Электронная онлайн библиотека

 
 История украинской философии

Нация и национальная культура


В широком (антропологическому) значении слово «культура» означает созданный определенным обществом «жизненный мир» (В. Дильтей, Е. Гуссерль), который общество встраивает в природное окружение. Понятие «жизненный мир» и «природное окружение», которым пользуется А. Гелен в «Основах философской антропологии», являются наиболее важными для понимания культуры в ее антропологическому значении. Образ жизни человеческих сообществ лишь частично детерминированный природным окружением и биологическими особенностями человека. Свой жизненный мир люди творят в относительном, но всегда имеющемся пространстве свободы, однако на ранних этапах своего бытия они не осознавали его наличии. Способ поведения и жизни людей зависит от того, какие обычаи творят человеческие общества в пространстве свободы. Благодаря этому они превращают негативную свободу (свободу от объективных детерминацией) на положительную (создание особого жизненного мира, самобытной культуры). Такие самобытные культуры некоторые исследователи (Е. -Б. Тейлор, А. -Дж. Тойнби и др.) обозначают словом «цивилизации», однако между понятиями «культура» и «цивилизация» есть существенные различия, их даже противопоставляют (О. Шпенглер).

Самобытные культуры способны объединять людей в сообщества - коллективы, сформированные на основе исторически созданного культурно-психического подтекста. Они отличаются от договорных союзов или «обществ» (Г. Вебер). Словом «союз» обозначают группу людей, объединенных соответствующим порядком, который регулирует их взаимоотношения, предполагает определенную координацию действий. Устанавливать такой порядок могут обычаи, обычное или писаное право. Они могут быть добровольно принятыми (договорные союза) или навязанными. Общества могут в разной степени проявлять признаки союзов и сообществ.

Сообществами являются семьи, этноса, нации, религиозные общины и т.д. Этнос - сообщество, в которую люди объединены культурными факторами различной природы (мифы, верования, обычаи, язык), способны порождать чувство солидарности. Этим словом обозначают, как правило, донац. культурные сообщества - общины и племена. Некоторые этнологи (например, Г. Гумилев) называют этносами и нации. За такого подхода необходимо отметить, что этнические нации являются особыми образованиями, которые существенно отличаются от первоначальных этносов.

Слово «нация» двусмысленное, на что обратил внимание немецкий историк и философ Ф. Майнекке (1862-1954) («Космополитизм и национальное государство»). Им обозначают следующие понятия:

а) сообщества людей, объединенных культурно-психологическим подтекстом, витвореним исторически («культурная нация», в современном словоупотреблении - «этническая нация», нация-этнос);

б) единство (солидарность) граждан в пределах определенного государства («государственная нация», государство-нация, в современном словоупотреблении - «политическая нация»). Политическая нация является разновидностью политического сообщества, поскольку предусматривает объединение и на эмоциональном уровне - чувством солидарности, патриотизма и т.д. В демократическом государстве она является основным залогом способности народа контролировать власть, блокировать политические технологии «разделяй и властвуй».

Принадлежность людей к наций-этносов обусловливается не государственными границами, а существованием национальной культуры и тем, какую национальную культуру лицо считает своей, родной. Например, этнический украинец - гражданин США, который чувствует и признает родным украинскую культуру, принадлежит к украинской этнической нации и одновременно - в американской политической нации. Культурные нации-нации (этноса) формировались в течение многих веков путем объединения традиционных этнических общностей (общин, племен) в новую этнокультурную целость - «этнические нации». Нет оснований считать этот процесс исторической закономерностью, поскольку на протяжении тысячелетий вплоть до нашего времени на территории Африки, Америки существовали общины и племена, в которых не наблюдалась тенденция к образованию больших культурных объединений, как это происходило с европейскими этническими нациями.

Политические нации сформировались только вследствие образования национальных государств, то есть после распада прежних теократических и монархических империй. Принадлежность к политической нации определяется гражданством, если при этом граждане чувствуют и осознают себя частью одной общины (гражданского общества). Украинская политическая нация только начинает формироваться, преодолевая последствия своего пребывания в бывших многонациональных государствах, особенно в российской, а затем коммунистической империях.

Этнические нации является продуктом этногенеза: они появились в результате создания нового типа культуры - национальной культуры, понять природу которой проще всего через познание ее возникновения. Донаціональне социально-культурной жизни, например, в аграрном обществе было разнообразным, не было ни причины, ни средств для возникновения более широких культурно однородных сообществ. До появления наций люди осознавали себя принадлежащими к общины, племени, поселения и т.д. Не существовало единой культуры, которая бы объединяла даже культурно родственные племена в культурное сообщество.

Создание национальной культуры, а следовательно, и нации, состояла в выделении определенных элементов культуры с имеющейся этнокультурного разнообразия (мифов, легенд, эпоса, диалектов и т.п.), в превращении их и в сочетании новую культурную целостность. Выделение этих элементов не было механическим процессом: культурная элита, перерабатывая и синтезируя их в новую культурную целостность, одновременно творила идеализированный образ нации («национальный миф»). При этом важно было сохранить связь новой культуры с этнокультурным основой, на котором она возникла: это облегчало утверждения ее в качестве общей культуры тех общин и племен, которые она должна была объединить. Для этого не обязательно было уничтожать ранее существующие культурные различия, достаточно, чтобы существование региональных культур не мешало параллельному существованию общей культуры. Например, для диалекта, который приобретал статус национального языка, достаточно было, чтобы другие диалекты не претендовали на этот статус.

