Электронная онлайн библиотека

 
 Педагогика высшей школы

Социально-экономические потребности в дистанционном образовании


Традиционно в разных типах учебных заведений Украины сложились такие организационные формы обучения: дневная, заочная, экстернатная. В последние десятилетия в мировой образовательной системе учитывая социально-экономические потребности и развитие новых средств обучения начала развиваться дистанционная форма получения профессионального образования. В настоящее время есть все основания говорить о формировании новой информационной культуры, которая постепенно становится элементом общей культуры человечества. В ее основе лежат знания о информационную среду, законы его функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках. По мнению ученых, информационная культура пока что является показателем не общей, а, скорее, профессиональной культуры, но в будущем послужит важным фактором развития личности.

Развитие информационной культуры способствует формированию у многих странах групп людей, объединенных пониманием тех проблем, в решении которых они включены. Информационная культура органично является реальностью общественной жизни, предоставляя ему новых свойств. Она приводит к изменению многих социально-экономических, политических и духовных представлений, вносит качественно новые черты в образе жизни человека.

Есть большое количество дефиниций информационной культуры. Целесообразно рассмотреть широкое и узкое ее определения. Информационная культура в широком смысле - это совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих положительные взаимодействия этнических и национальных культур, их объединение в общий опыт человечества. В узком смысле - это оптимальные средства манипулирования со знаками, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и самой информации.

Более полное определение данное профессором МЛ. Жалдаком в процессе исследования системы подготовки учителей. По его мнению, основы информационной культуры имеют методологический, мировоззренческий, общеобразовательной и общекультурный характер, что проявляется в использовании в общей практике универсальных процедур поиска, обработки и представления информации на базе соответствующей системы научных понятий, принципов и законов как необходимых факторов системно-целостного познания и отражения объективной реальности, а также связанного с такой системой фактографического материала (базы данных, базы знаний и т.д.), и должны формироваться в процессе изучения комплекса всех учебных дисциплин.

Овладение информационной культурой - это путь универсализации качеств индивида, что способствует реальному пониманию человеком самого себя, своего места и своей роли. Большое значение в создании информационной культуры имеет образование, призванная готовить специалиста информационного сообщества, формируя у него навыки и умения дифференциации, выделение значимости информации и выработка критериев ее оценки, а также создание информации и ее использования.

История информационной культуры насчитывает тысячелетия. Начало ее достигает времен изменения формального отношения к сигнала ситуации, что было присуще животному миру, смысловому, присуще только человеку. Обмен смысловыми единицами стал основой развития языка. До появления письменности становления языка вызвало к жизни гамму вербальных методик, породило культуру смысла и текста. Письменный этап концентрировался вокруг текста, который вобрал в себя все разнообразие устной информационной культуры.

Информационная культура человечества в разные времена переживала кризиса. Одна из наиболее значительных информационных кризисов привела к появлению письменности. Устные методики сохранения знаний не обеспечивали полной целостности объемов информации. Поэтому фиксация информации на материальном носителе породила новый период информационной культуры - документальный. В ее состав вошла культура общения с документами: культура извлечения фиксированного знания, культура кодирования и фиксации информации, культура докумен-тографічного поиска. Оперирование информацией стало легче, изменился и способ мышления, но устные формы информационной культуры не только не утратили своего значения, но и обогатились системой взаимосвязей с письменными.

Очередная информационная кризис вызвал к жизни компьютерные технологии, которые модифицировали носители информации и автоматизировали отдельные информационные процессы.

Современная информационная культура охватывает все формы, которые ей предшествовали, и объединяет их в единое средство.

Информационная культура как особый аспект социальной жизни является предметом, средством и результатом социальной активности. Она отражает характер и уровень практической деятельности людей. Это результат творчества субъекта и процесс сохранения сделанного, распространения и потребления объектов культуры.

В настоящее время создается база для формирования противоречия между категорией индивидов, информационная культура которых формируется под влиянием информационных технологий и отражает новые связи и отношения информационного общества, и категорией индивидов, информационная культура которых определяется традиционными подходами. Это предопределяет различные уровни качества информационной культуры при одинаковых затратах сил и времени, приводит к объективному искажения, связанного со снижением возможностей творческого проявления одних субъектов по сравнению с другими.

В настоящее время в образовании часто используется термин "виртуальный", которое происходит от латинского слова virtual - возможно, такой, который может или должен появиться при определенных условиях. В технической литературе он применяется достаточно широко: виртуальные частицы (теория элементарных частиц), виртуальная температура (метеорология), виртуальное перемещение (теоретическая механика), виртуальная память (электроника). Широкую известность приобрел термин "виртуальная реальность" - взаимодействие человека с искусственным трехмерным визуальным или любым сенсорным средой. Исходя из особенностей этого срока, вероятно, что виртуальное образование - это изменение и вступления внутренних качеств реальных субъектов (студента, преподавателя), которые происходят в результате их діяльнісної взаимодействия (виртуального процесса).

