Электронная онлайн библиотека

 
 История украинской философии

Философские традиции и их разновидности. Компаративная философия


Традиции считают сочетание процессов наследования определенных культурных достижений с обновлением, включая создание радикально нового. Пространственная удаленность, а следовательно, относительно изолированное существование общностей (культурно-религиозных, экономических, политических) обусловливают появление отличных традиций философского мышления. При этом более широкие культурные целостности (цивилизации) потенциально способны порождать большие различия в традициях. Поэтому есть смысл вести речь о крупнейшие ли важнейшие философские традиции. До сих пор историки философии выделяли две такие традиции: западную и восточную. Однако некоторые философы считают, что важнейших философских традиций является не две, а три - западная, китайская и индийская. Есть основания для выделения арабской философии, можно находить определенные общие признаки в интеллектуальной культуре, источником которых является православное христианство. В западной традиции очевидны различия между англо-американской и континентальной философиями, несмотря на то, что их объединяет. В пределах этих более широких философских традиций сосуществуют уже традиции, в т. ч. национальные, что дает право утверждать о наличии национальных традиций в развитии философской мысли.

Исследования общего и отличного в различных философских традициях обусловили возникновение во второй половине XX ст. «компаративної философии», отдельные элементы которой заметны в историко-философских исследованиях со времен античности. Предметом компаративної философии является сравнение различных философских традиций в пространстве, а не во времени. То есть традиции рассматривают как одновременные: такой подход является синхронічним, а не діахронічним. Однако речь идет не о физическом одновременность, потому что вполне возможно, что одни и те же идеи в разных традициях появляются в разное время, а это было бы не замеченным по физической одновременности. Образно говоря, каждая традиция имеет «собственное время», и это приходится учитывать в сравнительных (компаративных) исследованиях. Поэтому исследователи не без основания считают, что речь идет о применении историко-сравнительного метода.

Различия в разных культурных и интеллектуальных традициях дают основание для радикальных форм алкоголизма и связанного с ним релятивизма, когда способы мышления и миропонимания людей, которые принадлежат к различным культур и цивилизаций, рассматривают как слишком целостные и радикально отличающиеся между собой. В крайнем версии этого подхода утверждают о несоизмеримость світорозумінь различных цивилизаций и о относительность понятий «реальность», «рациональность», «мораль» и т.п., поскольку их содержание всегда зависит от культурных традиций. Поэтому философские понятия нельзя рассматривать как общие, универсальные, потому что их содержание можно понять только в контексте определенных самобытных культур.

Голістичний (целостный) подход побуждает к радикальных версий релятивизма, одной из которых является концепция лингвистической относительности в ее радикальных формах. Соответственно к нему будь-какое сравнение традиций мышления за отдельными особенностями невозможно потому, что угодно-какие понятия в любой традиции взаимосвязаны и являются элементом целого: выделение этого элемента из целого приводит к искажению его содержания. Существуют различные основания считать радикальные формы алкоголизма и релятивизма ошибочными. Одна из задач компаративної философии заключается в том, чтобы показать возможность сравнения различных світорозумінь и способов мышления и достижения согласия с учетом того момента истины, который содержат голізм и релятивизм.

Простое перечисление общих и отличительных особенностей в традициях может дезориентировать, ведь каждое из основополагающих философских понятий в каждой из традиций связано с другими понятиями и имеет собственную историю. То есть чтобы сравнения (установление общего и отличного) было оправданным, значение каждого термина (содержание каждого понятия) нужно сначала понять в контексте определенной традиции. Без этого всегда существует угроза поверхностного сравнения на основе внешней (например, языковой) сходства или различия. Такое сравнение неизбежно будет искажать традиции, которые сопоставляют.

Развитие компаративної философии способствует достижению взаимопонимания между философами, которые ориентируются на свои собственные традиции, интеграции философского знания в глобальном масштабе. Эта тенденция может повлечь интегрированное, глобальное философское знание за одновременного сохранения особенностей каждой традиции. Однако такая интеграция не является уничтожением различий, она представляет собой моментов осознания единства по одновременного учета разнообразия.

Особенности историко-сравнительного метода, крайних форм релятивизма и алкоголизма касаются также исследования истории национальных философий. При исследовании истории украинской философии важным обстоятельством является принадлежность украинской культуры (в т. ч. интеллектуальной) к европейской (западной) философской традиции, важнейшими источниками которой являются античная философия, римское право, христианство, определенные общие элементы в этнокультуре европейских наций. Западная философская традиция представлена как пространство интеллектуального общения, что охватывает западные нации. Каждая нация, имея культурные особенности, привносит в это интеллектуальное общение часть своего уникального культурно-исторического опыта. Поэтому западная философская традиция является определенным единством разнообразия, которая включает элементы диалога (полилога) способов мышления и проблем, источником которых являются национальные философии.

Восточные славяне (украинцы, русские, белорусы) географически образуют восточную окраину Европы. Их общение в пределах европейского культурного пространства в отдельные исторические периоды было очень ослаблено, что приводило к их изоляции в этом пространстве. Важнейшими причинами такого положения были политические (монгольское нашествие, включение Украины в состав Российской, а затем коммунистической империй).

Способ формирования украинской нации является в основе своей европейским: формирование этнической нации, которая пришла на смену первоначальному (племенным) этническим ідентичностям; создания единой национальной литературного языка и т.д. Благодаря этому украинская этническая нация создает сердцевину для консолидации граждан в одну культурно-самобытную политическую нацию. Совместные европейские признаки заметны также в способе мышления, воплощенному в семантике русского языка, что свидетельствует о общую концептуальную основу, свойственную европейским нациям. Кроме того, украинская философия, несмотря на упомянутые периоды изоляции, развивается в тесной связи с европейской философской традиции.



Назад