Электронная онлайн библиотека

 
 История украинской философии

Особенности первобытного мышления


Автор теории «пралогічного мышления», французский ученый-антрополог Люсьен Леви-Брюль (1857-1939) считал, что представители примитивных обществ не способны мыслить логически, они нерефлексивно следуют традиции. Первобытное мышление коллективное, в нем отсутствуют индивидуальные усилия и опыт. Другой взгляд на эту проблему представил его соотечественник Клод Леви-Строс (род. 1908) в книге «Первобытное мышление» (1962), который соединил философскую рефлексию, этнографию и метод структурной лингвистики. По его мнению, примитивным народам свойственно по меньшей мере практическое решение проблем, которыми в европейской культуре занимается философия. Первобытное мышление является конкретным метафорическим мышлением на чувственном уровне. Оно уже не является мышлением дикарей, а мышлением в некультурному состоянии, первоосновой мышления. Основные его черты - позачасовість, стремление постичь мир как синхронную и діахронну целостность, элементы мифологической рефлексии, связанные с чувственными образами и понятиями. Чувственные образы невозможно отделить от конкретной ситуации возникновения; обращение к понятий требует оперирования абстракциями. Образ и понятие сочетаются знаком. Первобытное мышление является логическим в том смысле, в котором познает в то же время физические и семантические качества.

Древнейшие попытки воспроизвести бытия на символическом уровне относятся к началу позднего палеолита (35 тыс. лет назад), когда завершается формирование человека современного типа homo sapiens. Человек смог отделиться от животного мира через утверждение всей сетки координат человечности, хоть и заданной изначально потенциально, отмечает украинский философ С. Крымский.

Міфосвідомість и философия двумя генетически связанными, но самодостаточными типами общественного сознания. Имея общие объекты - мир и человека, миф и философия пользуются различным инструментарием, языками. Миф - тотальная коллективное сознание. Философия есть рефлексивною аналитической процедуре, персональным самоосознанием. В мифе представлено реальное, живое, «чувственное бытие» (О. Лосев), философия же тяготеет к трансцендентного (того, что выходит за пределы эмпирического познания мира, чувственного опыта). Философия осмысливает действительность рационально-светским путем, мифология, кроме осмысления, становится предписанием к действию, следовательно, реализует определенный умозаключение фактически. Несмотря на всю слабость интеллектуальных конструкций, миф иррационально влияет на разум, он очень устойчив благодаря своей иллюзорности и неопровержимости. Английский этнограф, религиовед, культуролог Эдуард-Бернетт Тейлор (1832-1917) считал мифологию первоначальной философией, «философии природы».

Историко-культурные исследования мифологической эпохи древних славян и их соседей имеют целью выделения художественной и интеллектуальной активности, что делают возможными первобытные акты філософування, логического осмысления бытия; духовно-психологические состояния, культивирование которых делает возможным философскую рефлексию; определение тех архетипов, образов-матриц, которые станут основой формирования философских категорий; определение типологических подходов к решению интеллектуальных парадигм, которые формируются в процессе приобретения духовного опыта.

Миф как знаково-символический вселенная задает архетипы (греч. archaios - древний, первичный и typos - образ) культуры и мышления, его дискурс помогает познать матричные духовные конструкции, интеллектуальные инварианты, которые аккумулируют прошлое, настоящее и будущее.



Назад