Электронная онлайн библиотека

 
 Педагогика высшей школы

Краткий экскурс в историю дистанционного обучения


Рассмотрим основные этапы становления дистанционного обучения. На Западе компьютерное обучение в большой степени зависело от уровня развития вычислительной техники. Бурное развитие компьютерных технологий в обучении приходится на 60-е годы XX века. (программы обучения PLATO, TICCET). После этого темпы падают вследствие высокой стоимости систем и сложности разработок. В настоящее время имеет место новый рост интереса к этим технологиям, вызванное появлением персональных ЭВМ. Следует отметить, что в 60-е годы в развитии компьютеризации образования значительную роль сыграли правительственные организации. А уже в 80-е годы процесс шел снизу при незначительном воздействии правительственных органов. Тогда же создаются учительские организации (NEA, AFT) на поддержку компьютеризации и поднимаются вопросы о повышении роли правительственных органов в решении вопросов развития технологии, совершенствование содержания учебных программ, распространение компьютерных программ, обучение преподавателей и др.

В 1950-1960-е гг. приходятся первые эксперименты в области компьютерного обучения с использованием в основном тьюторских и тренировочных программ. В I960 г. начались работы по проекту PLATO в университете Иллинойса (США), а в 1963 г. - с проекта университета Стэнфорда при финансовой поддержке фонда Карнеги и департамента образования США. Цель проекта заключается в разработке компьютерных программ обучения по математике и чтению учащихся школ, считаются первичными. В 1964 г. появились компьютеры третьего поколения на интегральных схемах. В 1965 г. корпорация DEC поставляет на рынок недорогой миникомпьютер PDP-8. Система PLATO начинает использоваться с целью обучения в университете Иллинойса сначала как система коллективного пользования, после этого - как система, объединившая несколько тысяч терминалов. Каталог программ включал около 5 тысяч комплектов уроков с 70 дисциплин. У1966 г. фирма IBM поставила на рынок IBM-1500 - первую компьютерную систему для автоматизированного обучения.

31967 г. начинается реализация плана компьютеризации школ Нью-Йорка. Цель - обучение учащихся 1-6 классов математики, орфографии, чтение. Основой для разработки учебных планов служили материалы проекта университета Стэнфорда.

У1968 г. было введено язык Лого, созданную С психологом. Пайпертом специально для обучения младших школьников программированию.

В1971 г. в рамках проекта университета Стэнфорда организована программа компьютерного обучения учащихся чикагских школ математики, чтения и языка. Национальный научный фонд финансировал проект ТІССЕТ, который начался в университете Техаса и после этого был продлен в университете Брайєма Янга. Цель проекта сводилась к апробации философии обучение - обучение под управлением ученика, что предполагает его умение адаптировать последовательность и содержание обучения до своего темпа и когнитивного стиля.

В 1970-1979 гг. осуществляется проект CONDUIT, создание сети, охватывающей примерно десять американских университетов (Орегон, Северной Каролины, Айовы, Техаса и др.) и объединяет информацию пяти региональных вычислительных центров, а также разработка и распространение качественных учебных компьютерных программ и курсов.

В 1972 г. появляются ЭВМ четвертого поколения на больших интегральных схемах. В 1975 г. начинается продажа микро-ЭВМ

"Altair-8800". С 1977 г. широко распространяются микро-ЭВМ Commodore, Pet, Apple, TRS-80.

С 1981 г. в США растет значение федеральной политики в области компьютеризации, некоторые штаты организовали ряд научно-исследовательских программ по развитию компьютеризации образования, оценивание программ и использования телекоммуникаций.

В 1982 г. департамент образования Калифорнийского университета выделил 880 тыс. долл. на проект, задача которого состояла в интеграции средств новой технологии обучения и воспитания в отношение студентов к учебе как к непрерывного процесса. Также этот проект призван координировать деятельность в сфере новых технологий обучения в публичных школах, колледжах, высших учебных заведениях и организациях, занимающихся вопросами образования.

В 1982 г. при финансовой поддержке корпорации DEC в колледжах Роуд-Айленда разработана автоматизированная обучающая система, предназначенная для обучения истории.

В1987 г. в штате Калифорния по инициативе Комитета технологии обучения началась работа из пяти проектов Model Technology School, которая проводилась в школах Монтерея, Сакраменто и Купертино и др. Проекты охватывали все школы и рассчитывались на пять лет. их задача - анализ влияния новых технологий на результаты успеваемости учащихся; включение компьютерных курсов в учебные планы; развитие у учащихся коммуникативных навыков и навыков решения задач; создание интегрированных уроков.

В 1988 г. в соответствии с решением Конгресса США использование новых технологий в заочном и дистанционном обучении поощряется с целью предупреждения отсева учащихся.

