Электронная онлайн библиотека

 
 История украинской философии

Образ истории и восприятие времени


Распространение христианской религии, книжности и письменности значительно расширило мировоззренческие горизонте русской сообщества, ознакомил ее с достижениями научной, религиозной и исторической мыслей других народов. Это вызвало острую потребность в осмыслении не только ойкумены (мира человечества), но и своего места в мировом сообществе, мировой истории. Еще несколько сотен лет до крещения в общественном сознании безраздельно господствовал взгляд на собственную историю как этнически локальную, ограниченную соответствующим географическим пространством, а в историческом сознании фиксировались обычно важнейшие события исторического бытия: войны, переселения, небесные явления, родовид, климатические и природные катаклизмы, эпидемии, неурожаи и т.д.

Хліборобсько-скотоводческое хозяйство, что определяло образ жизни, випрацювало взгляд на время как такой, который зависел от циклических изменений пор года. Земледельческий календарь регламентировал все виды сельскохозяйственных работ и праздников. Время тянулось медленно, отчасти он персонифицировался, начинался с сотворения мира и не имел своего конца. Поэтому русские летописи уже христианской суток в значительной мере сохраняют и создают установившееся в собственной древности видение истории. Однако политико-экономические, культурно-конфессиональные реалии русского государственного жизни требовали совсем другое видение, изложения и трактовки истории.

Необходимость обоснования государственного суверенитета, борьба с внешней военной угрозой, необходимость объединения (в т. ч. на основе осознания народом общности собственной истории) многочисленных племен и княжеств для укрепления могущества страны формировали патриотическое, государственное отношение к национальной и мировой историй, требовали осмысления роли и места отдельных княжеств в едином государственном образовании - Руси, в мире.

Как и во всех сферах общественного сознания, парадигму понимание всемирной и отечественной истории задавало Священное Писание. Средневековый образ истории можно охарактеризовать такими понятиями, как «телеологізм»(наличие цели в процессах и явлениях природы, которые или устанавливаются Богом, или являются внутренними причинами природы), «провіденціалізм» (толкование исторического процесса как осуществление замысла Бога), «универсализм» (всеобщность), «профетизм» (предопределенность), «эсхатологизм» (вера в конечную судьбу человечества и Вселенной) и «фіналізм» (скінченність). Русские книжники имели свое своеобразное понимание исторического прогресса, хотя и вполне христианское.

По Библии, земная история берет свое начало от первого дня творения. За шесть дней (первое творение) Бог создал мир со всеми существами, небо и землю, прошлое, настоящее и грядущее, время и пространство. От начала дальнейшая история имела цілераціональний характер и стала выполнением плана идеального мироустройства. Сакральная ценность истории, заданная Творцом, должна была раскрыться лишь в будущем, а ее окончательный смысл должен увиразнитися в конце мира. Свой замысел Бог открывает людям постепенно.

В той исторической фазе человеческой истории, которая длилась от сотворения мира до прихода на историческую арену Сына Божьего Иисуса Христа и которая получила обозначение «Старый (Ветхий Завет)», состоялось несколько общемировых событий. Первым таким событием, которая определила всю дальнейшую историю, было грехопадения первых людей в Раю. Их местонахождение было наглядной демонстрацией особой заботы Творца о абсолютное благо собственного творения. Не прилагая никаких усилий, люди могли удовлетворять все свои физические и духовные потребности. Осознание того, что Рай является исключительным даром Бога, проявлением его безграничной благодати, должно было вызвать у первых людей чувство полной признательности. Они имели лишь совершенствовать собственную божественную природу, выполнять заповеди и вместе с Творцом совершать его замысел. Однако Адам и Ева не оправдали своей общечеловеческой миссии. Через грехопадения человек и все последующие поколения потеряли Рай и, соответственно, любовь к себе Бога. Население стала смертной, несовершенной, обреченной на тяжелый труд, болезни и страдания. Мировая история кардинально изменила свои вектор, ритм, темп, содержание и другие свойства. Она превратилась в историю войн, природных катаклизмов, рабства, эпидемий, безхліб'я и других бед. В истории появилось Зло.

Русские мыслители, одним из представителей которых был митрополит Иларион, понимали период истории от сотворения мира до рождения Иисуса Христа как Ветхий Завет. Ветхий Завет: закон, рабство, оправдание, многобожие, древний человек, темнота, тень, невежество, временное пророчество, богоизбранность одного народа. Пятикнижия Моисеева (Ветхий Закон) - это старое, древнее, период греха, печали, преступлений, лжи, несправедливости, тяжкого труда, колдовства, идолопоклонства, смерти. Этот период был прообразом в корне нового этапа истории - Нового Завета, что означал новый мир, благодать, свободу, спасение, единобожия, нового человека, свет, истину, просветление, исполнения, полноту времени, любовь Божью до всех народов, Евангелие.

Новый Завет провозгласил Иисус Христос. Сохраняя преемственность с Ветхим Заветом, Новый Закон отменяет все предыдущие предписания, законы, мораль, образ жизни. Дав людям Новый Завет, Христос радикально преобразует мир, судьбу человечества, природу. Ориентация русских книжников на Новый Завет исходила из понимания того, что перед рождением Христа история достигла критической точки, пределы своего существования, что мир уже не может находиться в предыдущих идеологических, юридических и моральных рамках. Существующая система социокультурных отношений окончательно исчерпала себя. Поступательное развитие старого порядка достиг апогея, он должен перейти в новое качество и плоскость бытия.

