Электронная онлайн библиотека

 
 Аграрное право Украины

Тема 16. Правовое регулирование осуществления отдельных видов сельскохозяйственной деятельности


Правовое регулирование племенного дела в животноводстве.
Правовое регулирование пчеловодства.
Правовое регулирование производства рыбной продукции.
Правовое регулирование ветеринарной медицины.
Охрана прав на сорта растений.
Правовое регулирование семеноводства.
Правовое регулирование защиты растений.

Правовое регулирование племенного дела в животноводстве. Согласно ст. 1 Закона Украины «О племенном деле в животноводстве» племенное дело - это система зоотехнических, селекционных и организационно-хозяйственных мероприятий, направленных на улучшение племенных и продуктивных качеств животных.
Объектами племенного дела является крупный рогатый скот, свиньи, овцы, козы, лошади, птицы, рыбы, пчелы, шелкопряды, пушные звери, которых разводят для получения определенной продукции. Согласно ст. 5 этого Закона к субъектам этого дела относятся: владельцы племенных (генетических) ресурсов, предприятия (объединения) с племенного дела, селекционные, селекционно-технологические и селекционно-гибридных центров, ипподромы, станции оценки племенных животных, юридические и физические лица, предоставляющие соответствующие услуги и принимают участие в создании и использовании племенных (генетических) ресурсов, владельцы неплеменных животных - потребители племенных (генетических) ресурсов и заказчики услуг по племенному делу в животноводстве.
Породная чистота сельскохозяйственных животных защищается законом путем установления требований к племенных (генетических) ресурсов. К последним, в соответствии с этим законом, относятся: животные, сперма, эмбрионы, яйцеклетки, инкубационные яйца, которые имеют племенную (генетическую ценность. Показателем племенного (генетической) ценности есть устоявшаяся способность животных передавать потомкам определены качественные породные признаки.
В соответствии со ст. 10 Закона Украины «О племенном деле в животноводстве» племенных животных нужно идентифицировать, Пронумеровать, сфотографировать, присвоить им клички, что даст возможность собирать информацию о каждом из них отдельно и встановліовати соответствие этой информации.
Племенные животные подлежат регистрации в документах из племенного дела, данные о них надо вносить в документы официального учета производительности, которые оформляются государственными контролерами-ассистентами и подтверждаются соответствующими организациями, которые исследуют качественные показатели полученной продукции. Они подлежат также официальной классификации (оцениванию типа в баллах), которую проводят эксперты-бонітери.
Согласно ст. 13 Закона Украины «О племенном деле в животноводстве» владельцы племенных (генетических) ресурсов обязаны иметь племенные свидетельства (сертификаты), которые являются документальным подтверждением качества принадлежащих им племенных животных, спермы, эмбрионов, яйцеклеток. Эти свидетельства (сертификаты) содержат сведения о происхождении, производительность, тип и другие качества генетических ресурсов, данные иммуногенетического контроля, оценку типа животных в баллах. Они необходимы для подтверждения качества племенных (генетических) ресурсов и для защиты прав потребителей племенной продукции.
Правовое регулирование пчеловодства. Правовое регулирование пчеловодства осуществляется на основе норм Закона Украины «О пчеловодстве». В соответствии с этим Законом пчеловодство - отрасль сельскохозяйственного производства, основой функционирования которой является разведение, содержание и использование пчел для опыления комахозапильних растений сельскохозяйственного назначения и повышения их урожайности, производство пищевых продуктов и сырья для промышленности. Объектами пчеловодства есть рабочие пчелы, пчелиные матки, трутни, пчелиные семьи, которых разводят на племенных и товарных пасеках. Субъектами пчеловодства, независимо от форм собственности, являются: племенные и товарные пасеки, племенные бджолорозплідники; предприятия по изготовлению оборудования и пасечного инвентаря; предприятия, учреждения и организации по заготовке, переработке, реализации продуктов пчеловодства и препаратов из них; лаборатории сертификации продуктов пчеловодства; научные учреждения, учреждения образования, опытные хозяйства, которые занимаются пчеловодством; союзы, ассоциации и другие объединения, деятельность которых связана с пчеловодством.