Ключевыми признаками виртуального процесса являются: предварительная неопределенность для субъектов взаимодействия; уникальность каждого вида их взаимодействия, в том числе и с учебными объектами; существование только в течение непосредственного взаимодействия.

Виртуальное образовательное пространство вне коммуникацией педагогов, студентов и других учебных объектов не возможен. Основная цель виртуального образования - выявление и достижения человеком своего предназначения в реальном мире, который сочетается с его виртуальностью и другими возможностями. Педагогику, суголосну виртуальной образовании, можно отнести к ситуативной.

А.В. Хуторской утверждает, что философия русского космизма (П.В. Федоров, B.C. Соловьев, К.Э. Циолковский, П.О. Флоренский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, Н.А. Лосський, М.О. Бердяев, Д. Л. Андреев и др.) содержит предпосылки для выявления смысла и целевых ориентиров виртуального образования.

Виртуальное образование - это процесс движения человека к новому, непознанному, неизвестного, что происходит в результате взаимодействия с реальным миром. Смысл виртуальной образования человека заключается в расширении ее внутреннего мира к внешнему, взаимопроникновении в микро-и макрокосмос.

Виртуальной образовании наиболее соответствует сферическая модель, которая имеет бесконечное число степеней свободы и не задает для каждого человека однозначного направления движения. Центром такой сферической модели является личный потенциал человека, относительно которого и происходит ее развитие. Единого центра образования всех людей в такой модели нет, каждый человек развивается и учится в соответствии со своей индивидуальной сущности.

Пространственная модель предусматривает возможность создания разнообразных образовательных сфер (виртуальных университетов), в которых будет происходить индивидуальный для каждого развитие. Человек сам определяет свой виртуальный университет, выстраивает в нем различные структуры и ценности, наполняет его содержанием, с помощью которого ориентируется, познавая внутренне и внешне разнообразные образовательные области.

Построение пространственной модели виртуального образования ведет к репрезентации внутреннего мира человека в виде множества сфер, которые распространяются на интеллектуальные, эмоционально-образные, культурные, исторические, социальные и другие сферы. Все они тесно связаны, динамические и образуют в совокупности так называемый виртуальный образовательное пространство. Это пространство способен распространяться во внешний мир, открывая для себя его внешние сферы.

К познанию человеком сфер внешнего мира стоит добавить ее самопознания, рефлексивну деятельность по выявлению собственных действий, состояний и изменений. Таким образом, сбывается давняя мудрость: познавая себя, ты познаешь весь мир.

Как известно, основные характеристики опыта обучения должны заключаться в развитии индивидуальных способностей, умении мыслить критически, аналитически и творчески, в помощи студентам в развитии их образовательного таланта, чтобы подготовиться к пожизненного обучения.

Одна из последних дискуссий форума IFETS (17-28 июня 1999 г.) имела название "Технологии и будущее высшего образования". ее участники отметили, что в будущем образование освободится от государственного контроля и развиваться в рамках частных организаций. Это позволит снизить цены на обучение, разнообразить его, улучшить качество. То есть предполагается своеобразный ренессанс в образовании. Главным здесь будет не передача знаний и их сертификация, а именно учение. Развитие технологий приведет к созданию учебных заведений нового типа (глобальных, виртуальных, дистанционных и т.п.), заставит педагогов сосредоточиться на качестве учебного плана и учете потребностей студентов.

Уже сейчас Интернет является примером использования технологий для привлечения студентов к активному участию в процессе обучения. Традиционное и дистанционное обучение существуют одновременно.

Университеты превращаются, так сказать, в набор конструктора. Выберите сами детали (преподаватель, курс, учебное заведение) и разработайте свою собственную программу. После этого составьте экзамены, где вам нравится, и выберите учебное заведение, которое выдаст вам диплом. Это уже становится реальностью и к этому придут все страны.

Дистанционное обучение является технологией, которая предусматривает, что в образовательном процессе используются лучшие традиционные и инновационные средства, как и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях.

В системе образования дистанционное обучение соответствует принципу гуманизма, согласно которому никто не должен лишаться возможности учиться через бедность, географическую или временную изолированность, социальную незащищенность и невозможности посещать образовательные учреждения из причин физических недостатков или занятости производственными или личными делами. Будучи следствием объективного процесса информатизации общества и образования и вбирая в себя лучшие черты других форм, дистанционное обучение войдет в XXI в. как наиболее перспективная, синтетическая, гуманистическая, интегральная форма получения образования.

Представляется целесообразным на первом этапе разработок, связанных с внедрением дистанционного обучения, определить качества и особенности преподавателя, который будет работать в сфере дистанционного обучения, поскольку эта отрасль требует тщательного отбора специалистов для образовательного пространства, в котором этот процесс будет происходить, а также основных понятий самого процесса. При этом речь идет прежде всего не о дистанционное обучение как новую методику в преподавании учебного материала, а о совокупность качеств педагога, которые понадобятся для успешного внедрения в жизнь этой новой технологии. Личность учителя будет играть важную роль в индивидуализации обучения.



Назад