Электронная онлайн библиотека

 
 История украинской философии

Представление о смысле бытия, добро и зло, судьбу


Представление о добре и зле как нормативно-оценочные категории морального сознания, что существовали в дохристианском мировоззрении и античной философии, в период средневековья подверглись трансформации. Релятивистский, созерцательный подходы античных философов, особенно неоплатоников, христианские апологеты заменили однозначно собственным пониманием. Оно заключалось в необходимости привлечения этих категорий для решения не только космогонических и онтологических проблем, но и проблем познания, этики, эстетики, философии истории. Все оценивалось такими универсальными категориями, как «добро» и «зло», между которыми нет середины, никаких промежуточных звеньев и невозможны никакие компромиссы.

Добро рассматривалось как совокупность факторов, благоприятно влияет на индивида или сообщество. Базовой установкой мышления служила идея добра, имманентного Бога, и зла как позабуттєвого, не сущего, противоположного сущим добру и благу. Источник зла усматривалось в библейском отворачивании от Бога первых людей, грехопадении человека, некоторых ангелов, всего человечества, в воле человечества до греха. Добро порождает лишь добро, зло не существует само в себе, а локализуется в чемто другом. Оно не закономерное для бытия, случайное и не самодостаточное. Зло является испорченным благом. Конечная цель человечества и человека - преодоление зла, искупление первородного греха, спасения себя и других.

Значительное внимание в тогдашнем общественно-культурной жизни уделялось проблеме человеческой судьбы. Поскольку, как считалось, исключительной детерминантой, что правит миром, благой Бог, судьба живой и неживой природы тотально зависит от промысла Божьего. Своим провидением он охватывает все явления действительности, поступки и мысли существ, присматривает за ними, направляет их к конечной цели - спасения человеческого рода. Такой взгляд радикально отвергал дохристианские представление о судьбе как иррациональную, слепую и безликую силу, что, однако, давала надежду вымолить у богов определенные уступки или лучше талан. Остро критиковалось и античное понимание судьбы, что предусматривало возможность уклониться, обмануть или предсказать судьбу. Опровергались астрологические «выдумки», разнообразные гадания, которые бытовали в эллинов и нехристиянізованих соотечественников.

На мировоззренческом уровне противопоставление идеи провидение идеи судьбы отражало противопоставление осмысленного и разумного непізнанному и иррациональном, детерминизма - індетермінізму. Имеющееся в текстах учение о индивидуальную ответственность каждого свидетельствует об усилении моралистически начала, глобальное осмысление законов бытия и существования, направленность к постижению собственной сути, рефлексии над всеобщим и особенным.



Назад