Электронная онлайн библиотека

 
 История украинской философии

Религиозно-мифологические представления древних земледельцев (носителей культуры Триполье)


В VII тыс. до н. э. из ближневосточных центров аграрного хозяйства произошло расселение анатолийских мотичних земледельцев-животноводов в Центральную Европу и Правобережную Украину.

Представления древних земледельцев, в т. ч. трипольцев (IV-II тыс. до н. э.), укоренены в культуре Малой Азии, которой присуще особое чествование женского божества плодородия. Образ женщины-прародительницы создавал широкое ассоциативное поле для культа воспроизведения родового коллектива и всего сущего вокруг. Английские исследователи Е. -Б. Тейлор,-Джеймс Джордж Фрэзер (1854-1941) отмечали взаимосвязи между плодовитостью земли и відтворювальними возможностями людей. С давньоземлеробськими культами связаны и ритуальные оргіїстичні обряды, эротические танцы, фаллические церемонии.

Образ Великой Богини полон универсального содержания: она - праматерь. В глиняных статуэтках трипольцев было найдено муку, а на их поверхностях - изображение зерен, растений. Часто на них воспроизводили «жест плодовитости» - возложенные на груди руки. Распространенной была и идея священного брака Богини-Матери с мужским божеством (чаще всего - двумя различными функциями божествами - Богом-Быком и Драконом-Змеем). Великая Богиня олицетворяет общину и землю; Бог-Бык - Верхний свет (небо, солнце, месяц); Дракон-Змей - повелитель вод и сил Нижнего мира. Небесный Бык оплодотворяет женщину-прародительницу. Черепа быков, статуарні изображения бычьих голов распространены в культуре трипольцев, известные им и ритуальные захоронения в домах черепов или рогов быка. Дракона-Змея считали грозной силой, на трипольских статуэтках он окутывает ноги, лоно женщины. На сосудах, статуэтках изображены вертикальные прямые, зигзагообразные, волнистые линии - знаки дождя. Они, вероятно, символизируют распущенные волосы женщин - участниц магических танцев. Обнаженная женщина с длинными волосами олицетворяет контакт с силой бога - подателю дождя.

Декоративная живопись, керамика, в т. ч. керамические модели сооружений трипольского жилья, и антропоморфная пластика Триполье являются ценными источниками изучения мифологии древних земледельцев. Модели жилищ использовались, очевидно, в магической практике. Расписная керамика выполняла декоративную и идеологически-магическую функции, была признаком консолидации трипольской сообщества. Свойственные ей керамические четырехугольные домашние алтари, выполненные в форме креста или квадрата, ориентированного на все стороны света. Подобная символика отвечает символике других реалий жизни - временам года, фазам суток, периодам жизни. Выстраиваются смысловые цепи: восток - юг - запад - север; весна - лето - осень - зима; утро - полдень - вечер - ночь; детство - юность - зрелость - старость. Подобные соответствия, символическая кодификация микро - и макрокосма присуща міфопростору древних славян. С середины IV тыс. до н. э. в декорации печей и стен преобладал мотив красных, белых и черных спиралей, что характерно для мифологического мировоззрения трипольских земледельцев и скотоводов.

С религиозно-магическими земледельческими культами связана антропоморфная пластика, которая удостоверяет эстетические, духовные, религиозные поиски древних людей: до 90% составляют женские фигурки (женские статуэтки из Луки-Врублівецької, Бернашівки в Среднем Поднестровье, на границе Хмельницкой и Черниговской областей, Сабатинівки Кировоградской области). Распространенными были и зооморфные статуэтки (изображения богов в виде животных), предметы - глиняные алтаре, модели столика и кресла, антропоморфные сосуды, амулеты. Распространенными среди пластических изделий были женское божество (Богиня-Праматерь) и мужское божество - Бык. Голову быка с накресленою на ней женской фигурой с руками, поднятыми в жесте Оранты (хранительницы) найдено в с. Беличье Золотое (Тернопольщина). Изображение рождает ассоциации с античным мифом о похищении Европы Зевсом.

Керамическая пластика обогащенная орнаментальными графемами магической символики. Например, символическая графема «накрест пересеченные линиями ромбы с точками в четырех плоскостях» - знак плодородия, известный во многих культурах Ближнего Востока периода античности, распространена и в народной культуре Украины. Некоторые графемы имеют общие элементы с орнаментальными ритвинами на каменных антропоморфных стелах. Орнамент статуэтки из с. Бернашивка напоминает орнамент боковой пластины Керносовского идола (возможно, изображение земли и божества), найденного в Днепропетровской области.

В мировом искусстве бытует много «вечных» композиций - традиционных мотивов, которые изменяются в зависимости от места и времени (мотив Оранты, «Грустная фигура», «Венера», «Борьба героя с драконом», «Бык с женской фигурой», «Божество среди зверей», или «Повелитель зверей»). «Праформою» мотива «Повелитель зверей» является изображение мамонтобика в Каменной Могиле. Подобный сюжет изображенный на трипольских стелах, в частности потолки из с. Усатово (Одесская обл.). В центре Усатівської стелы (известняковая плита III тыс. до н. э.) - фигура человека, обставлена с двух соприкасающихся вершинами треугольников; вокруг - фигуры двух быков, лошадей, оленей. Возможно, это один из древнейших образцов сюжета «Повелитель зверей». В III тыс. до этого мотива прибегали арии, расселены на территории Индии и Ближнего Востока (печать Шивы Пашупаті с Хараппы (III тыс. до н. э.), в центре которого сидит рогатое божество в традиционной индийской позе в окружении животных). Позже такие сюжеты получили развитие в искусстве и мифологии античности («Орфей среди зверей»), скифского периода (мотив «Папай среди зверей»), искусстве Византии, Киевской Руси («Давид и Мелодия среди зверей») и др.



Назад