Электронная онлайн библиотека

 
 История украинской философии

Представление об обществе (власть - церковь - человек)


Вопрос о том, какими должны быть отношения между властью, церковью и человеком, поднимался во многих древних текстах. Основные принципы в подходе к этой проблеме русские книжники заимствовали из Библии, Евангелия и других источников.

Если в Западной Европе католическая церковь во многом занимала позицию превосходства над светской властью (папоцезаризм), а византийская православная церковь попадала под государственную власть (цезаропапізм), то русская церковь заняла промежуточное положение (симфония). Такой принцип взаимодействия государственной и церковной властей предусматривал: 1) порядочность и компетентность государственной власти; 2) честность, безпорочність и вірнісь Богу священства; 3) признание того, что и царство и священство является «высшим дарами Божьими», что государственная и церковная власти равнозначны и рівнозвучні. Земная власть считалась временной, а церковная - вечной. Земная власть заботилась материальным, телесной жизнью подданных, а власть небесная - их духовным и душевным жизнью.

Несмотря на обозначенные принципы сосуществования двух властей, в определенные периоды истории русская церковь проявляла себя как значительный фактор внутренней и внешней политики, однако соблюдая при том известного евангельского принципа отделенности от власти. Это не исключало ее активного участия во всех аспектах жизни своего государства, своего народа, готовности к бескомпромиссной жертвенной борьбы за свои принципы, народном и государственном благо, политику, экономическую, культурную, религиозную независимость Руси.

Уже первые письменные тексты подчеркивают необходимость отождествление власти светской с Божьей: князь считался преемником Бога на земле, но практика жизни побудила к морального осуждения церковью тех чиновников, которые пренебрегают общепринятой моралью, эксплуатируют, совершают насилие или неправ суд. С горечью фиксируют рукописи невозможность равноправия между бедными и богатыми, теми, кто имеет власть и кто не имеет ее, констатируют, что добиться правды у власти невозможно.

Русские книжники обосновывали политическую теорию «отчину»: каждое княжество имеет хозяина и подлежит защите «отчинним» правом от посягательств других князей. Адепты церкви были призваны сформировать уважительное отношение к ней. Церковь уподібнювалася небесной Церкви. Если на земле в храме каждый может найти божественный защиту и утешение, то на небе человек получит все блага, пожизненный покой и счастье, которого она не имела в жизни земной.



Назад