Электронная онлайн библиотека

 
 История украинской философии

Древнерусская антропология


Тема человека является одной из центральных в древнерусской культуре. Как и другие отрасли философского знания, христианская антропология (учение о человеке, «человековедение») основывалась на идейно-концептуальном учении Священного Писания, Святого предания и произведениях христианских мыслителей. Повлияла на нее и античная философия.

По христианской антропологией, через грех в Раю союз человека и Бога, который по замыслу Творца должен быть вечным, распался, и смерть стала судьбой всего человечества. Через одного человека грех вошел в мир», и поэтому все человечество получает смерть как плату за грех. Смерть тела его развод с душой. Тело разрушается, подвергается тлению, а дух поднимается в новую сферу бытия. Грех разрушил и внешние блага. Бог изгнал человека из Рая в совместное со всеми животными место пребывания, чтобы она обрабатывала землю, могла поддерживать собственное существование. Ее власть над природой существенно уменьшилась, а животный мир стал соревноваться с человеком по жизни. Земля стала проклятой: снизилась ее плодородие, возникли землетрясения, наводнения, засухи и т.д. Через отклонение от прежней гармонии в природе мир потерпел физического расстройства, упадка и ветхости. Именно поэтому в Евангелии говорится, что этот мир будет преобразован или очищен огнем и встанет очищенным и обновленным. Человек переживает состояние «нового рождения» и в христианском Таинстве Крещения. Этим опровергается ветхозавітне «тело греховное», человек «умирает для греха», «одевается в новую человека в познании по образу Создателя ее» (Мф. 3, 11 и далее; Рим. 6, 6; Кол. 3, 9; Гал. 6, 15).

Рукописные тексты квалифицируют суть человека как «живот словесьм и сьмрьтьн». Именно ум и язык отличают человека от животного и растительного миров. Животные тоже имеют душу, и только человек имеет словесную силу. От неживой природы человек отличается наличием души и чувств, от ангелов - тем, что они бестелесны, хоть и способны говорить. Только человек имеет свободу воли.

По тогдашним представлениям, в иерархическом строении Вселенной, который сконструирован в форме ступеней, наверху находится человек, созданная иначе, чем нижний мир. Высокое призвание человека связано с творением ее по образу и подобию Божьему. Человек потенциально бессмертна. Будучи предназначенной для духовной жизни, она наделена Божьей благодатью и душой. Тело - это лишь греховная, временная оболочка, хранилище души. Суть человека - душа и разум.

Если переводные достопримечательности часто декларировали негативное отношение к телу, то отечественные мыслители значительно более толерантны к человеку. Они понимали ее как существо многомерную, как «храм», где присутствует Бог, поэтому ее назначением является служение Богу. Человек - это богоизбранный посредник между Богом и миром. Способность мыслить соединяет ее с Богом, а наличие тела - с материей. Два пути может выбрать каждый - жизнь и смерть. Путь жизни - это путь освобождения от смерти, повиновения Богу, выполнение всех установок вероисповедания; он адекватен спасению человека. Это тяжелая и в то же время радостное духовная работа. Путь смерти - это путь греха гордыни, неповиновения, что ведет к неприятностям и пожизненных страданий.

Значительное количество древнерусских рукописей в той или иной степени касается вопроса богоподобия человека. Ни одна другая антропология, кроме христианской, не содержит в своем понятийном арсенале категорий «богоподобии» и «обожения». Подобие человека Богу заключается в ее достоинстве, превосходства над чувственным космосом, духовной природе, способности мыслить, владении душой и духом, свободе воли и т.п. Поскольку Бог непізнаванний, трудно определить, в чем заключается в человеке образ Божий. Это определяется через сопричастность к бесконечной благодати Божьей, через то, как образ Божий человек является Богом в потенции. Следующие теоретические и практические поиски раскрывали в человеке еще не опознаны глубины, побудили к самоуглублению, развития духовных дарований. Тексты полны высказываний о том, что человек сотрудничает с Богом, выполняет его замысел.

