Электронная онлайн библиотека

 
 История украинской философии

Источники и составные украинской культуры


Важными проблемами в исследовании любой культуры является выяснение ее источников и составных. Источниками каждой национальной культуры является: а) естественное окружение, в т.ч. физические, биологические особенности ее носителей; б) этнокультурные наследования от древних исторических периодов; в) особенности истории; г) взаимоотношения с соседями, внешние культурные влияния; г) профессиональная культурное творчество, в т. ч. интеллектуальная культура, в частности философия.

К важнейших источников украинской культуры причисляют природное окружение (земля), продажа древние верования и этнокультуру в общем, христианство, внешние воздействия (восточные и западные), профессиональную культуру. В признании их важности не обходится без крайностей, когда одно из них считают самым важным. Так, сторонники Рун-веры («родная украинская вера») умаляют, а то и отрицают роль христианства как источники украинской культуры; их оппоненты именно христианство считают самым важным.

Однако умаление роли одного источника за счет другого не способствует поиску истины. Христианская вера, христианские нравственные ценности являются не только важным основой украинской профессиональной культуры (в т. ч. философии), но и определяющим признаком украинского народного мировоззрения. Высокая оценка христианства как источники украинской национальной культуры не противоречит признанию важной роли дохристианских верований как составляющей украинской культуры. По этому поводу митрополит Иларион, который не был сторонником язычества, писал: «Вера народа лежит в основе его культуры, и этой культуры нечего нам понять без изучения народной веры. А в основе этой народной веры - больше или меньше - лежит-таки его вера дохристианская. В этом вес дохристианских верований. ...Современной духовной культуры украинского народа должным образом и глубоко никто не поймет, когда он не знает его дохристианских верований».

Учитывая украинскую профессиональное художественное творчество и философию к источников украинской культуры следует отнести также античную культуру: античные воздействия через Юг, а более поздние через Запад постоянно способствовали развитию украинской культуры, усваивались ней. От времен Киевской Руси, а затем в литовский период важным было также усвоение некоторых европейских политических и правовых идей и учреждений. Это дает основания отнести украинскую культуру в семье середземноєвропейської культурной общности, которая предусматривает также учета культурного вклада украинцев в ее развитие. Важно, чтобы любые гипотезы, теории поддавались критической проверке, особенно если они кажутся фантастическими, созданными с компенсационных мотивов, например, рассказом о великое прошлое часто стремятся компенсировать определенные трудности в самоутвердженні современной украинской нации.

Среди источников украинской культуры В. Прицак выделил: 1) древнейшие (внутреннего и внешнего происхождения): доіндоєвропейські, индоевропейские, праславянские, балканские, иранские и алтайские; 2) античные (греческие, римские), германские, византийские и западноевропейские. (Соотношение западных и восточных источников и воздействий является одной из актуальных тем исторических, культурологических и философских студий для украинистики -). Правда, О. Прицак отождествил источники и составные украинской культуры, хотя их необходимо различать. Источниками национальной культуры есть явления, которые помогают выяснить ее становления и особенности; составляющими - ее основные сферы в конкретный исторический период.

Значение понятия «культура» в разных контекстах то сужают вплоть до обозначения ним лишь искусства, то расширяют к антропологического. В основном это является следствием наличия тесных взаимосвязей между различными сферами культуры в самом широком (антропологическому) значении. Такими сферами являются народная культура (этнокультура), религия, профессиональное искусство (в т. ч. художественная литература, философия, наука, морально-этическая и политико-правовая культуры, экономика и техника. Каждую из этих сфер также можно разделить на участки или отрасли. Понятие «культура» в зависимости от потребностей можно расширять или сужать за счет включения или исключения указанных сфер. Когда речь идет о культуре, зачастую исключают из объема этого понятия экономику и технику (материальную культуру и науку, но по глобальных подходов, когда сравнивают различные самобытные культуры («цивилизации» - в смысле А. -Дж. Тойнби), рассматривают все сферы в их взаимосвязи.

