Электронная онлайн библиотека

 
 Педагогика высшей школы

Сущность дистанционного обучения


Можно привести большое количество определений понятия дистанционное обучение, что отражает различные подходы к его пониманию. Вот некоторые из них.

1. Дистанционное обучение (ДО) является формой образования, наряду с очной и заочной, по которой в образовательном процессе используются лучшие традиционные и инновационные средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях.

Основу образовательного процесса при ДО составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа студента, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, электронной и обычной почте, а также очно.

2. Дистанционное обучение является целенаправленным интерактивным асинхронным процессом взаимодействия субъектов и объектов обучения между собой и со средствами обучения, причем процесс обучения индифферентный к их пространственного расположения. Образовательный процесс проходит в специфической педагогической системе. Элементами этой системы являются подсистемы: цель обучения; содержание обучения; средства обучения; организационные формы обучения - ідентифікаційно-контрольная, учебно-материальная, финансово-экономическая, нормативно-правовая, маркетинговая.

3. Дистанционное образование - особая, совершенная форма, которая сочетает элементы очного, очно-заочного, заочного и вечернего обучения на основе новых информационных технологий и систем мультимедиа. Современные средства телекоммуникаций и электронных изданий дают возможность преодолеть недостатки традиционных форм обучения, сохраняя при этом все их положительные черты.

Дистанционное образование - комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и прочее). Информационно-образовательная среда ДН составляет системную совокупность, которая организовалась из средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, которое ориентируется на удовлетворение образовательных потребностей пользователей. Дистанционное обучение является одной из форм непрерывного образования, которое призвано реализовать права человека на образование и получение информации.

5.Дистанційне обучения - новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента. Среда обучения характеризуется тем, что студенты в основном, а зачастую и полностью, отдалены от преподавателя в пространстве и времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.

6.Дистанційне обучения - совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку студенту основного объема учебного материала; интерактивное взаимодействие студентов и преподавателей в процессе обучения; предоставление студентам возможности самостоятельной работы по освоению учебного материала; а также оценки их знаний и умений в процессе обучения.

7. Дистанционное обучение - это новая ступенька заочного обучения, на котором обеспечивается применение информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видео - и аудиотехники, космической техники и оптических систем связи.

8. Дистанционное обучение - это универсальная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных и телекоммуникационных технологий, технических средств, которые создают условия для выбора студентами свободных образовательных дисциплин, соответствующих стандартам, диалогового обмена с преподавателем; при этом процесс обучения не зависит от расположения студента в пространстве и времени.

9. Дистанционное обучение - это, по словам Л.В. Хуторского, электронный вариант очного или заочного обучения, что адаптирует традиционные формы занятий и бумажные средства обучения в телекоммуникационные. Дистанционное обучение призвано решать специфические задачи по развитию творческой составляющей образования и проблемы, сложные для решения в обычном обучении, в частности:

а) усиления активной роли студента в собственном образовании: в постановке образовательной цели, выборе доминирующих направлений, форм и темпов обучения в различных образовательных областях;

б) резкое увеличение объема доступных образовательных массивов, культурно-исторических достижений человечества, доступ к мировых культурных и научных сокровищ для детей из любого населенного пункта, где есть телесвязь;

в) получение возможности общения ученика с педагогами-профессионалами, с ровесниками-единомышленниками, консультирование у специалистов высокого уровня независимо от их территориальной розташованості;

г) увеличение эвристической составляющей учебного процесса за счет применения интерактивных форм занятий, мультимедийных обучающих программ;

д) более комфортные, по сравнению с традиционными, условия для творческого самовыражения студента, возможность демонстрации продуктов своей творческой деятельности для всех, широкие экспертные возможности оценивания творческих достижений;

д) возможность соревнования с большим количеством ровесников, которые находятся в разных городах и странах, посредством участия в дистанционных проектах, конкурсах, олимпиадах.



Назад