Электронная онлайн библиотека

 
 История украинской философии

Способ бытия философии и ее понимание в русской культуре. Образ философа


Тексты древнерусской эпохи благодаря своему духовно-практического содержания, доходчивой форме и понятном языке были доступны всем слоям населения, что способствовало усвоению сформулированных в них мировоззренчески-философских идей. Они органично воспринимались самыми широкими слоями общества, формировали убеждения людей, побудили их к социального дискурса, человеколюбия.

Раннесредневековые, преимущественно религиозные, тексты, содержащие философские идеи и построения, написанные непрофессиональной философским языком в условиях синкретизма (нерозчленованість) средневекового мировоззрения. С этим связана проблематичность изложения современной философской языке полісемантичних понятий тогдашней культуры в их имманентному (внутренне присущем) понятийном и категориальном проявлениях. Имеет значение и то, что философские идеи были рассредоточены в тогдашней религиозной общественном сознании.

В отличие от западноевропейской схоластической философии, которая была дифференцированной и самостоятельной формой знания, предназначенного для немногих высокообразованных интеллектуалов, обслуживала религиозную, юридическую и политическую сферы, развязывала далеки от реальной жизни общие, умозрительные, абстрактные задачи, русская философская мысль осмысливала крайние основы реального и ирреального миров. Развивалась она в лоне не теоретического, а духовно-практического осмысления мира. Преимуществом такого способа філософування была ориентация на конкретный, земное и доходчивое православно-христианское учение праведной жизни самых широких слоев населения. Она давала ответ на основные вопросы любой философии, например как счастливо прожить человеку в этом мире и заслужить посмертное существование. Все это сформировало никем не превзойден взлет духовности и цивилизованности, которым отличалась Украина на протяжении последнего тысячелетия.

Отношение к философии русских мыслителей не было однозначным. В значительной степени ее понимали как «внешнюю» (относительно христианства), античную систему знания и познания мира, а потому считали неістинною, небогонатхненною, в определенной степени враждебным образованием. В то же время она органично привлекалась к системе христианского знания, філософізувала его, хоть и воспринималась как предтеча и составляющая христианской мудрости. Например, в «Диалектике» Иоанна Дамаскина философия толкуется как «познание сущего, а поскольку оно сущее, то познание природы сущего. Это - познание вещей Божественных и человеческих, то есть видимых и невидимых. Это - мысли о смерти, уподобление Богу. Философия есть искусство искусств и наука наук, потому что философия является началом любого искусства. Философия есть любовь к мудрости: истинная премудрость - это Бог, а потому любовь к Богу есть истинная философия». По словам Константина (Кирилла) Философа, «философия - это знание вещей божественных и человеческих; знание того, насколько человек может приблизиться к Богу. Философия учит человека делами своими быть подобным Богу» («Житие»).

В переводном «Синайском патерике» повествуется: когда два философы пришли к старцу и хотели услышать от него пророчества, то назвал их словолюбцями, а не истинными философами, потому что «философия - это всегда учиться смерти, молчанию и хранить себя безмолвием». Здесь также говорится о двух странных и добропорядочных людей-философов, которые не имели никакого имущества, а штудировали христианские книги и совершенствовались в аскетизме. Отшельник, который именуется в тексте «схоластик» (толкователь Священного Писания, ученый человек, ритор), изображается смиренномудрою, благостной, скромной, целомудренной, молчаливой и дружелюбным человеком. Все время он посвящал чтению. Еще один философ-христианин убедил философа-эллина в том, что произойдет конец света, телесное воскресение человечества, и поэтому каждый должен стремиться не земных, а небесных благ.

Близкие по пафосом соображения содержит чрезвычайно популярная в Движении сборник «Пчела» («Книги Пчела. Слова и мудрости от Евангелия, и от Апостола, и от святых мужей, и от ума внешних философов»), в которой помещены высказывания более 140 античных авторов. Название она получила от уміщеного в ней высказывания античного философа Ісократа: «Так, как пчелу видим, что во всех садах и цветах летает и от каждого пользу принимает, так и юноши, учась философии и ввысь мудрісну предпочитая вознестись, отовсюду самое ценное собирают». Философ ничего не требует, кроме мудрости и знаний. Особенно впечатляет описан пример жертвенного патриотизма философа Зенона, который, стремясь сохранить тайну родины, во время пыток откусил своего языка. Подобно пифагорейских философов, каждый должен помириться с тем, с кем поссорился, до захода солнца. В сборнике говорится о Диогена, который ходил со свечой по городу, «ища человека». «Железо закаляется водой, а философ - несчастьями» - еще один ракурс видения сути любомудрості. На основании детального ознакомления с текстом сборника можно составить собирательный образ философа: философ осознает собственное незнание; он убеждает своими словами и делами; философия - синтез благотворительного жизни и знания, она побуждает добрых до благодеяний, лукавых - до злобы. В целом философия виделась тогда как искусство богословской интерпретации текстов Святого Писания, искусство слова, искусство жить согласно христианской этики.

Насыщенные философской тематикой и размышлениями над природой философии также переводные произведения: «Хроника Георгия Амартола, «Хроника Иоанна Малалы, «Христианская топография» Козьмы Індикоплова и «Шестиднев» Иоанна экзарха Болгарского. В них философские проблемы мироздания, мироустройства, причинности, природы человека, добра и зла, судьбы, посмертного существования и т.д детально рассматриваются на фоне их понимание, Платоном, Аристотелем Пифагором, Сократом и другими мыслителями. Естественно, что рассмотрение и решение этих принципиальных для православной философии вопросам происходили с позиций христианской догматики.

Тогдашние определение философии религиозно-философские по форме и философские по содержанию. В Движении философия приобретала статуса мудрости, забарвлювалася мудростью, понималась как мудрость. Так, Изборник 1073 года квалифицирует мудрость как знания «божским» и человеческих вещей и того, что является их причиной. Мудрость любого человека происходит прежде всего от Бога. Ее можно приобрести через знания, содержащиеся в книгах и путем общения с умными людьми. Христианская мудрость - уникальная, универсальная, вечная, неизменная, неизбежна духовная ценность. Она неотделима от высоконравственного образа жизни, единства мыслей и поступков, она - источник блага для индивида и человечества. Ее разновидностями есть мудрость как пребывание в здравом уме и мудрость как интеллектуально-нравственная характеристика личности.

Итак, мудрец (философ) - это особый человек, которая является носителем христианского знания, его духа, учителем жизни, теоретиком и практиком, способным решать все проблемы человеческого бытия, показывать своей жизнью, как должны жить другие.



Назад