Электронная онлайн библиотека

 
 История украинской философии

Міфосвідомість как тип общественного сознания


Любой историко-философское исследование осуществляется ради выявления уникального социального опыта в уникальном пространственно-временном континууме. Благодаря конкретном опыта каждого народа можно проследить общечеловеческие, вечные, инвариантные параметры и форматы человеческого существования.

Отсутствие профессиональной философии как отдельной отрасли духовного производства на ранних этапах славянской истории не дает права относиться к древнеславянской мифологии как к «пустой породы». Именно в ней необходимо искать «золотые зерна», зародыши культурных архетипов, духовных матриц, философских идей-образов. Осмысление сущности мифологической культуры как знаково-символической системы, исследование типологии символов, специфики их функционирования в пространстве культуры является основой понимания генезиса философского мышления.

Архетипы культуры представляют определенные матричные духовные конструкции и идеи-образы, что інваріантно пронизывают историю человечества и задают спектры типовых подходов и решений на каждом рубеже исторического пути. В богатстве социокультурных феноменов нужно разглядеть «прафеномени, архетипы бытия в их проявності... в культурно-исторической действительности» (С. Крымский). Философия не может возникнуть из ничего, тем более из самой себя, поэтому приходится искать ее истоки в предыдущих формах мышления и сознания. Исторически первым типом общественного сознания является міфосвідомість.

Міфосвідомість является основой иерархической пирамиды человеческого мышления (синхронічний аспект), из материнского лона мифа происходят религия, искусство, наука, философия (диахронический аспект), миф особой ипостасью мировоззрения, инструментом мышления (онтологический аспект). Философский тип мышления рождается с мифопоэтического не только как его продолжение или новый степень, но и как отрицание, противопоставление ему. Первые попытки філософування родились с отторжение мифа.

Термин «миф» (греч. mythos) от начала содержал двойную семантику: 1) слово, известие; 2) слух, плотва, сказка. Миф является самым древним инструментом познания, мышления, первым типом мировоззрения, особым способом функционирования сознания. Он отсылает к предпосылок бытия, «делает человека тем, чем она является сейчас» (Г. Элиаде). Происхождение мифа коренится в коллективном мировосприятии, соответственно, миф не имеет автора. Он является первоначальной тканью духовной культуры, которая работает с образами-символами.

Миф имеет не только наративну форму (рассказы о богах и героях), но и проявляет себя имплицитно (внешне не обнаружено) - в представлениях, обрядах, быту, психологических установках. Он создает смысловое поле культуры, особую форму бытования семантических полей предметов и явлений, что проявляется в текстах культуры, ритуалах, социальных институтах, предметах и т.д. Исследователи міфосвідомості имеют дело с творениями человеческих рук и разума человеческого, т. н. артефактами - искусственно созданными объектами, и ментифактами (В срок. Тернера) - объектами созданными ментальностью (образы, идеи, установки, предрассудки и т.п.).

В истории человечества міфосвідомість, порожденные ею культура и образ бытия охватывают период от позднего палеолита до раннего средневековья. История человечества есть история в демифологизации и создание новых мифов. Мифотворчество - действие экзистенциального порядке. «Миф, как и метафизика, является предельным запитуванням о мире, скінченність, смерть» (С. Гатальська).

Исследование и реконструкция славянского міфопростору традиционно опирались на исторические хроники, летописные «слова» против язычества, апокрифы, мемуарную и бродячую литературы, археологические и фольклорно-этнографические разведки, лингвистические и этнопсихологических реконструкции.

Миф является первой формой рационального постижения мира, его образно-символического воспроизведения и объяснения, что проявляет себя в определенных предписаниях к действиям. Первоначальный миф упорядочивает хаос, нормирует мир, помогает человеку осознать его как организованное целое, воспроизводить его в доступных схемах. Мифологическая схема понимания мира превращалась в магическое действие как средство подчинения непостижимого. Миф был способом снятия социокультурных, психологических противоречий. Зародившись на стадии господства архаичной сознания, миф не отошел на задний план: антропоморфное видение действительности постоянно воспроизводится в культуре, апеллирует к массового сознания, особенно в периоды социокультурных кризисов.

Міфосвідомості присущи первичная целостность мира, отсутствие субъект-объектной оппозиции (первобытный человек не выделяла себя из окружающей среды). Первобытное мышление было нерозчленованим, невідділеним от эмоциональной, аффективно-моторной сферы. Вследствие этого окружающую среду воспринималось как олюднене, происходило широкое «метафорическое» сопоставление природных и социальных (культурных) объектов. Человек переносила на природу собственные качества, приписывала ей человеческие чувства, состояния, структуру и способ действия.

Мифологические образы были субстанціональними (самостоятельно существующими), сущностными для сознании древнего человека, их форма тождественна содержания, однако не является его аллегорией, иллюстрацией. Как отмечает российский филолог С. Аверинцев, все человеческое, социальное, духовное в мифологическом мировоззрении равен естественному, является его магическим движением. Этика міфосвідомості является этикой космической равновесия сил, полюсами этики міфосвідомості есть польза и вред, а не добро и зло.

Характерный признак міфосвідомості - символизм. Первобытное мышление еще не разделяло субъект и объект, предмет и знак, существо и ее имя, единичное и множественное и др. Пытаясь приспособить мир к себе, сделать его потенциально понятным, міфосвідомість «работает» с внешними, вторичными качествами предметов. Благодаря этому конкретные предметы становились символами других, помогая через понятно, знакомо постичь новое, непонятное. Символическая воображение производит образы, которые воспринимаются как часть действительности, реально существующая действительность.

Миф заменяет причинные связи прецедентом (случай, который стал образцом для воспроизведения), выдавая происхождения предмета по его сущность, объясняет строение через способ изготовления, описывает мир через его происхождения. Миф разграничивает «сакральный» (лат. sacer - священный) и «профанний» (бытовой, обычный) время. Мифологическое прошлое - особая эпоха первотворения, першопредметів и першодій: первый огонь, первый копье, первый брак. В соответствии с этого все становится прецедентом. Миф является рассказом о прошлом (диахронический аспект) и средством объяснения современного, будущего (синхронічний аспект). В нем все предстает как развертывание первичного прецедента. Этим обусловлен етіологізм (греч. aitia - причина) мифа - представления об устройстве мира, которое передается как рассказ о происхождении тех или иных его частей.

Содержание мифа воспринимается как высшая реальность, осмысления действительности. Закрепленный в мифе коллективный опыт является сердцевиной мудрости, традиции. Осмысление мира в пределах мифа не поддается и не нуждается в проверке, поэтому міфосвідомість является «тотальным» типом сознания. В эпоху архаики миф абсолютно влияет на разум и жизнь человека, несмотря на его недостоверность и логическую слабость. Его содержанием является не природа, а человеческая взаимодействие с ней. По словам французского философа Ролана Барта (1915-1980), миф является первым и самым мощным дискурсом, текстом, что отражает личность автора и деятельность, в которую этот текст включен.

Неспособность мифологического мышления увидеть различия между естественным и сверхъестественным, его равнодушие к противоречий, недостаточное развитие абстрактных понятий, чувственно-конкретный характер, метафоричность, эмоциональность превращают миф на своеобразную символическую (знаковый) систему, с помощью терминов которой воспринимали и описывали мир древние люди, как отмечает Е. Мелетинський.



Назад