Электронная онлайн библиотека

 
 История украинской философии

Мифологические представления охотников позднего палеолита


Міфорелігійну творчество первобытного человека на современных украинских просторах можно попытаться реконструировать на основании изучения знаковых и реалистичных сюжетов эпохи палеолита. Такая работа дает возможность увидеть прафеномени интеллектуальной и духовной деятельности, идеи-образы, которые можно проследить в культурных архетипах, матрицах мышления, философских конструкциях современности.

Архаичные культурные остатки на украинских землях связанные с культурой первобытных охотников позднего палеолита. Артефакты, найденные на территории Мизинской стоянки на Десне, вблизи Новгорода-Северского (35-11 тыс. лет назад), имеют много «треугольников», «углов», обозначающие уединенное женское лоно, в котором зарождается жизнь. Геометрические контуры «усеченного» (без головы, рук) женского тела символизируют абстрактное женское начало - источник воспроизводства жизни, вечности, единства рода. Ритмично повторяющиеся зигзагообразные углы мизинской «елки», композиции елок-зигзагов являются своеобразными зачатками меандра - генетически «женского» геометрического орнамента (ломаной линии с завитками). Во II-i тыс. до н. э. меандр, который является одним из древнейших символов антропоморфного отображения мира, получил распространение в античном искусстве, в ранних славян, позже - в народном украинском ткачестве, вышивке.

Еще одним антропоморфним образом первобытности является распространены от Пиренеев до Урала «палеолитические венеры»: вырезанные из мамонтовой кости женские торсы с гипертрофированными формами груди, живота и таза, которые олицетворяют образ Великой Матери-прародительницы - важнейшей богини в родоплеменных верованиях палеолита. В таких артефактов принадлежат «мізинські венеры» - условные женские статуэтки из бивня мамонта (абстрактные скульптуры из меандровими орнаментами, которые воплощают женское начало, является символом плодородия), найденные на территории между реками Рось и Росава. Родство «художественного мышления» расселенных в разных местностях людей эпохи палеолита обусловлена особенностями их бытия, что имели много общего, первоначальной идеологией, охотничьим магией. Этим обусловлена общность космологических представлений народов Восточного Средиземноморья, Балтии, Восточной Европы, а также индоевропейских, семитских культур, в которых присутствует Большое Мать.

Источником реконструкций мифологических представлений первоначального населения украинских земель является петроглифы (греч. petros - камень, скала и glyphe - резьба) - изображения на камнях, стенах пещер позднего палеолита и неолита. Много ценной информации содержат петроглифы Каменной Могилы (естественное геологическое образование XX тыс. до н. э. - IV-V вв. н. э.), прежде всего рельефные композиции на потолке помещения, известного как Грот Мамонта. Крупнейшим является изображение мамонтобика, окруженного быками и другими животными, который, вероятно, был центральным объектом поклонения, божеством культово-охотничьей магии. Подобный сюжет (божество в окружении животных) распространен в индоевропейцев, Малой Азии, Иране, Индии, на Ближнем Востоке.

Фризовая композиция из трех животных (двух быков и телок, будто идут к водопою) свидетельствует о развитии мотива «процессия животных», который был распространен во многих культурах мира. Символом магического противостояния человека и природы исследователи считают композицию «колдун»: среди большого количества начертаний изображен схематическую полуфигуру человека с поднятыми руками и растопыренными в экстазе пальцами, а ниже изображен свергнут волк - враг скота. Ее создатели обнаружили более совершенные художественные навыки, показало их способность к ассоциировании, постепенное развитие мышления.

Мізинський меандр, венеры из Междуречья, «кортежи животных» с Каменной Могилы являются своеобразными зародышами будущих образов, удаленной «преамбулой более поздних культур».



Назад