Исследования американских ученых из компьютерного обучения, проведены несколько десятилетий назад, показали, что эффективность обучения возрастает на 30%. То есть больших изменений в процесс обучения появление таких учебных программ, как PLATO, ТІССЕТ, не внесла. Но при этом указывается на рост мотивации, качества запоминания информации.

Впрочем, серьезных исследований по влиянию компьютерных программ на процесс обучения не проводилось, однако отмечается, что основная масса имеющихся программ является несовершенной. Это связано с тем, что к их разработке не всегда привлекают преподавателей-методистов, делая упор на качестве графики, специальных эффектах и качества программирования. Развитие вычислительной техники, появление мультимедиа и инструментальных пакетов дает возможность создавать учебные компьютерные программы, учитывающие индивидуальные особенности студентов, повышая благодаря этому мотивацию и уровень усвоения материала.

Компьютерные сети составляют новый этап в развитии внешних средств интеллектуальной деятельности, познания и общения. Применение компьютерных сетей ведет к значительных структурных и функциональных изменений в психической деятельности человека. Эти изменения касаются познавательной, коммуникативной и личной сферы.

Развитие дистанционного образования за рубежом ярко просматривается на примере статьи Томаса Г. Ассея, написанной на материалах доклада Национальной инвестиционной комиссии высшего образования США.

Учебные заведения с традиционными формами системы высшего образования, если они хотят выжить в XXI веке, вынуждены внести серьезные изменения в своей деятельности, и прежде всего - к предложений услуг и систем доставки знаний. Как показывают исследования, такие изменения требуют больших затрат.

Выход из подобной ситуации видится в выборе правильной стратегии. В настоящее время есть два стратегических планах:

1) увеличение общественных инвестиций (в противовес частным);

2) реформирование институтов высшего образования (для снижения стоимости услуг, повышение уровня сервиса и увеличение количества услуг).

Эти идеи достаточно активно обсуждают академические сенаты и администраторы колледжей и университетов.

Рассмотрим особенности организации дистанционного обучения в пяти университетах США - открытом университете штата Феникс (UOP), Западном государственном университете (WGU), Калифорнийском виртуальном университете (CVU), корпоративных университетах корпораций (КУ), Британском открытом университете (БОУ).

UOP - частный университет, основанный группой Арроіо, первый национальный университет, который стремится дать образование (как основную, так и дополнительную) тем, кто работает (взрослым). Для реализации этого плана развивается сеть по обеспечению полного сервиса, предоставляемый студентам со стороны администрации, и разработки учебных курсов начальных и средних уровней из новых дисциплин гуманитарного направления (бизнес, психология и др.).

В целом система обучения не претерпела существенных изменений, но дистанционные курсы оказались более инструктивными в использовании обычного обмена материалами по электронной почте.

Занятия в университете посещают 42 тыс. студентов. Плата за обучение составляет 6 тыс. 500 долл. за год. В течение 15 лет работы UOP вступил респектабельности и является главной угрозой традиционным университетам, имея уже сегодня филиалы в штате Мэриленд.

Лозунг Дж. Сперлинга (основателя UOP): "Удобство, комфорт, удобство для работников в возрасте свыше 25 лет, которые учатся вместе со студентами 18-24 лет. И это одна из черт эксперимента. Интересно, что в UOP нет футбольной команды, женских клубов, но нет и "дрімотності" студгородков. Здесь царит только обучение, обучение, обучение".

В 1995 г. Западная ассоциация губернаторов создала на своем съезде западный губернаторский университет (WGU) как виртуальный заведение для обучения студентов в Западных штатах США. Студгородков в WGU также нет, как и в UOP, но система доставки больше базируется на телекоммуникации. Планируется создать высокочувствительную организацию, которая быстро откликается на динамику необходимых пользователям услуг в различных штатах. В университете нет собственного профессорско-преподавательского состава, используются материалы сотрудников общественных и частных колледжей западных штатов и частной индустрии.

Чтобы применить базовые курсы и другие средства дистанционного обучения, создаются локальные учебные центры, которые осуществляют сервисную поддержку и инспекторский надзор. По замыслу такие центры обслуживают не только западные штаты, но и некоторые другие страны. Для этого заключены партнерские соглашения с Англией, Британской Колумбией, Китаем, Малайзией, Шотландией.

CVU создан как альтернатива WGU по решению губернатора штата Калифорния Пита Уилсона. По его мнению, штат с большим количеством институтов высшего образования, развитыми телекоммуникационными сетями и многочисленным населением должен иметь собственный университет, который готовит рабочую силу, вносит вклад в экономику штата, обеспечивает глобальный экспорт калифорнийской образования и обучения, воспринимает и удовлетворяет поезд до образования нового поколения.