В Илариона символами эпохи «закона» образы месяца, тени, библейской рабыни Агари; эпохи «благодати» - образы солнца, истины, свободной Сарры. Народ наш, замечает он, не сразу присоединился к христианской истории, потому что принял эту религию значительно позже других, однако «новый» народ, русский, имеет полное право влиться во всемирную историю, быть равноправным ее создателем. За Илларионом, «старые» законы и «старые» народы отжили, «гоже благодати и истине на новых людей засиять. Не вливают потому что, - по словам Господним, - вина нового, учение благодатного, в мехи ветхие, в іудействі состарившиеся...». Новая русская христианская общность имеет большие потенции, должен активно творить историю. Мыслитель с пониманием и уважением относится к дохристианскому прошлого своего народа, хотя и отмечает его духовной несовершенства. Он гордится достижениями своей святой и величественной государства, предсказывает ей прекрасное будущее. Его «Слово» - одна из самых ценных жемчужин украинской и мировой культур.

Проблема времени в древнерусских текстах специально не анализировалась, однако в них можно найти немало материала, чтобы реконструировать эти взгляды. Итак, время берет свое начало с первых слов Библии: «В начале...». Это абсолютный начало, после которого длительность времени покорена порядке созданного мира. Время - это творение Божье и обрамления истории. Бог последовательно и планомерно включал все созданное им в час (последовательность шести дней творения): земли и народы. Время наполнено содержанием, закономерной последовательностью, он является мерилом продолжительности каждого этапа эволюции живого и неживого. Человек живет во времени, а Бог - вне его, он трансцендентное.

В менталитете Киевской Руси сосуществовали два типа восприятия времени. Дохристианский определялся коловоротом природы. Считалось, что этот космический время идет по бесконечному кругу. С христианской точки зрения, не безликий Космос или неопределенные силы, а Бог-творец установил космические и земные ритмы, движение светил. Жизнь - это не плетениця времен, пожизненное повторения событий, а направлен развитие, что имеет свои меры величины. Время выпрямляется, випростовується, становится линейным. Взгляды человечества обращены к «времени конца», наступление которого - тайна Божья. Жизнь Христа продолжалось и в историческом (человеческом, земном) бытии, и в позаісторичному (Божьем, вселенском). Его проповеди предвещало близкий выполнения сроков Царства Божьего, поступления полноты времен. Время делится на части - до Христа и после него. Христос принял от Бога-Отца эстафету завершения совокупностей времени. Это время христианской Церкви - исторический (земная Церковь) и позаісторичний (Церковь небесная). Христос и его Церковь находятся одновременно в двух плоскостях (измерениях) времени. Соответственно, переживается время на уровне сообщества (народ, государство) и на индивидуальном уровне. Его разделяют на время до момента крещения государства или человека и после этого события. Акт крещения переводит в другой план бытия, приобщает к божественному, абсолютного, будущего, трансцендентальная времени. Время христианства, время Церкви, время христианина рвутся к эсхатологическому «Дня Господня», когда закончится нынешний возраст. Верующие христианской Церкви напряженно ожидали этот день, подвижнически приближали его.

Рядом с тем земным и небесным существовал церковный (литургический) время: отправление суточных, недельных и годовых служб. Суточные службы осуществляются в пределах суток и снова происходят в том же порядке. Недельные службы осуществляются в пределах недели (седмицы) и каждого на следующей неделе снова повторяются. Годовые службы продолжаются на протяжении года и вновь возобновляются. Службы суточные неизменны и является основой, а седмичні отличаются своими молитвами, песнопениями и чтениями каждый день седмицы. Годовые службы меняются с каждым днем года соответственно до тех воспоминаний, которые Церковь предоставляет каждому дню седмицы и года. С каждым днем седмицы сочетаются особые священно-исторические воспоминания. Так, первый день (воскресенье) посвящен воспоминанию и прославлению Воскресения Христова; это самый торжественный и самый святой день для круга седмичного и есть Пасхой в годовом круге. Во второй (понедельник) вызываются ангельские силы. Эти два дня символизируют и олицетворяют ветхозаветные времена. Их завершения толкуют как границу между двумя Заветами. Во вторник упоминаются ветхозаветные пророки. С вечера этого дня верующие вступают в новозаветное время. Со средой и пятницей Церковь связывает исторические воспоминания о предательстве Христа, его страдания и смерть, почитается Святой Крест, что спас человечество. Четверг - день воспоминаний первых предвестников Евангелия - святых апостолов. Субботой закончился чин мироздания, в этот день Господь почил от дела Первого творения.

Так же освящаются и определенные дни года, каждый из которых приурочен или воспоминания о важнейших событиях из земной жизни Христа, или Бога чудодейственным милостям, или памяти праведников и святых. Праздники, что их Церковь отмечает, также связаны с воспоминаниями о выдающиеся события христианской священной истории. Каждое из них полна воспоминаниями и ритуально-символическим воспроизведением выдающихся событий. Такой исторический смысл присущ каждому дню христианина: рассвет воспринимался как Воскресение Христа, ночь как ночь перед его Воскресением. Каждое значимое событие в жизни христианина - Таинства Евхаристии, Крещения, Єлеосвячення, Брака, Исповеди, Венчание, Священства - имеет глубинный священно-исторический смысл. Благодаря этому жизни каждого христианина и всего христианского сообщества наполнен историей. Сознание древнерусского христианина была сознанием сугубо историческим. От рождения и до смерти он ежедневно находился под влиянием христианской священной истории. В общественном сознании випрацьовувалися психологические установки, интеллектуальные интенции активного включения сознания в течение истории и времени, они переживались духовно и чувственно, остро ощущались каждым нервом общественного организма и человека.

В христианском сознании существовало и циклическое восприятие времени. Дни недели, христианские праздники закономерно повторялись, находились в измерении кругооборота, но в конечном итоге время и история приобретают линейности или, как правило, формы спирали.



Назад