ, оценку. Это поможет обратить внимание на главные вопросы и проблемы, которые нашли отражение в работе. Важно сначала перечитать всю труд без записей, чтобы иметь представление о ее структуре и общий смысл, и только после этого конспектировать. Необходимо вчитываться в текст, до конца осознавать суть изложенных мыслей. Записи следует делать своими словами. Эффект дает фиксация результатов анализа и синтеза прочитанного, а не дословную запись непонятного или, в худшем случае, перефразированных отдельных предложений, часто не связанных между собой.

В конспекте надо четко записывать заголовки и подзаголовки, что есть в работе, выделяя их подчеркиванием, другим чернилами. Страницы конспекта необходимо нумеровать. Если в одном тетради содержатся конспекты многих трудов, то в конце стоит подать перечень законспектованих работ, указать страницы. Это помогает быстро найти нужный материал.

Составление аннотаций. Аннотация (лат. annotatio - замечания, примечание) - краткая обобщающая характеристика книги (или ее части), статьи, рукописи. Для проведения этой работы необходимо внимательно перечитать книгу выяснить, кому она адресована, с какой целью может быть использована. Написание аннотаций - ответственная задача и требует глубоких знаний по соответствующей отрасли. Работа должна быть оценена с точки зрения ее научности, логической последовательности, актуальности вопросов или проблем.

Рецензия (лат. recensio - осмотр, обследование) - критическая оценка художественного, научного произведения, спектакля, кинофильма, отзыв о них. В рецензии должны быть высказаны такие суждения о прочитанном в целом и его важнейшие детали, которые подкреплены научно обоснованными доказательствами, фактами, объяснениями. Рецензии в подавляющем большинстве имеют характер выводов, обобщений, оценки прочитанного. Можно давать оценку книги или статьи в целом или отдельных ее разделов, частей, делая в конце обобщения.

Составление конспекта сводного составляет систему записей, которые включают фиксирования планов, выписки цитат, отдельных тезисов, выводов, детальное конспектирования разделов и т.д.

Выписки непонятных слов с объяснением и толкованием их значение, пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых слов также является полезным в деятельности студента. Такие записи нужно делать на отдельных листах бумаги (и определенным образом систематизировать) или в специальной тетради, придерживаясь соответствующей системы. Приведем пример такой работы по карточной системе.

Трудовое воспитание - Этнопедагогика

11. Гуляй и труд знай.

12.3 труда радость, с безделья грусть.

13.Коли труд выйдет дверью, то беда окном лезет в дом.

14.Люби труд змалу, послушаешь весь возраст похвалу.

Пословицы и поговорки. - К.: Народная мысль, 1989.

 

Консолидация (лат. konsolidatio - укрепление, объединение) - укрепление, объединение, объединение.

Консенсус (лат. consensus - согласие) - согласие относительно спорного вопроса, которого достигают в результате дискуссии и компромиссов.

Легитимация (лат. legitimus - законный) - определение или подтверждение законности некоего права или полномочия.

Удобно записывать объяснения непонятных слов на небольших карточках одинакового размера, размещая их в специальном ящике по алфавиту. Если вести такую работу систематически и длительное время, это положительно влияет на улучшение культуры речи, обогащение лексического запаса.



Назад