Ранньосередньовічна украинская философия придерживалась мнения, что значение личности заключается в глубоком ее антропокосмічному связи со всем миром. В сочетании и общении со своим прообразом - Богом - личность приобретает мікрокосмічної качества. Тело как «онтологическая поверхность» содержит мистические глубины естества. Поэтому наивысшее призвание человека заключается в создании собственной жизни, что является раскрытием и осуществлением заложенных Богом безграничных потенций. Свободна воля является способностью человека свободно определять основания для собственных действий, реализовывать духовные, телесные факторы. Добровольное подчинение сверхчеловеческому Началу не ограничивает человеческую волю. Бог - абсолютное благо, что безгранично занимается каждым существом. Поэтому свобода является глубоким осознанием границ человеческого поведения, что зависит от совокупной ситуации не так индивидуального, как общественного существования. Она является осознанием необходимости и возможна лишь в совершенной гармонии с Божественной свободой и Божьим умудренным планом миропорядка. Абсолютная свобода только в Бога. Бог дает человеку свободу. Бог является свободой, освободителем: он освобождает человека от проклятия греха, болезней, несчастий и смерти. Поэтому реальная свобода должна согласовываться с волей Божьей. «Стяжи свободу в деле и в словє своємь» («Пандекты» Никона Черногорца); «Ащє убо Сын вы свободит, воистину свободни будєтє» (Ис. 8, 36).

Еще одним проявлением человеческого творчества является осознание человеком моральных ценностей. Создание и накопление добра является моральным подвигом, что происходит из любви к Богу и человеку. Добровольно подчиняясь наивысшей промислительній Божьей воле, человек свободно осуществляет в собственном творчестве максимально полную личную моральную совершенство, совершенствует окружающий социальный мир. Этим она служит не только личной обоженню, но и обоженню всего человечества. Как утверждал Василий Великий, «человек есть тварь, что получила повеление стать Богом». В этом ракурсе дух, душа и тело направляют свою природу к Богу и приобретают полноты бытия. Дух должен находить себе пищу Богу, жить с ним, душа - в духе, тело должно жить душой - таким был первоначальный бессмертный уклад человеческой природы. Отвернувшись от Бога, дух начинает жить за счет души, душа живет жизнью тела, а тело вынуждено искать пищу в бездушній материи, а потому находит смерть.

Умонастроение и психологические установки русского общества тяготели к умеренности, хоть в тогдашних памятниках немало пессимистических высказываний, ригористичних (суровых) и містико-аскетических рекомендаций. Христианская течение, которое предусматривало отказ от социальных контактов, религиозного экстремизма, бегства от мира, не нашла здесь, как в других христианских странах, плодотворного почвы. В центре внимания находилась обычная существо Божья - человек со всеми присущими ей недостатками и достоинствами. Все крайние требования к образу жизни «истинного христианина» было отвергнуто, зато отмечалась необходимость откровенного, искреннего отношения к Богу и его творений. Главной добродетелью и онтологической категорией была любовь. Все христианские установки относительно образа жизни адаптировались, упрощались в соответствии с реалиями русского общественного бытия и практики.

Актуальным был вопрос про добро и зло в человеке. Утверждалось, что человек не была создана злой, возможностью благодеяния владеет каждый. Естественно-социальные задатки одинаковые у каждого человека, они развиваются и приумножаются в деятельности, практике. Различия в степени благотворительности обусловлены различиями в образе жизни. В борьбе с личным грехом и общественной греховностью реализовалась изначально присуща индивиду свобода. Критерием различения добра и зла есть разум. В борьбе с грехом вбачалася борьба духовного и плотского начал, морали и аморальности. Свобода - это свобода отказа от греха, от кого-чего. Благо заключалось не в удовлетворении биологических потребностей, а в постоянной моральной труда, самосовершенствовании, заботе о ближнем. Оригинальные памятники акцентируют не на личном спасении, а на общественно активном, деятельному характере человеческой природы, необходимости мужественного противостояния негативным влияниям.

Антропологическое учение Руси несет в себе огромный заряд человечности, признает примат духовно-рационального, культивирует містико-духовное, предлагает много стилей жизни. При условии, что каждый из них должен приближать к Богу.



Назад