Этнокультура является результатом коллективного творчества. Она охватывает мифы, обычаи, фольклор, народное ремесло, язык. Украинский литературный язык потерпела профессиональной проработки, но она в большей степени, чем некоторые другие, созданная на народной основе. Этнокультура является самым консервативным элементом культуры: ее архетипы, в которых закодировано определенные особенности мировосприятия и миропонимания, является одним из важных факторов самобытности национальной культуры. На ранних этапах становления этнокультуры ее невозможно отделить от религиозных верований. К украинской этнокультуры принадлежат некоторые символы, образы тысячелетней давности (в колядках заметны элементы магических ритуальных действий, некоторые из них происходят из времен трипольской культуры и т.д.). Украинская этнокультура, несмотря на ее консерватизм, не оставалась на протяжении своей истории неизменной, поскольку на нее постоянно влияли различные идеологические и социально-экономические явления, особенно христианство.

Если ранние формы религии соединены с этнокультурой, слиты с ней, то христианство как «зрелая» («післяосьова») религия (если воспользоваться понятием «осевое время» К. Ясперса) отделяет себя от этнокультуры, однако, распространяясь, неизбежно испытывает ее влияния: включает, по крайней мере на уровне обрядов, некоторые элементы местных обычаев, легенд и мифов. Поэтому важно принимать во внимание модификации, которых христианство понесло в украинском культурном пространстве. Чтобы утвердиться, христианство в Украине впитало в себя на обрядовом уровне элементы древних (языческих обычаев). Кроме того, религиозность украинцев потерпела западных, иногда противоречивых, влияний - католицизма, протестантизма и т.д. Как заметил И. Лысяк-Рудницкий, не только в политико-правовой культуре украинцев не прижился «візантіїзм», а и их религиозность в значительной мере является «унійною». Эти воздействия ослабили канонический и ритуальный аспекты религии, зато усилилась роль внутренней веры. Любовь к ближнему стала настолько важным условием любви к Богу, что это иногда вызывало богоборство. Образ сурового Бога-Вседержателя и карающего Бога был смягчен в украинцев очень распространенным культом Матери Божьей. Все эти признаки гуманизации христианства оказались также в украинской теософии (Г. Сковорода). Нельзя недооценивать и влияния католицизма на религиозные верования украинцев, хотя он в значительной мере был ослаблен необходимостью противостоять польском культурно-государственном давления.

Между народным и официально-православным церковным христианством есть немало различий, особенно учитывая ликвидации Киевского патриархата и подчинение украинской церкви Московского патриархата. При всей противоречивости религиозных влияний и принадлежности украинцев в различных религиозных конфессий народная религиозность («народное христианство») - явление более целостное, чем может показаться на первый взгляд: были созданы не только обряды, которые содержали элементы язычества, но и украиноязычные народные религиозные песни и сказания. Т.е. особенности украинского народного христианства» оказывались в народной религиозной творчества.

Политические условия (отсутствие собственного государства, подчинение украинской церкви Московского патриархата) не способствовали воплощению особенностей религиозной веры украинцев в развитии единой украинской христианской церкви, разработке теософии и теологии. Все-таки отдельные элементы украинской религиозно-философской традиции, начатой Киево-Могилянской академией и ее воспитанниками (Г. Сковорода), сохранились до начала XX века.

Украинская профессиональная художественное творчество, вся профессиональная украинская культура (в т. ч. наука и философия), что имеет тысячелетнюю историю, принадлежит к европейских культур. Поэтому без знания античных и христианских источников европейской философии и культуры многое в украинской культуре нельзя понять и объяснить.

Профессиональная художественная творчество, источниками которой являются этнокультура и религия, формирует собственные традиции: даже самые «народные» произведения профессионального художественного творчества наивно понимать как «голос народа». В профессиональном художественном произведении элементы этнокультуры и христианской религии по-своему привносятся и переосмысливаются творцом. В то же время профессиональная художественное творчество влияет на этнокультуру, особенно в период націостановлення.

К профессиональной культуры, как известно, принадлежат не только искусство, но и наука, и философия, которая венчает органический и свободное развитие национальной культуры. Те нации, что в Новое и новейшее время сделали наибольший вклад в развитие философии (французы, англичане, немцы), имели для этого две важнейшие предпосылки: отсутствие национального угнетения (беспрепятственное развитие национальной культуры) и относительно высокий уровень свободомыслия. Важным негативным обстоятельством для развития украинской интеллектуальной культуры, в частности философии, были очень сужены (вплоть до изолированности) контакты украинской культуры с культурами других европейских народов после включения Украины в состав Российской империи. Эта изолированность усилилась во времена коммунизма вследствие существования т. н. железного занавеса. Только в 90-е годы XX в. в независимой Украине сформировались политические предпосылки преодоления последствий этой культурной изоляции.



Назад