Электронная онлайн библиотека

 
 Педагогика высшей школы

Подготовка к лабораторных, практических, семинарских занятий


Важное место в учебной работе ВУЗОВ занимают лабораторные, практические занятия, семинары. Каждый из этих видов выполняет свои задачи. Но главное, что их объединяет, - обеспечение условий для самостоятельной работы студента, овладение рациональными и эффективными методами познания.

Виды СРС могут быть самыми разнообразными: подготовка к аудиторных занятий (лекций, лабораторных, практических, семинаров), зачетов, экзаменов, к аттестации в условиях действия модульно-рейтинговой формы организации и контроля занятий, выполнение рефератов, курсовых, квалификационных и дипломных работ и проектов.

Время, затрачиваемое на СРС, составляет 75-80% в общей структуре учебного времени (с учетом самостоятельной деятельности во время аудиторных занятий).

Для того чтобы самостоятельная работа была эффективной, студент должен глубоко осознать ее необходимость, цели и дальнейшую полезность для себя. Обязательными условиями успешного выполнения СРС является точное и конкретное определение задачи, его мотивированность, наличие и знание студентом методики выполнения, сроки, формы и виды контроля, предоставления консультативной помощи преподавателем.

Материалы для самостоятельной работы, его объемы добираются преподавателем, он же определяет графики, сроки выполнения, формы контроля. Разрабатывает систему заданий, темы рефератов, курсовых, квалификационных и дипломных работ, методические рекомендации и инструкции, списки обязательной и дополнительной литературы.

Для того чтобы задания для самостоятельной работы могли быть выполненными, надо, чтобы они соответствовали условиям, а именно: были доступными и понятными для студента, содержали элементы новизны, давали возможность корректировать и контролировать их выполнение.

В практике работы высшей школы, как уже отмечалось, выделяют три дидактических типы семинаров: просемінари, семинары и спецсеминары. Семинарские занятия требуют от студентов тщательной подготовки. Готовясь, студент должен ознакомиться с планом семинарского занятия, рекомендованной литературой. Сначала следует ознакомиться с материалом по теме семинара, который помещен в учебных пособиях. Это даст возможность составить общее представление о теме, которая выносится на семинарское занятие. Если из этой темы была прочитана лекция, то полезно также тщательно проработать ее конспект. Только после этого начинается самостоятельная работа над изучением первоисточников.

Отдельное звено в процессе подготовки к семинарского занятия составляет непосредственная подготовка выступления с того или иного вопроса. Стоит приучать себя выступать не по готовым текстом, зачитывая его, а своими словами, пользуясь лишь кратким планом. Подготовка к выступлению и заключается в том, чтобы к каждому вопросу составить на отдельной карточке или листы краткий план с пометками нужных цифр, записями цитат, конкретных фактов. Такой подход даст возможность выработать умение проявлять самостоятельность во время выступлений на семинаре. Если студент поставлен перед необходимостью самостоятельно решать задачи, то это значительно активизирует потенции его психической деятельности, способствует развитию и становлению положительных качеств.

Для успешного выполнения лабораторных и практических работ надо хорошо знать теоретический материал, владеть методикой применения знаний на практике, уметь пользоваться необходимым оборудованием, материалами, реактивами, техникой для проведения измерений, вычислений. Бесспорно, что успех возможен только при кропотливой подготовительной работе студента



Назад