Электронная онлайн библиотека

 
 История украинской философии

Идеи гражданского гуманизма


Примерно со второй половины XVI в. на украинских землях, входивших в состав Польши, усилилось социальное, национальное и религиозное угнетения, что было следствием Люблинской унии 1569 г. и Брестской церковной унии 1596 г. В связи с этим до начала XVII в. украинские власть имущие преимущественно денационализувалися и покатоличились. Однако основная масса украинского населения, которая сохраняла свое национальное лицо и православную веру, повела решительную борьбу за свои права. Формы ее были разными: полемика, организация братств, побег от господ на Запорожье, вооруженные выступления. Особенно острой оказалась борьба вокруг Берестейской унии, что вызвало появление значительного количества полемической литературы - около 60 произведений православных авторов и 80 произведений униатских деятелей. Это свидетельствует о непримиримой идеологическую борьбу, которая подготовила антифеодальні выступления украинского народа, завершающим этапом которой стала Освободительная война 1648-1654 гг. во главе с Богданом Хмельницким.

Кроме проблемы государства и права, в творчестве украинских мыслителей XV-XVII в. важное место занимала этико-политическая концепция гражданского гуманизма, которая, считая главным принцип общего блага, в соответствии оценивала любую добродетель, человеческую деятельность, полученное человеком славу, полученные им знания и т.д. В ее пределах осмысливались идеи справедливости, свободы, патриотизма, формировались республиканские идеалы, этническая, а впоследствии и национальное самосознание. Идеи гражданского гуманизма имеющиеся в философско-этических концепциях идеологов братского движения, в произведениях Станислава Ореховской, Симона Пекаліда, Севастьяна Кленовича, Ивана Домбровского, Иосифа Верещинского, Шимона Шимоновича и др.

На рубеже XVI-XVII ст. в Украине сформировались три социальные силы, а соответственно, и идеологии, что обусловило разную степень их национального сознания, патриотизма и забота об «общем благе» своего народа. Православная церковь, которая ранее нераздельно царила на украинских землях, потеряла свою монополию. С тех пор там действовали и боролись за сферу влияния не только православие и католицизм, но и много протестантских течений. Такое распыление национальных сил не способствовало консолидации украинского народа в борьбе за национальную независимость. Несмотря на это, в конце XVI - начале XVII в. Украина переживала определенный экономический подъем. Прежде всего вследствие роста городов активизировался третье состояние, заинтересован в развитии науки и культуры. Его идеологическим обеспечением стали идеи гуманизма эпохи Возрождения. На первый план вышли идеи гражданского гуманизма: национальное самосознание, патриотизм, гражданское служение («общее благо»), справедливость, политические свободы. Некоторые характерные для украинской философской мысли первой половины XVI в. идеи (историософские) не потеряли своей значимости, но приобрели качественно нового смысла. Если раньше, например, национальное или отождествлялось с конфессиональным, или только декларировалось, то с того времени пропагандировало сознательно, целенаправленно, настойчиво. Не слабел интерес украинских гуманистов к этике, к проблемам человека, войны и мира и др.

Социально-экономические факторы, влияющие на состояние духовной культуры в Украине, не всегда были однозначными. Не все православные были прогрессивными деятелями, как и не все католики-украинцы и униаты - реакционерами, врагами украинского народа. Переход от одного вероисповедания в другое был небезболісним. Известны трагические колебания отдельных деятелей украинской культуры: переход в унию и возвращения в православие (время неоднократное). Однозначно квалифицировать как измену такие их действия нельзя, поскольку тогда происходил активный поиск путей развития украинской национальной культуры в новых условиях, и вероисповедания стало играть второстепенную роль. Конфессиональный патриотизм не следует отождествлять с национальным патриотизмом. В XVI-XVII вв. украинцы принадлежали минимум до трех конфессий, оставаясь украинцами, называя себя «русинами». Каждое из этих группировок проявляло национальный патриотизм, заботилось о «общее благо» родного народа. Однако на основе своих классовых, а не конфессиональных, позиций они не одинаково и не все послужили украинскому обществу, имели разную историческую перспективу, а то и оказывались по разные стороны баррикад.

Наименее исследованным вклад в украинскую культуру украинцев католического вероисповедания, большинство из которых через некоторое время потеряла не только веру родителей, но и отечество. Доказательств этого немало, как и свидетельств, что значительное их количество не забывали, «которых родителей, чьи сыновья» они есть, и часто тоже выступали против социального и религиозного гнета в Украине. Речь идет в основном о авторов, которые, будучи католиками, более-менее откровенно говорили на своем украинском происхождении, болели за свой «рутенский народ», край, культуру, образование. Живя в Польском государстве, они послужили своими произведениями и польской культуре. Поэтому справедливо говорить о них как об украинско-польских деятелей. Речь идет прежде всего о латино-язычных авторов, которые проявляли недвусмысленный патриотизм, национально-этническое самосознание, выступали за благо своего народа, политические свободы, справедливость.