Право на занятие пчеловодством имеют физические лица, имеющие соответствующие навыки или специальную подготовку, а также юридические лица. Занятие пчеловодством не требует специального разрешения. Физическое или юридическое лицо для занятия этим делом, в частности формированием пасеки с пчелиных семей, должен приобрести подсобное помещение, инвентарь и оборудование на определенном земельном участке. Количество пчелиных семей, что их могут содержать юридические и физические лица, не ограничивается.
Статьей 13 Закона Украины «О пчеловодстве» предусмотрено, что для учета пасек и проведения лечебно-профилактических мероприятий на каждую пасеку выдается ветеринарно-санитарный паспорт. Пасека регистрируется один раз в год ее основания по месту жительства физического лица или по местонахождению юридического лица, которая занимается пчеловодством, в местных государственных администрациях или местных советах.
Согласно ст. 19 Закона Украины произведенные или заготовленные продукты пчеловодства подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе. Производство вощины для ее реализации осуществляется физическими и юридическими лицами в порядке, определенном Ветеринарно-санитарными требованиями по заготовке и переработке воскосырья, утвержденными приказом Государственного департамента ветеринарной медицины Украины от 7 июня 2002 г. № 31.
Правовое регулирование производства рыбной продукции. Правовую основу регулирования производства рыбной продукции составляют нормы Закона Украины «О рыбе, других водных живых ресурсах и пищевой продукции из них». Объектами рыбоводства является рыба и другие водные живые ресурсы, которые, в соответствии с этим законом, охватывающие совокупность водных организмов, жизнь которых невозможно без пребывания в воде. К водных живых ресурсов относятся: пресноводные, морские, ана - и ката-дромні рыбы на всех стадиях развития, круглоротые, водные беспозвоночные, в том числе моллюски, ракообразные, черви, иглокожие, губки, кишечнополостные, наземные беспозвоночные в водной стадии развития, головоногие, водоросли и другие водные растения.
По Закону Украины «О рыбе, других водных живых ресурсах и пищевой продукции из них» выращивания рыбы, других водных живых ресурсов в рыбохозяйственных водных объектах (участках) и континентальном шельфе Украины разрешается субъектам аграрного права при наличии положительной ветеринарно-санитарной оценки состояния водных объектов, которые ее осуществляют государственные органы ветеринарной медицины. Законом определено, что качество и безопасность живой рыбы, других водных живых ресурсов, выращенных в прудах, других водных объектах (участках), подтверждаются ветеринарным свидетельством, которое выдают государственные органы ветеринарной медицины один раз в год на всю партию выращенной живой рыбы или других водных живых ресурсов.
Переработкой продукции ловли имеют право заниматься субъекты аграрного права при наличии у них разрешения на этот вид деятельности, который выдается органами государственной санитарно-эпидемиологической службы и государственной службой ветеринарной медицины. Субъекты аграрного права, которые перерабатывают продукты ловли, подлежат учету в государственной службе ветеринарной медицины по местонахождению. Закон Украины «О рыбе, других водных живых ресурсах и пищевой продукции предусматривает, что субъекты аграрного права, которые занимаются переработкой рыбной продукции, должны быть аккредитованы производственные лаборатории для контроля за качеством продуктов лова, пищевой продукции из них и сопутствующих материалов.
Правовое регулирование ветеринарной медицины. Согласно Закону Украины «О ветеринарной медицине» ветеринарная медицина является отраслью науки и практических знаний о болезнях животных, их профилактику, диагностику и лечение, ветеринарно-санитарную качество и безопасность продукции животного, а на рынках - и растительного происхождения, о сохранении здоровья и продуктивности животных, предотвращения болезней и защиты людей от заболеваний, общих для животных и людей.
