Электронная онлайн библиотека

 
 История украинской философии

Становление гуманизма


Философия Возрождения развивалась на основе идеологии гуманизма, которая отражала новые разнообразные запросы человеческой личности. В гуманизме эпохи Возрождения различают следующие этапы развития:

а) ранний (этико-филологический, гражданский) гуманизм, который возник в Италии в конце XIV - в середине XV в. в связи с изучением и преподаванием риторике, грамматике, поэзии, истории, моральной философии на основе классической античной образования;

б) поздний гуманизм, который возник в последней трети XV в. вследствие смещения гуманистических интересов в теологию, натурфілософію, естествознание.

Через специфические социально-экономические условия в Украине на протяжении XVI в. распространялись и развивались преимущественно идеи раннего гуманизма. Со второй половины XVI в. в связи с усилением национального, социального и религиозного гнета со стороны польской шляхты и католической церкви украинские мыслители, полемисты все чаще стали обращаться к проблемам, которые волновали представителей позднего Возрождения, реформаторов. Качественно новый уровень разработки этих проблем начался с организации научно-культурного центра в Остроге, Киево-Печерской лавре, а особенно с открытием Киево-Могилянской академии.

Развитие ренессансного гуманизма в Украине также происходил поэтапно:

1) до середины XVI в. По основным типологическим признакам он подобен раннего итальянского. Его интересовали представителей общественно-политическая проблематика, вопросы этики и эстетики;

2) вторая половина XVI - начало XVII вв. Происходило интенсивное разработки ранньогуманістичних идей, совмещенных с реформаційними и идеями византийского Возрождения, активно формировалась историческое самосознание украинского народа, развивался идеал гуманистического патриотизма;

3) вторая треть XVII - начало XVIII в. Гуманистические идеи все больше отделялись от реформационных, даже официально отвергали их.

Распространение идей гуманизма в Украине в первой половине XVI в. было вызвано социально-экономическим прогрессом, который начался на украинских землях в конце XV в. и был обусловлен переходом феодализма в фазу развития простого товарного производства. Подъему культуры и образования в Украине способствовало развитие городов, их экономической независимости в связи с введением магдебургского права.

В это время усиливается интерес к родной культуре, истории, языку; пробуждается национальное сознание народа; более активного развития приобретают образование и наука, прежде всего сеть школ. Поскольку высших и средних учебных заведений в Украине тогда не существовало, много украинских юношей по окончании местных школ ехало в польских и западноевропейских университетов. Там они не только получали высшее образование, но и проникались передовыми, прежде всего гуманистическими, идеями. Со временем эти идеи они переносили на родную почву, на котором уже сформировались необходимые для их восприятия, функционирования и развития предпосылки. Развитие этих процессов и в Беларуси удостоверяет их региональный характер, актуальность проблематики раннего гуманизма в восточноевропейской философской мысли в целом.

На протяжении XVI в. развитие общественно-политических и религиозных процессов обусловил, по наблюдениям украинского ученого из Канады В. Зелинского, выделение трех направлений «ориентаций»: традиционалистического (Иван Вишенский), уніоністичного (Ипатий Потий) и постепенно-утраквістичного (львовская «Предостережение»). На основе новейших исследований, преимущественно латино-язычных первоисточников, ученые выделяют еще ренесансно-гуманистическое направление, представленное группой украинских мыслителей католического вероисповедания (т. н. католическая Русь). Его представители: Григорий Саноцький (Гжегош с Санока) (1406-1477), Юрий Дрогобыч (Котермак), Павел Кросненьский (Русин с Кросна) (прибл. 1470-1517), Лукаш из Нового Города (? - прибл. 1542), Станислав Ореховский-Роксолан (1513-1566), Иосиф Верещинский (1532-1598), Севастьян Кленович Фабиан (прибл. 1545 - прибл. 1602), Шимон Шимонович (Симон Симонид) (1558-1629), Симон Пекалід (Пенкольский), Иван Домбровский (конец XVI - начало XVII вв.). Они были зачинателями гуманистической культуры в Украине и виднейшими гуманистами XV-XVI ст. Почти все после получения высшего образования в западноевропейских учебных заведениях действовали на украинской территории, в т. наз. Русском воеводстве Польши, куда, помимо многих западноукраинских городов, входили также Перемышль, Холм, Ярослав, Новый Город, Кросно, Ряшив, Санок. До начала XVIII в. даже в официальных документах эти города польскими не считались.

Украинскими гуманистами XV-XVI вв. можно считать лишь тех мыслителей, деятелей, которые осознавали себя украинцами («русинами»); конфессиональные языковые признаки при этом не имеют значения. Однако это не означает, что они не могут быть причислены к деятелей польской культуры.

Политическое положение на западноукраинских землях, несмотря на социальный и национальный гнет, было намного стабильнее, чем на остальной территории Украины, обескровленной постоянными набегами татарских и турецких завоевателей. Поэтому именно в западноукраинских городах сосредоточено научно-культурной жизни. Развитие ремесел, товарно-денежных отношений, городов обусловил появление в тогдашнем обществе передбуржуазного прослойки. Среди населения третьего состояния появляется контингент, непосредственно не прикреплен к земле (мещане, казачество, часть крестьян), повышается его роль в общественных движениях, определении политической ориентации, формировании новых идей. Воспитанные в этой среде представители интеллигентных профессий (учителя, проповедники, печатники, писатели, чиновники магистрата, военного казацкого канцелярии) формулировали новые идеи, концепции, учения, которые консолидировались в идеологию людей третьего состояния. Эти идеи показали тенденции ухода от ведущего и господствующего церковно-теологического мировоззрения, критику его положений, догматических утверждений, но еще не были отрицанием этого мировоззрения в целом.

Ренессансную культуру в ее западноевропейском варианте развивали ранние украинские гуманисты последних десятилетий XV в. в пределах элитарной течения с характерной для нее утонченной інтелектуалізованістю, преимущественно наднациональным и позавіросповідним характером, она выражала направленную на секуляризацию (освобождение от религиозного влияния) общественное сознание светской феодальной верхушки. В конце XVI - первой трети XVII в. ее развитие был продлен на значительно более широком социальном почве новым поколением гуманистов, что, как и предшественники, ориентируясь на вкусы и запросы светской интеллигенции, конфессионально принадлежа к разным вероисповеданиям, осмысливали актуальные проблемы украинского общества. Их достояние в равной мере относятся как украинской, так и польской культуре. Благодаря им ренессансный гуманизм в Украине вступил найзрілішої формы.



Назад