Электронная онлайн библиотека

 
 Педагогика высшей школы

Подготовка к контрольных мероприятий


В высшей школе в конце каждого семестра проводятся курсовые экзамены и зачеты в соответствии с "Положением о курсовых экзаменах и зачетах в высших учебных заведениях Украины". В этом документе, в частности, сказано, что курсовые экзамены по всей дисциплине или ее части предусматривают цель оценить работу студента за курс (семестр), полученные теоретические знания, их прочность, развитие творческого мышления, овладение навыками самостоятельной работы, умение синтезировать полученные знания и применять их при решении практических задач.

Зачеты, как правило, является формой проверки успешного выполнения студентами лабораторных и расчетно-графических работ, курсовых проектов (работ), усвоения учебного материала практических и семинарских занятиях, а также способом проверки прохождения учебной и производственной практики и выполнения в процессе этих практик всех учебных поручений в соответствии с программой. В отдельных случаях зачеты могут быть установлены как по дисциплине в целом, так и отдельных ее частей.

Экзамены и зачеты являются итогом самостоятельной работы студента в течение семестра или учебного года. Чтобы успешно сдать экзамены и зачеты, необходимо систематически и настойчиво работать над усвоением материала по каждой учебной дисциплины в течение всего семестра. Ослабленная, эпизодическая работа над программным материалом, надежда на то, что все можно будет изучить в течение 2-3 дней перед контролем, не дает ожидаемых результатов. Поэтому студент, который стремится пройти контроль успешно, должен с первого дня занятий систематически и тщательно выполнять все задания. Это и будет главный направление подготовки к контрольных мероприятий, а следовательно и залог получения высокой оценки. Вместе с тем, необходимо проявлять значительные усилия и настойчивость и во время непосредственной подготовки к контролю.

На экзаменационную сессию, как правило, выносится не более 6 зачетов и 5 экзаменов. Студенты сдают зачеты в процессе выполнения практических и лабораторных работ. Поэтому для подготовки к зачетам отдельные дни, как правило, не отводятся. Студент обязан сдать все зачеты до начала экзаменационной сессии. На подготовку к каждому экзамену отводится 3-5 дней.

Что же нужно помнить студенту, чтобы успешно подготовиться к экзаменам? Необходимо, в первую очередь, ознакомиться с программой проведения экзаменов по учебной дисциплины. На основе этого надо составить план повторения и систематизации учебного материала на каждый день с таким расчетом, чтобы последний день или часть его (в зависимости от количества дней, выделенных на подготовку к экзамену) были отведены для повторного обобщения программного материала.

Программа учебной дисциплины, по которой проводится экзамен, все время должен находиться на рабочем столе. Для подготовки необходимо отобрать нужные учебные пособия, рекомендуемую литературу. Ни в коем случае нельзя ограничиваться лишь конспектами лекций. Записи в конспекте слишком сжатые, у них могут быть допущены ошибки, неполные определения, отсутствует иллюстративный материал. Заучивание конспекта приводит к догматизма и формализма в знаниях, значительно затрудняет процесс осознания и понимания сущности основных научных понятий. Конспект лекций может служить лишь ориентиром, планом-программой усвоенного учебного материала.

Последовательность работы при подготовке к контрольных мероприятий должна быть такой: внимательно прочитать и осознать суть требований конкретного вопроса программы; ознакомиться с конспектом; внимательно проработать необходимый учебный материал по учебными пособиями и рекомендованной литературой. Если с отдельной темы преподавателем были предложены первоисточника, специальная научная литература, которую студент прорабатывал в период подготовки к семинарским или других занятий, необходимо вернуться к записям этих материалов (а в отдельных случаях и до оригиналов), воссоздать в памяти основные научные положения. В отдельной тетради на каждый вопрос программы стоит составить краткий план ответа в логической последовательности и с фиксацией необходимого иллюстративного материала (примеры, рисунки, схемы, диаграммы). Если отдельные вопросы программы остаются непонятными, их необходимо написать на полях конспекта, чтобы выяснить, на консультации. Ведущие положения темы (правила, законы, определения и др.) после глубокого понимания их сути следует заучить, повторяя несколько раз или рассказывая коллеге. Наиболее существенные моменты в плане подготовки ответа следует выделять другим цветом, это помогает лучшему их запам'ятанню.

Так постепенно следует переходить от повторения материала одной темы к другой. Когда же повторено и систематизирован весь учебный материал, необходимо пересмотреть его еще раз уже за своими записями, мысленно проверяя, как усвоенная логика раскрытия каждой темы, как зафиксированные в памяти основные факты, формулы, иллюстративный материал, чем и как можно дополнить отдельные вопросы.

Если во время основной работы по систематизации и повторения учебного материала необходимо, как правило, работать самому (а не группой), поскольку каждому присущи индивидуальные особенности мыслительной деятельности, то итоговую работу полезно осуществлять вдвоем-втроем. Это дает возможность взаємоперевірити уровень усвоения и понимания учебного материала. В процессе подготовки к экзаменам необходимо организовать четкую установку на активное запоминание.

Удобнее готовиться к экзаменам в читальном зале библиотеки или в специализированном учебном кабинете. Здесь есть оптимальные условия для целенаправленной работы, нет факторов, которые отвлекают внимание (радио, соседи, другие бытовые раздражители). В течение суток необходимо работать 8-9 часов, делая через каждые 1,5 часа перерыва на 10-15 минут. Готовясь к контрольных мероприятий, необходимо особенно тщательно соблюдать санитарно-гигиенических требований, о которых говорилось ранее.

Значительное место в самостоятельной работе студента занимает систематическая работа с периодическими изданиями. Привычка читать газеты, журналы (в первую очередь - связанные с будущей специальностью), делать выписки, размещать их в определенной системе - это неисчерпаемый источник интеллектуального развития и обще-культурного обогащения будущего специалиста, предпосылка его успехов в карьерном восхождении.

 

Литература

Архипова СП., Омельяненко В.Л. Вступление к педагогической специальности. - Киев, 2002.

Гецов Г. Работа с книгой: рациональные приемы. - М.: Книга, 1984.

Гнатюк Н.П. Нет предела совершенству. - М.: Просвещение, 1989.

Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр "Академия", 2001.

Кузнецов Е А., Хромое Л.И. Техника быстрого чтения. - М.: Книга, 1977.

Львы В. Искусство быть собой. - М.: Знание, 1973.

Пекелис В. Твои возможности, человек. - М.: Знание, 1975.

Педагогика высшей школы: Учеб. пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002. -544 с.

Поварин СИ. Как читать книги. - М.: Книга, 1978.

Раченко И.П. НОТ учителя. - М.: Просвещение, 1989.

Смородинская М.Д., Маркова ЮЛ. О культуре чтения: Что нужно знать каждому. - М.: Книга, 1984.

Якунин В А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. - 12-е изд. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000.



Назад