Государственный ветеринарно-санитарный контроль осуществляется врачами государственных учреждений ветеринарной медицины. Государственный ветеринарно-санитарный надзор осуществляется Главным государственным инспектором ветеринарной медицины Украины, его заместителями, главными государственными инспекторами ветеринарной медицины Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя, городов, районов, их заместителями, главными государственными инспекторами ветеринарной медицины региональных служб государственного ветеринарно-санитарного контроля и надзора на государственной границе и транспорте, их заместителями и государственными инспекторами ветеринарной медицины.
Закон Украины «О ветеринарной медицине» предусматривает порядок установления карантина животных. Карантин в местах возникновения опасных заболеваний устанавливается и отменяется решением Совета министров Автономной Республики Крым, местной государственной администрации на соответствующих территориях и исполнительными органами местного самоуправления городов областного значения, в том числе на территории отдельных хозяйств по представлению соответствующего органа государственной ветеринарной медицины, а в пределах одного или нескольких регионов - по решению Кабинета Министров Украины по представлению Государственного департамента ветеринарной медицины при Министерстве аграрной политики Украины.
В случае возникновения на территории Украины особо опасных инфекционных болезней животных, в том числе таких, которые ранее не регистрировались, по решению Государственной чрезвычайной противоэпизоотической комиссии при Кабинете Министров Украины больные животные и животные с подозрением на болезнь потрясенной фермы, стада, группы, а в случае необходимости - животные других ферм, стад, групп, имевших прямой или косвенный контакт, который может привести к передаче возбудителя инфекции, забиваются (дорізуються), а их туши, малоценный инвентарь, транспортные средства, другие предметы, которые могут быть фактором такой передачи, уничтожаются путем сжигания, закапывание или другим способом, который гарантирует прекращения распространения указанных болезней.
В случае установления карантина может вводиться полное или частичное запрещение: провозить или перегонять животных через карантинную зону, ввозить (заводить) в эту зону, вывозить (выводить) с ней животных; вывозить или выносить (в том числе для пересылки посылками) из карантинной зоны продукцию животного и растительного происхождения, корма; перегрупировывать, переводить (перевозить) животных в пределах карантинной зоны, а также использовать совместные пастбища, места водопоя для больных и здоровых животных без разрешения главного государственного инспектора ветеринарной медицины района, города, области.
Юридические или физические лица (граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, которые проживают на территории Украины) могут заниматься ветеринарной практикой на основании лицензии, выдаваемой в соответствии с законодательством Украины.
Охрана прав на сорта растений. Обеспечивается такая правовая охрана нормами Закона Украины «Об охране прав на сорта растений». Согласно ст. 1 этого Закона сорт растений являются отдельной группой растений (клон, линия, гибрид первого поколения, популяция) в рамках низшего из известных ботанических таксонов, которая, независимо от того, удовлетворяет ли она вполне условия предоставления правовой охраны, может быть определена степенью проявления признаков, что является результатом деятельности данного генотипу или комбинации генотипов; может быть відрізнена от любой другой группы растений степенью проявления хотя бы одного из этих признаков; может рассматриваться как единое целое с точки зрения ее пригодности для воспроизведения в неизменном виде целых растений сорта.
Согласно Закону Украины «Об охране прав на сорта растений» могут приобретаться такие права на сорта: личное неимущественное право авторства на сорт; имущественное право владельца сорта. О личное неимущественное право авторства на сорт свидетельствуют Реестр сортов, Реестр патентов, свидетельство об авторстве на сорт растений, патент. О имущественное право владельца сорта свидетельствуют Реестр патентов, патент. Разновидностями сорта, на которые могут приобретаться права, являются клон, линия, гибрид первого поколения, популяция.