Одновременно с созданием национальной культуры, а нередко еще перед тем, менялась самосознание человека. Раньше она осознавала себя в должной лишь к некой небольшого сообщества (общины, племени, сельской общины) или к великой религиозной «воображаемого сообщества», например к «крестного мира». Теперь место таких сообществ занимает новая «мнимая (воображаемая) сообщество», в которую люди объединялись не путем непосредственного общения, как в традиционных общинах или племенах, а мысленно, что не мешало существованию этой новой сообщества как определенной реальности. Ее возникновения сопровождалось изменениями в ценностных ориентациях: в иерархии ценностей возвышалось новая ценность - нация, которая иногда даже вытесняет предыдущую высшую ценность - Бога. Становление наций равноценно созданию национальной культуры и национального самосознания.

Понятие «нация» нельзя определять индуктивно - через нахождения существенных признаков, которые характеризуют любую нацию. В гуманитарных науках часто применяют «семейное» определение, которое основывается на идеях философа и логика Людвига Витгенштейна (1889-1951). Суть его заключается в учете определенного набора признаков для нации - компактное проживание на определенной территории; совместная, желательно собственная (совместная только для граждан этой нации) язык; совместная, иногда собственная, религия; собственное государство; наличие национального самосознания. При этом нация может обладать лишь некоторыми из этих признаков. Иногда их объединяет лишь один признак - национальное сознание - осознание людьми своей принадлежности к одной общественно-культурной целостности. Все признаки делятся на объективные (внешние, которые можно наблюдать) и субъективные (недоступные для наблюдения - чувство солидарности и национального сознания).

В «семейном» определении понятия принимают во внимание не только избирательность объединительных факторов, но и различную степень их качества или интенсивности (в частности, ослабление определенного объединительного фактора вплоть до потери его важности). В любом случае наличие объективных признаков должно сочетаться хотя бы с неким степенью национального самосознания, без которой общие объективные признаки создают разве что предпосылки актуального бытия нации. Наличие сильно выраженного национального самосознания при отсутствии каких-либо объективных признаков может быть основанием для объединения людей в нации, однако при их формировании стремятся обеспечить наличие общих объективных признаков как опоры для национального самосознания. Примером может быть внедрение единой национальной языка. Ослабленность национального самосознания даже при наличии объективных общих признаков ослабляет нацию.

«Семейное» определение дает возможность рассматривать определенные явления как семейно родственные, а некоторые образование - как «вырожденные», то есть націоподібні (квазінації). Этот способ определения может сочетаться с использованием метода идеальных типов, по которым некоторые из наций рассматривают как «образцовые», поскольку они обладают наибольшей полнотой объективных признаков и ярко выраженным национальным сознанием. При этом термин «образцовый» не имеет оценочного значения, а является методологическим средством, которое сочетается с использованием метода идеальных типов. Нации является произведением прежде всего европейской истории, поэтому европейские нации и, как правило, берут за идеальные образцы.

Утверждению и распространению национальной культуры, национального самосознания способствовали административные факторы (роль аристократических и монархических администраций), религиозные, идеологические, экономические (роль капитализма), технические (появление печатного станка). Однако формирование каждой нации является уникальным процессом, поэтому устанавливать роль объединительных факторов необходимо лишь путем конкретного исторического исследования.

Творения наций по поддержке независимого государства («старые» европейские нации - по терминологии Г. Сетона-Уотсона) существенно отличается от создания наций в народов, находившихся в составе многонациональных империй и государств. В первом случае создания этнической нации совпало с созданием политической: государство поддерживало внедрение общегражданскому литературного языка, становления этнонациональной сознания и гражданского патриотизма. Наличие национально сознательной, патриотически настроенной политической и интеллектуальной элиты катализировала процесс націостановлення (созидания нации «сверху - вниз»). В безгосударственных народов, даже тех, что эпизодически имели собственные государства, создания этнической нации наталкивается на большие препятствия. Это вызвано ослабленностью политической элиты, которая преимущественно інкорпорується в имперские государственные структуры, и культурной ассимиляцией интеллигенции. При таких условиях нация обычно формируется путем народных движений, часть национально сознательной интеллигенции пытается мобилизовать народ на защиту своей культурной самобытности, обретения государственной независимости (созидания нации «снизу - вверх»).

Национальная культура есть прежде всего особой сферой, определенным пространством общения, которая объединяет индивидов и реально существует благодаря приобретению некоторыми культурными явлениями общего значения независимо от того, на которой региональной основе они возникли. Из-между объединительных факторов одни (например, этнокультура) являются более устойчивыми, другие (произведения профессионального искусства, интеллектуальная культура) все время находятся в движении. Национальная культура является современным образованием: в противовес архаичным культурам, объединявших количественно небольшие сообщества, в основном культурно однородные, она преимущественно содержит в себе разнородные составляющие, а потому каждая конкретная нация имеет разную степень сохранности. Процесс национального самоопределения непрерывный, поскольку все время происходит переосмысление того, какой эта община была в прошлом, какой является сейчас и какой хочет стать в будущем. В бытии нации существует определенное напряжение между традицией и новациями, которые находятся в непрерывном взаимодействии.

Итак, нация не является биологическим явлением, хотя биологические и биоэнергетические факторы бесспорно включены (как элементы) в процесс этногенеза и націогенези. Нация является разновидностью духовной соборности людей, которую обеспечивают бытия и состояние национальной культуры. Это не означает, что волевой фактор не имеет никакого веса в бытии наций и национальных культур, ведь создание и существование нации не происходит в идеальных условиях. Пока существуют попытки одних наций расширить свое жизненное пространство за счет других, волевой сопротивление этой экспансии не потеряет своей актуальности.



Назад