На доведение таких соображений есть много фактов: изложение Станиславом Оріховським истории Украины-Руси как отдельного государства и народа, упор на их отличия от Польши и поляков в «Послании к Папе» («поляки прибыли в Движении как победители»), письме к итальянских ученых Ф. Комендоні и П. Рамузіо, где четко очерчивается территория Украины-Руси, излагается история ее как отдельной единицы среди других европейских народов.

Среди украинских общественных слоев чаще и отчетливее всего проявляла свою национальную самоидентичность именно ренесансно-гуманистическая интеллигенция. Это опровергает устоявшееся мнение о ренессансный космополитизм, который якобы не выделял интересы национальных культур, поскольку служил высшей идеи, призванной объединить народы в общеевропейскую «христианскую республику», желанную Роттердамский Роттердамским. И наши, и западноевропейские гуманисты мечтали о интернациональную республику ученых, но и не забывали про свои народы, за каждой случаю отмечали своей национальной принадлежности. В частности, крупнейший «космополит», гуманист эпохи Возрождения Эразм Роттердамский (прибл. 1466-1536) много раз называет голландцев «своими». Подобное делали и другие гуманисты. Безродных среди них не было. Отечественные гуманисты были воспитаны европейской интернациональной гуманистической культурой, ей принадлежали по характеру и содержанию своих произведений и деятельности. В то же время они идентифицировали себя украинцами. Об этом свидетельствует хотя бы то, что многие из них подписывали свои произведения, добавляя определение - название своего народа: Станислав Ореховский-Роксолан, Григорий Туробінський-Рутенець, Павел Кросненьский-Рутенець (Русин), Георгий Тычинский-Рутенець, Григорий Чуй-Самборский-Рутенець. На протяжении жизни менялись их политические ориентации, но свою приверженность и причастность к Украины-Руси как к родине они хранили навсегда.

Уровень национального самосознания в украинских мыслителей также не был одинаковым. Украина для них была «нашей», «своей» землей. Это подтверждают: Павел Кросненьский, для которого название народа «Русь» является «словом сладким»; Иосиф Верещинский, который симпатизировал казакам и украинцам, а также Украине, хоть и принадлежал к той образованной слои украинского общества, которая полонізувалась. На четком противопоставлении «мы» - «они» построена поэма Ивана Домбровского «Днепровские камени», где «мы» - это русы-украинцы, «народ, который сохранил дедовский Киевский престол вплоть поныне»; «своими» является также князья Острожские и Заславские, потомки Даниила Галицкого. А «они», то есть чужаки, - поляки, литовцы, татары, мосхи.

Творчество этих мыслителей лишь недавно начали рассматривать как явление украинской культуры. Причинами этого было прежде всего то, что польские ученые-медиевисты (исследователи средневековья) без малейшего сомнения причисляли их к польской культуры, а также конфессиональный «патриотизм» украинцев - признание всего неправославного, написанного на латыни или польском языках, чужим.

Католики-украинцы - это преимущественно элитарно-гуманистическое крыло в украинском гуманизме эпохи Возрождения. Они были гражданами известной уже панъевропейской «республики ученых», к которой принадлежали все самые выдающиеся тогдашние гуманисты Западной Европы. Правда, между ними была и отличие. Так, западноевропейские гуманисты большее значение придавали индивидуальным свободам, прибегали к общим, космополитических деклараций, а отечественные - предпочитали гражданским свободам, высказывали боления за свою Родину, землю, заботились об «общем благе» своего народа. Это обусловлено конкретными историческими обстоятельствами.

Национальное самосознание как отражение общественного бытия, образа жизни активно влияла и на них. Она возможна лишь с появлением исторической общности людей - нации, которая возникает в период преодоления феодальной раздробленности общества, усиления политической централизации на основе капиталистических экономических связей. Подобные процессы происходили в этот период и в Украине. Много сделали для укрепления национального самосознания своего народа все украинские культурно-образовательные деятели второй половины XVI - начала XVII в. Они принимали активное участие в деятельности братств, писали полемические произведения, основывали типографии, школы, заключали учебники и словари, устраивали диспуты. Значительным был вклад в это дело и украинцев-католиков. С целью осознания себя в мире они стремились утвердить достоинство и равноправие украинского народа среди других народов, прославляли историю Киевской Руси, народа, его деятелей. Не забывали гуманисты по каждой возможности рассказать о свою национальную принадлежность и о происхождении своего народа. Однако если раньше для проявления своего патриотизма достаточно было указания «роксолан», «рутенець», «русь», «русин», «по Руси», то им приходилось писать целые произведения с красноречивыми названиями: «Роксолания» (Севастьян Кленович), «Днепровские камени» (Иван Домбровсъкий) и т.д. Писали их, как правило, на латыни, чтобы познакомить чужаков с краем и историей родного народа. При этом постоянно отмечали давности «русского народа», от которого происходит «казацкий народ». Это подкреплялось ссылкой на исторические сведения, а не только на традиции и обычаи.

Культурное наследие украинцев-католиков является компонентом украинской культуры, а их вклад поспособствовал ее развития в следующие десятилетия. Произведения украинских и украинско-польских гуманистов пробуждали у народа чувство национального самосознания, патриотизма, гражданского долга. Вместе с произведениями украинских полемистов других конфессий они содействуют объединению украинского народа в решающий период его национального бытия.



Назад