Электронная онлайн библиотека

 
 История украинской философии

Ренесансно-гуманистические идеи в Остроге


Ренесансно-гуманистические идеи, имеющиеся в поэтическом творчестве острожских книжников, сформировались на почве православной традиции под влиянием ренесансно-гуманистических и реформационных веяний, что обусловило их особенности. Такой особенностью, в частности, было их опоры на средневековый неоплатонизм, который они использовали для обоснования индивидуальной человека в ее стихийном самоутверждении, творческой мощи. Это неоплатонизм Ареопагітик в его украинской рецепции указывал на различные пути устройство земной жизни, варианты возможности спасения: либо посредством погружения в «океан» божественного света, как у Ивана Вишенского, или через активную деятельность в обществе, которая свидетельствовала о приобретении этим неоплатонізмом признаков ренессансного антропоцентризма. В связи с этим острожские поэты в своих представлениях об истинный образ жизни предпочитали не подвижницьким деянием монаха, а добрым делам, которые осуществляет в земной жизни талантливая, деятельная творческая личность - государственный деятель, книжник, поэт, военачальник. Не придавая особого значения красоте человеческого тела, они вивищували духовную красоту человека. В духе барокко культуры отмечали ее стремлении к духовному совершенству, настаивали на том, что самоутверждения осуществляется человеком не через достижения эгоистических целей, а путем получения высокого уровня духовности, служение общественному благу (в частности, путем борьбы за права своего народа, отстаивание национальных традиций, развитие украинской культуры, защиты святынь и веры от внешних посягательств).

Доминантой гуманистического мировоззрения была идея человека, чья ценность определялась не благородным происхождением или богатством, а личной заслугой, физическим и моральным совершенством, реализацией творческих возможностей. Повышение роли индивидуальных качеств человека, присущих ранньогуманістичному периоду развития духовной культуры в Украине продолжилось и в творчестве острожских литераторов. Они славили отдельных лиц и их поступки, в частности магнатов и общественных деятелей, которые стремились объединиться с городским населением и мелкой шляхтой для отстаивания «вооруженной и оружною рукой» народного бытия, его языка и верований, национальной культуры и т.д.

Много стихов было написано на герб основателя князя Константина Острожского-Василия Острожского. Авторами их были Демьян Наливайко (известен и своей віршовою предисловием к «Письма» патриарху Мелетию и стихотворением «Прозьба чителникови в часъ» в «Лікарстве на оспалый умыслъ мужской») и Киприан, стихи которого на герб князя были помещены на обороте титульного листа поэмы Симона Пекаліда «Об Острожской войну». Просветительскую деятельность Константина-Василия Острожского прославлял также Герасим Смотрицкий в стихи на герб князя и в стихи, уміщеному после предисловия к Острожской Библии.

Писал панегирические поэзии и Андрей Римша. Известны, в частности, его стихотворение на герб литовского канцлера Есть. Воловича, помещен в сборнике Мамоничів (1585) и «Эпиграмма» на герб канцлера Л. Сапеги, помещенная в Литовском статуте 1588 г. Жанр панегіричної поэзии, начатый Острожскими книжниками, развивался и после упадка Острожского. К его лучших образцов принадлежат «Стихи на жалобный погреб зацного рыцера Петра Конашевича-Сагайдачного» Касияна Саковича и стихи, посвященные Петру Могиле. Поэзии острожских книжников проникнуты гуманистической идеей, согласно которой одним из самых доступных способов выявления своей внутренней божественной сути и любви к Творцу является осуществление человеком высокого земного назначения, максимальная реализация ее творческого потенциала, получения прижизненной славы, чтобы получить земное бессмертие благодаря благодарной памяти потомков, заслужить потустороннее спасение.

Не менее важное значение имела и трансформирована на украинском грунте идея добродетели, в которой сфокусирована ренесансно-гуманистическая моральная философия. Ведь добродетель предусматривала жизни согласно законам природы, что в понимании острожских книжников означало - в соответствии с «внутренним», духовной природой, пережитыми каждым человеком и інтерналізованими христианскими нравственными принципами. Это требовало умение обуздывать страсти подчинять их велению «духовного» ума. Понятие «добродетель» охватывает такие качества, как целостность характера, стремление получить личную славу, мужество, талант, активная деятельность для достижения высоких целей (благополучие родного края, защита его от врагов, забота о развитии культуры, образования, уважение и защиту веры предков и т.д.). Так, в стихотворении «На герб князей Острожских» Герасим Смотрицкий прославляет военные подвиги князя, который, не жалея сил, отважно защищал страну от вражеских нападений.