Сорт считается охороноздатним - пригодным для приобретения права на него как на объект интеллектуальной собственности, если по проявлением признаков, порожденных определенным генотипом или определенной комбинацией генотипов, он является новым, вирізняльним, однородным и стабильным.
Права на сорт приобретаются в Украине путем представления к Государственной службы по охране прав на сорта растений заявки, экспертизы заявки и государственной регистрации прав.
Лицо, создавшее сорт, признается автором сорта. Она приобретает личное неимущественное право авторства от даты государственной регистрации сорта. Право авторства не отчуждается, не передается и действует бессрочно.
Лицо, признанное автором сорта, имеет право: а) препятствовать другим лицам присваивать и искажать его авторство; б) требовать не разглашать его имя как автора сорта и не указывать его в публикациях; в) требовать указания своего имени во время использования сорта, если это практически возможно.
Имущественным правом собственника сорта является его исключительное право на использование собственного сорта и на разрешение или запрет использования сорта другими лицами. Исключительное право владельца сорта на разрешение или запрет использования сорта заключается в том, что никто без его разрешения не может осуществлять в отношении материала сорта следующие действия: а) производство или воспроизведения (с целью размножения); б) доведение до кондиции с целью размножения; в) предложение к продаже; г) продажа или другой коммерческий оборот; д) вывоз за пределы таможенной территории Украины; д) ввоз на таможенную территорию Украины и т.д.
Присвоение авторства является нарушением личного неимущественного права авторства на сорт. Совершение без разрешения лица, имеющего имущественное право на сорт, каких-либо действий в отношении к этому сорту, требующих разрешения, считаются нарушением имущественного права на сорт. Нарушение прав на сорт влекут за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Лицо, права которого на сорт нарушены, может потребовать: а) прекращении действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения его права в отношении положения, существовавшего до нарушения права; б) взыскании причиненных убытков, включая неполученные доходы; в) возмещения морального вреда; г) принятия иных предусмотренных законодательством мер, связанных с защитой прав на сорта.
Лицо, нарушившее права на сорт, обязано по требованию лица, которому принадлежат эти права, прекратить нарушение и возместить причиненные убытки.
Правовое регулирование семеноводства. Согласно ст. 1 Закона Украины «О семенах и посадочном материале» семеноводство и питомниководство - отрасль растениеводства, занимающаяся размножением в соответствии семян и посадочного материала, сохранением и улучшением их сортовых, посевных и урожайных качеств (свойств), а также осуществляет сортовой и семенной контроль. Семенами есть любые органы растений, которые используются для размножения. Посадочный (посадочный) материал - это растения и их части, пригодные для воспроизведения целостных растений.
По закону, семена делится на три категории: оригинальное семя первичных звеньев семеноводства, которое реализуют для дальнейшего размножения и получения элитных семян; элитное - семена, полученные от последовательного размножения оригинальных семян в элитно-семеноводческих и других хозяйствах, занесенных в Государственный реестр производителей семян и посадочного материала; репродуктивные - семян первой и последующих репродукций. К семена указанных категорий приравнивается соответствующий посадочный материал картофеля, винограда, плодовых, ягодных, орехоплодных, декоративных, лекарственных, лесных культур с учетом особенностей их размножения.
Согласно Закону Украины к объектов семеноводства и питомниководства относятся: сорт растений (клон, линия, гибрид, популяция, сортосуміш); семена и посадочный материал; семенные посевы и насаждения. Субъектами семеноводства и питомниководства признаются физические и юридические лица, которым предоставлено право заниматься производством, реализацией и использованием семян и посадочного материала в соответствии с действующим законодательством. Система семеноводства и питомниководства состоит из звеньев оригинальных, элитных и репродукционных семеноводства и питомниководства, страховых и государственного резервного семенных фондов.
Согласно Закону Украины создание страхового семенного фонда является обязательным для всех производителей семян. Страховые семенные фонды оригинальных, элитных и репродукционных семян создаются соответствующими субъектами семеноводства в объемах, предусмотренных специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам аграрной политики.
