Электронная онлайн библиотека

 
 История украинской философии

Характерные особенности философской культуры Древней Руси


Историко-философское исследование отечественной раннесредневековый культуры только начинается, но и при таких обстоятельствах можно утверждать об однородности, соборность философского знания, отсутствие значительных различий во взглядах мыслителей. Их трудам присущи средневековая догматичность, интеллектуальный ригоризм, унификация менталитета, настроенность на возведение противоречий мира к его непротиворечивости и упорядоченности. Отсутствуют были философские школы и направления. Философская полемика, как правило, не задевала основополагающих идеологических вопросов. Все проблемы решались с учетом христианские догматы.

Типологически философская культура Руси, имея европейский характер, включая в себя элементы западноевропейской мысли, где также царила христианская (католическая) религия, все-таки тяготела к восточной культуре, восточного типа ментальности. Она сознательно культивировала спіритуальність, напряженно искала смысл существования, нацелилась на святость как запредельную ценность. Философская культура Руси обдуманно и откровенно чуралась того направления западноевропейской логико-дискурсивной ориентации философии, зарождавшимся в западной философии, а в Новое время трансформировался в различные формы крайнего индивидуализма и обезумевшего рационализма. Такая умственная направленность вытекала из географического положения государства, особенностей общественно-политического развития, дохристианской духовной традиции, интенсивных культурных контактов с христианскими странами Ближнего Востока. Решающую роль сыграло принятие восточного (православного) христианства, что пришло из Византии, которая долгое время находилась в сфере влияния восточных цивилизаций, а также хранила и углубляла традиции античной философии.

Философская мысль Руси - живое историческое явление. Оно имело свой образ, духовный опыт, воспроизводило дух своей эпохи. Однако религиозно-философская мысль Украины XI-XIV вв. малоизвестная, что дает основание лишь частично делать выводы относительно типологических признаков и особенностей стиля духовности этой эпохи. В ранньосередньовічній мысли можно выделить следующие принципы, идеи и особенности:

1) общая направленность на решение актуальных вопросов общественного бытия;

2) доминирование духовно-практической формы освоения мира;

3) сосредоточенность на вопросах социальной практики, проблемах человека, познании, смисложиттєвій проблематике;

4) безграничная верность духу и букве Священного Писания и Священного Передачи, неукоснительное соблюдение всех канонов и традиций православной веры. Поэтому она является христоцентричною и сотеріологічною (направленной на спасение), спіритуалістичною и ревеляціоністською.

Еще одна примечательная и уникальная на тот момент особенность духовно-философского жизни Руси заключалась в искреннем и незыблемом соблюдении вероисповедных догматов христианской веры. Первые четыреста лет отечественная философия развивалась прежде всего как православно-христианская религиозная философия, главной функцией которой была апологетика православного христианства. С этой точки зрения она была философией апологетичною. В то же время она хранила и лелеяла раннехристианскую, святоотеческую (до IV ст.) традицию. Соответственно, была и философией традиціоналістською. Целью древнерусского філософування были защита и улучшение государственного благосостояния и безопасности, улучшение духовного и материального жизни своего народа, обучение способам его счастливой и гармоничной жизни, убеждения соотечественников в необходимости взаимной любви и взаимопомощи, острой потребности заслужить вечную жизнь в Царстве Небесном. Учитывая это, она является философией охранной, консервативной. Поскольку отечественные любомудри страстно стремились блага и счастья всем народам, пропагандировали всеобъемлющие ценности, такая философия была універсалістською.

Русская философия проповедовала мир между народами, гуманизм, проявляла гражданственность, патриотизм, горячую любовь к родной земле, ей не свойственный ни шовинизм, ни космополитизм. Она основывалась на идеях равенства и общности человечества, необходимости духовного совершенствования людей, веры в счастливое будущее. Это была сугубо национальная философия.

В сфере социальных и моральных отношений доминировали общечеловеческие идеалы добра и красоты, обращенность к духовных благ, активной жизненной позиции, борьбы за социальную справедливость, убеждение в триумфе духа и разума, уважение к общественных интересов, идеалы мужества, верности, честности, искренности, простоты. Единство слова и поступка, безостановочное воспитания духа, нравственности - непереходные ценности тогдашней духовной атмосферы. Духовность - одна из самых характерных признаков раннесредневекового украинского філософування.

В познавательной деятельности верховенствував сильная тяга к знаниям, енциклопедичності, просвещения, высокой книжной культуры, что обусловило уважительное отношение к предметам духовной и материальной культур, образованных в науках и ремеслах людей, ума и таланта. Важное значение придавалось приобретению мудрости как сплава знания и его практического воплощения в жизнь и как образа жизни, бескомпромиссным поискам правды и истины, желанию постичь культуру своего и других народов, передать знания современникам и потомкам. Это была истинная любовь к мудрости.

Ощутимым было эстетическое отношение к миру природы и человека, эстетизация всех аспектов бытия, воспевание возвышенного, гармоничного, красоты и меры. Русская философия была философией красоты.

Все это свидетельствует о оригинальность и самобытность отечественного средневекового философского процесса, представители которого творчески синтезировали западную и восточную мысли, создав собственное видение мира. Общеизвестно, что в раннем средневековье философия зависела от религии, обосновывала и обслуживала ее. Такой способ бытия ограничивал философскую мысль, удерживал философское творчество в определенных границах христианского мировоззрения, в то же время стимулировал на решение острых смысложизненных, глубоко екзистенціональних проблем, волновавших каждую средневековую человека. Философия апологетизувала, популяризировала, витлумачувала и комментировала Священное Писание. Именно в интерпретации, екзегезі она видела свое истинное призвание, находила свой духовный объект и приобретала вдохновения. Попытки проникнуть в глубинную суть вероучения имело целью передать полученные знания соотечественникам, приобщить их к счастью общения и жизни с Богом.



Назад