CVU как виртуальный университет существенно отличается по своей организацией от WGU: он включает университеты штата, университеты Южной Калифорнии и все общественные колледжи, развивает сеть, где студенты могут зарегистрироваться на курсах, предлагаемых колледжами и университетами Калифорнии. Причем защита степеней, аккредитация или получения смежных профессий обеспечиваются местными ячейками сети.

Университеты, основанные на дистанционном обучении, имеют сотни тысяч активных студентов и предлагают курсы, дающие право на защиту степеней. В мире 11 таких университетов, все - вне США. Большинство из них развивается в соответствии с традициями своей страны и ее системы высшего образования (со всеми плюсами и минусами).

BOU сегодня - лидер дистанционного обучения, что обеспечивает массовую образование. Вместе с Оксфордом и Кембриджем, которые дают элитарное образование, BOU является образцом образовательной системы, ее вершиной. Этот рейтинг основывается на высоком качестве обучения и исследовательской работе. Большинство студентов BOU после его окончания продолжают учиться, получая степени в других элитарных университетах. BOU имеет свой профессорско-преподавательский состав и академический сенат из тысячи членов, в него много общего с другими университетами. Но изменения в нем и его структуре в первую очередь определяются потребностями рынка. В университете есть собственная TV-сеть, с помощью которой можно давать образование во всей Британии и Европе, обеспечить обучение тысяч студентов.

BOU идет к тому, чтобы стать определяющим в сфере образовательных услуг и создавать сеть как средство доставки образования и управления этими услугами. BOU поддерживает связи с ведущими университетами мира с целью глобального охвата образовательными услугами.

Такие корпорации, как General Electric, Wall-Mart, Federal Express, Motorola, Disney и др. основали свои корпоративные университеты (КУ). Но имеют ли эти отделы (департаменты) обучение право называться университетами? Во многих случаях - да. Игнорировать угрозу традиционной системе высшего образования с их стороны было бы ошибкой. С 1985 по 1995 г. число КУ выросло в 2,5 раза (с 400 до 1000).

Дистанционное обучение приобретает своего развития и в Европе, где дистанционное образование развивается в основном открытыми университетами, финансируемых правительством и предлагают курсы с использованием телевидения и радио, применяя чаще компьютерные технологии. Программы электронной высшего образования разрабатываются в более 30 странах.

Дистанционное обучение в Европе приобрело интенсивного развития в начале 70-х годов прошлого века и связано с созданием ряда открытых университетов (университетов дистанционного образования). Сейчас каждая европейская страна имеет группу учебных заведений, реализующих дистанционные программы.

Методики такого обучения достаточно хорошо отработаны. Значительный интерес вызывают программы обучения с применением новых информационных технологий, включая спутниковое телевидение, компьютерные сети, мультимедиа и т.д.

Европейскую ассоциацию университетов с дистанционным обучением (ЄАУДН) было основано в январе 1987 г. для того, чтобы ускорить и поддержать создание европейской сети дистанционного обучения на высшем уровне. Это привело к созданию Европейского открытого университета на основе сети МЄВУ. 17 организаций-членов из 15 стран включают в себя открытые университеты, факультеты в университетах (где обучение ведется дистанционно или проводятся научные исследования в сфере дистанционного образования), факультеты в учреждениях, вовлеченных в процесс дистанционного обучения. В настоящее время около 65 000 студентов зарегистрированные в учреждениях ЄАУДН. Более 3000 преподавателей привлечены к процессу разработки и презентации курсов через 875 центров обучения.

Миссия ЄАУДН заключается также в поощрении развития дистанционного обучения на высшем уровне в Европе; поддержании двусторонних и многосторонних контактов между преподавателями университетов; организации сотрудничества в области научных исследований, создании курсов, обмене курсами и признании дипломов; разработке новых средств и технологий дистанционного обучения; создании новых совместных проектов в этой области; распространении доступа к возможностей высшего образования в Европе.

Для достижения этой цели ЄАУДН разработала программу действий, что является откликом на нынешние потребности. По сути, работа Ассоциации основана на вовлечении всех членов на одинаковых условиях, учитывая их потребности.

МЄВУ - это европейская инфраструктура открытого дистанционного обучения. Она связана не только с существующей в Европе сетью ЄАУДН, но и с другими основными европейскими организациями, которые работают в этой отрасли, включая европейскую промышленность как важного потребителя продукции открытого дистанционного обучения.

Основным институтом МЄВУ есть сеть Европейских учебных центров (ЄНЦ). Цель этой сети - продемонстрировать возможности открытого дистанционного обучения, предоставить доступ к дистанционных курсов учреждений во всех европейских странах, обеспечить поддержку студентам открытой дистанционной формы обучения.



Назад