Для обеспечения семенами районов, не производят собственного семена или имеют ограниченные возможности его производства, оказания помощи в случае уничтожения или повреждения семеноводческих посевов вследствие стихийного бедствия, обеспечение сортовідновлення, сортозамены и реализации семян по международным договорам создается государственный резервный семенной фонд.
Семена и посадочный материал вводят в обращение после их признания государственными органами управления и контроля в семеноводстве и посадочном, что подтверждается соответствующими документами установленной формы. Семена и посадочный материал считаются признанными, если они: по сортовым чистотой и посевными качествами соответствуют требованиям нормативного документа; относятся к сорту, который занесен в Реестр сортов растений Украины, или по результатам государственного испытания сорта признаны перспективными, то есть показали значительное преимущество по урожайности или за другими ценными признаками.
Государственный контроль в семеноводстве и посадочном осуществляют Украинская государственная семенная инспекция, Государственная семенная инспекция Автономной Республики Крым, областные, районные, городские, межрайонные государственные семенные инспекции, Украинская государственная помологічно-ампелографічна инспекция, Украинская государственная лісонасіннєва инспекция, государственные зональные лесо-семенные инспекции, Украинская государственная цветочно-декоративное семенная инспекция.
Правовое регулирование защиты растений. Согласно ст. 1 Закона Украины «О защите растений» защита растений - это комплекс мероприятий, направленных на уменьшение потерь урожая и предотвращения ухудшение состояния растений сельскохозяйственного и иного назначения, многолетних насаждений, деревьев, кустарников, растений закрытого грунта, продукция растительного происхождения через вредителей, болезней и сорняков.
Специально уполномоченными органами исполнительной власти в области защиты растений является Главное управление государственной службы защиты растений (Главная государственная инспекция защиты растений) Минагрополитики, а также государственные станции защиты растений Автономной Республики Крым, областей и районов. В населенных пунктах, на территориях природно-заповедного фонда, в лесопарковых частях зеленых зон, защитных лесных насаждениях в полосах отвода железных и автомобильных дорог защита растений осуществляют подразделения защиты растений предприятий, учреждений и организаций, которые их (растений) владельцами или пользователями. Специальным органом в деле защиты растений является также Государственная служба по карантину растений Украины.
Закон определяет права и обязанности должностных лиц специально уполномоченных органов исполнительной власти в сфере защиты растений. В частности, они имеют право: требовать от предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности и граждане, деятельность которых связана с защитой растений, соблюдения законодательства о защите растений; посещать предприятия, учреждения, организации всех форм собственности, деятельность которых связана с пользованием землей, лесом, водными объектами, выращиванием растений сельскохозяйственного и иного назначения, многолетних и лесных насаждений, деревьев, кустарников, растительности закрытого грунта, а также реализацией, переработкой, хранением и использованием растений и продукции растительного происхождения с целью проверки соблюдения законодательства о защите растений и отбирать образцы почвы, воды, семян, растений, продукции растительного происхождения и других материалов для проведения фитосанитарной диагностики; ограничивать, временно запрещать или приостанавливать деятельность предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности и граждан в случае нарушения ими требований технологии и нормативно-правовых актов по вопросам защиты растений, которые могут повлечь за собой угрозу жизни и здоровью людей и окружающей среде; определять и регулировать объемы работ, связанных с защитой растений, в соответствии с фитосанитарного состояния; запрещать реализацию средств защиты растений, которые не отвечают требованиям к их качеству; получать от министерств, других центральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности и граждан необходимую информацию по вопросам защиты растений; давать обязательные для исполнения распоряжения (предписания) о проведении предприятиями, учреждениями, организациями всех форм собственности и гражданами профилактических и истребительных мероприятий по защите растений; налагать административные штрафы на лиц, виновных в нарушении законодательства о защите растений.
