Электронная онлайн библиотека

 
 История украинской философии

Киевский пантеон Владимира Великого как мировоззренческая модель


В 980 г. киевский князь Владимир решил создать общегосударственный пантеон. Вне княжеским двором были поставлены идола Перуна (громовержец, бог военной жены), Хорса, Даждьбога (оба связаны с солнцем), Стрибога (возможно, связан с ветрами), Семаргла, Мокоши (связана с женскими делами, чаще всего - с прядением). Русичам также было присуще верования в мифологических персонажей, связанных с семейно-родовой культом (Род), сезонными обрядами (Ярило, Купала, Кострома).

Восточнославянская міфосистема, по мнению М. Поповича, потерпела иранских влияний: иранского происхождения слова «вера», «мир», «чара», «вещать», «жрец», «писать», «каяться», «бояться», «хоронить», «слово», «дело», «вина», «могила», «зло» и др. К времен славянского единства принадлежат слова «бог», «см». Иранское происхождение имеет Стрибог, которого интерпретируют как часть культа верховного божества Неба. Устойчивую ассоциацию с плодородной силой земли имеет образ женского божества - «Мать сыра земля», или Мокошь. Женщину-изображали богиню подобной дерева, ведь она должна была выполнять функции составления Вселенной. Грозовом богу-громовержцю Перуну приписывают освобождения солнечного начала от Змея (сказки о кузнеце, Никиту кожум'яку и Змея - эхо мифов о Перуна, который является покровителем кузнецов). С ним связаны священный дуб, грозовые поверье, знак «громовик» - круг, перекрещенный тремя линиями через центр.

Противник Перуна - Велес (Волос) - хозяин Нижнего мира, водных и земных сил связан с умершими, плодовитостью скота. Летопись называет его еще и «скотій бог». Считалось, что Велес (стоял на Подоле), занимался пастухами, торговлей. Для землеробсько-скотоводческой сообщества он - защитник, а Перун - судья и грозный каратель. Божество Нижнего мира - культурная и некультурная силы одновременно. В первой качества она представлена вареной пищей, очагом, деньгами, во второй - лесом, необузданными силами природы, «чужими» покойниками, тьмой. Велес может возникать и в образе Змея, он - хромой, слепой, «левый», а небесный Бог - «правый», прямой. В определенной степени Велес подобный к франко-эллинского Гермеса, который противостоит Аполлону-змееборца, как обладатель Нижнего мира, что ворует скот.

В «Слове о Полку игореве» Боян назван «Велесовим внуком»: Велес занимается целительством и другими искусствами, магией, представляя в пантеоне жреческий состояние. Связан он и с идеей договора, общественной связи, удостоверяющий слово «волость» как звено общественной организации, собственность. В восточнославянском среде святой Николай после крещения перенял большинство функций Велеса, в осетинском мире - Хорс воплотился в «Николая доброго». Возможно, Хорс - давний сармато-аланський бог, который имел эпитет «добрый». Очевидно, поэтому князь Владимир включил не Велеса, а Хорса в свой пантеон. Вероятно, Хорс является аналогом Митры - солнечного божества мира и общественного согласия, заместителя перед Богом. Примитивными двойниками Велеса, воплощающих его силу, были лешие и домовые.

С культом предков, плодородием связан культ Рода и рожаниц, которые отвечают за человеческие судьбы. Во время приуроченных им праздников гадали. Они не представлены в Володимировому пантеоне, но их культ был распространен среди крестьян. Загальнослов'янською была богиня Лада - покровительница брака, любви. Редко упоминается Сварог, чаще - его сын (воплощение) Сварожич, который занимался огнем. Солнце называли Даждьбогом, которого иногда считали сыном Сварога. Фольклорный Рарог - «низкий» дублер Сварога.

Доказательством языческого понимания модели мира является Збручский идол, найденный в 1848 г. вблизи г. Гусятин (Тернопольская обл.). Три его вертикальные части - три мира. Под одной шапкой расположены четыре боги Верхнего мира, средняя часть - человеческий мир в виде ритуального хоровода, нижняя часть - Велес, что стоит на коленях, держа всю постройку. Переднее изображения - женский персонаж с рогом изобилия, возможно, это Мать-Мокошь; левый бок - конный, вооруженный Перун; правый бок - женское божество с обручальным кольцом, очевидно, Лада; персонаж на заднем стороне идола не идентифицирован.

Славянский календарь был связан с аграрно-производственным циклом: время, как считалось, движется по кругу, а прошлое (мир предков) - эталонный, золотой век, «островной время», что не меняется. Год состоял из трех частей - весны-лета, осени и зимы. Мифологическое время соотносили с четырьмя солнечными позициями - солнцестояния и равноденствия. Соответственно, выделяли праздничные циклы - весенний (Масленица), пожилые (Купала, Перуна), осенние (Рода, рожаниц), зимние (близки к зимнего солнцестояния, семейные трапезы, собрание на колядования, связанные с культом Велеса).

Семейная обрядность, культовые действия сопровождали самые главные события человеческой жизни. Их эхом есть родильные, крестильные, свадебные и погребальные обряды. В архаических культурах важную роль играли обряды инициации (обряд, что знаменует переход на новую ступень развития в пределах социальной группы или определенного общества). В целом, как утверждает Г. Попович, жизни тогдашних людей было «регламентировано до мелочей, и каждый их шаг был связан с космогоническими, мифологическими или морально-этическими представлениями. Существовало и закрытое, эзотерическое учение, доступное лишь посвященным..., ныне безвозвратно потерянное».



Назад