Должностные лица специально уполномоченных органов исполнительной власти в сфере защиты растений, обязаны в пределах своей компетенции разрабатывать и принимать нормативно-правовые акты по вопросам защиты растений; прогнозировать развитие и распространения вредных организмов; своевременно информировать органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, а также предприятия, учреждения, организации всех форм собственности и граждане, деятельность которых связана с пользованием землей, лесом, водными объектами, реализацией, переработкой, хранением и использованием растений и продукции растительного происхождения, о фитосанитарное состояние, сроки и методы проведения защитных мероприятий; осуществлять контроль за выполнением государственных, межгосударственных, региональных целевых программ защиты растений; внедрять безопасны для здоровья человека и охраны окружающей среды интегрированы и другие системы защиты растений; определять обстоятельства, пределы территории, время введения особого режима защиты растений и меры по локализации и ликвидации особо опасных вредных организмов, а также привлекать в установленном законодательством порядке для этих целей ресурсы государства, а также ресурсы предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности и граждан по предварительным возмещением им понесенных ими затрат и т.д.
Закон определял также права и обязанности предприятий, организаций и граждан в сфере защиты растений. В частности, они имеют право: получать в установленном порядке полную и достоверную информацию о появлении, распространение, развитие вредных организмов и их шкодочинність; участвовать в разработке и обсуждении проектов целевых программ защиты растений, вносить предложения по этим вопросам в специально уполномоченных органов исполнительной власти в сфере защиты растений; на возмещение убытков, причиненных им в результате нарушения законодательства о защите растений. В то же время они обязаны: проводить систематические обследования угодий, посевов, насаждений, продукции растительного происхождения, хранилищ и т.п и в случае выявления распространения вредных организмов поінформовувати об этом специально уполномоченные органы исполнительной власти в сфере защиты растений; соблюдать технологии выращивания растений сельскохозяйственного и иного назначения; допускать к работ, связанных с транспортировкой, хранением, применением средств защиты растений, их торговлей, только человек, которые прошли специальную подготовку и имеют на то соответствующее удостоверение и допуск, выдаваемых специально уполномоченными органами исполнительной власти в сфере защиты растений; своевременно проводить комплекс профилактических и истребительных мероприятий по борьбе с вредителями, болезнями и сорняками; выполнять регламенты хранения, транспортировки и применения средств защиты растений; использовать соответствующую технику, оборудование и средства общественной и личной безопасности; возмещать предприятиям, учреждениям, организациям всех форм собственности и гражданам причиненные им убытки в установленном законодательством порядке.
Отношения по защите растений от вредителей, возбудителей болезней растений, которые отсутствуют или ограниченно распространенные на территории Украины (карантинных организмов), регулируются Законом Украины «О карантине растений». Согласно этому закону в случае выявления карантинных организмов карантинный режим вводится: в пределах нескольких областей Кабинетом Министров Украины по представлению Главного государственного инспектора по карантину растений Украины; на территории Автономной Республики Крым, области, нескольких районов, района, населенного пункта или территории отдельного хозяйства - соответственно Советом Министров Автономной Республики Крым, местной государственной администрацией по представлению, соответственно, главных государственных инспекторов по карантину растений Украины, государственных инспекторов по карантину растений.
Карантинный режим вводится в течение суток с момента выявления карантинного организма. Орган, принявший решение о введении или отмене карантинного режима, в течение суток уведомляет об этом лиц, которые находятся или проживают в карантинной зоне.
В карантинной зоне осуществляются такие специальные карантинные мероприятия: осмотр и обследование подкарантинных материалов и объектов; осуществление контроля за проведением локализации и ликвидации карантинных организмов; запрет вывоза из карантинной зоны зараженных карантинные организмы подкарантинных материалов и объектов; обеззараживания подкарантинных материалов и объектов; техническая переработка зараженных карантинные организмы подкарантинных материалов и т.д.



Назад