Выявление добропорядочности возможно не только через получение военной славы. Гораздо высшей целью, на достижение которой должно направляться энергия государственного мужа, является, по мнению Герасима Смотрицкого, просветительская деятельность, забота о сохранении отечественных духовных традиций, отстаивания религиозных и национальных прав своего народа. В стихотворении «К читателю» он сравнивает князя Острожского с такими деятелями древнерусской истории, как Владимир Святославич (Русь «крещения просветил»), Ярослав Мудрый («зиданієм церковным Киев и Чернигов украсі»), а князь «едину соборную церквей писание возвисі» и войдет в историю своей заботой о развитии украинской культуры, образования, издательского дела, прежде всего изданием Острожской Библии.

Ренессансный характер имеет осмысление времени в Острожской поэзии, которая отражала ощущение быстротечности времени, человеческой жизни:

«Часе дорогой, кстати непереплачоный,
назбыт скупым весом мни узычоный,
Быстрій над морскій корабль живот мой водящий,
нікгде для спочиненья с нами не помешаешь.
Собственно, как которые в дни корабля лежат.
Покажется им же, в нем стоят, кгды найпрудше бегут.
В окомґненню мя провадит возраст мой к старости,
ни он розбачити могу в то малости»

(Демьян Наливайко).

Образ корабля-времени напоминает поэтические размышления Петрарки, как отмечает Бы. Крыса. И хотя в основу этой родства возложена христианская традиция, это указывает и на все глубже проникновение западных веяний в украинскую поэзию конца XVI - начала XVII в. Понимание скоротечности человеческой жизни стимулировало осознание необходимости его смыслового наполнения, потребность самореализации человека в различных сферах его деятельности. Для острожских поэтов характерно отсутствие пейзажа, важного для ренессансной поэзии, что вызвано их сосредоточенностью на духовной сущности человека.

Свидетельством наличия элементов ренессансного гуманизма в мировоззрении острожских книжников были их толкование роли писателя в обществе, высокая оценка его труда как одно из средств утверждение собственной добропорядочности. Ведь благодаря ей потомки будут иметь возможность ознакомиться с историей своих предков, понять определенную историческую эпоху, ее выдающихся представителей. Поэтому неизвестный автор «Ляменту» (поэмы, написанной после острожской трагедии 1636 p., что стало причиной прекращения существования Острожского) сравнивает труд писателя с подвигом воина, который рискует жизнью, чтобы заслужить «несмертельную славу», возвеличить и прославить в веках общественных деятелей за их полезное для своего народа деятельность. Книга посвящена митрополиту Петру Могиле за его любовь к науке, зато, что он любит «в чтению книг потребных».

Своим поэтическим творчеством острожские книжники способствовали созданию новой метрической системы, то есть постепенной замене силабічного стихосложения свободным нерівноскладовим размером, возникший под влиянием подвижного ударения, присущего украинской народной языке. Это сочетание элементов древней и народной метрических систем было основой, на которой возникла оригинальная форма украинских народных дум. Поэтика острожских книжников свидетельствует об их глубокую закориненисть в давнюю традицию. Однако, используя древнерусское духовное наследие в качестве орудия для познания своей эпохи, они чувствовали дистанцию между своим и давноминулим время, творили новый культурный идеал.

Интересной относительно развития ренесансно-гуманистических идей в Остроге было творчество придворного поэта князя Острожского, латиноязычного украинско-польского художника, типичного представителя католической Руси Симона Пекаліда. В поэме «De hello Ostrogiano» («Об Острожской войну»), посвященной конфликту (1593) князя и его сына Януша с сельско-казацким войском Криштофа Косинского, Симон Пекалід развивает идеи гуманистического антропоцентризма с характерным для него представлениям о огромную потенциальную силу человека, утверждает гармонию земного и небесного миров, телесного и духовного начал; на основе убеждения о сущностную причастность земного к божественному изображает природу как источник красоты и эстетического наслаждения. Ему не свойственный взгляд на историю как на результат Божьего провидения. В духе ренессансного гуманизма он толкует ее как следствие деяний выдающихся личностей и изучает прошлое (в частности, Движении) для обоснования своей социально-политической позиции. Как сторонник укрепления шляхетской республики Речи Посполитой ссылается на древние свидетельства о объединение Литвы с Русью, приглашение к власти в Литве русских князей, акцентирует внимание на мире, согласии и взаимопонимании между народами, призывает к религиозной толерантности в сутки конфессиональных конфликтов. Характерной чертой его творчества было признание парадигматической ценности античного наследия.

Симон Пекалід проявлял более рационалистическое и натуралистическое понимание человека по сравнению с Герасимом Смотрицким и его единомышленниками. Есть похожие аспекты в их концепциях, хотя в целом взгляды на эту проблему разнятся. Для Симона Пекаліда и Герасима Смотрицкого назначению человека, целью его жизни является получение потустороннего спасение, что, по их мнению, достигается с помощью добродетели, а она приобретается путем активного земного самоутверждения в различных сферах человеческой деятельности. Однако если у Симона Пекаліда это самоутверждение предусматривает всестороннее гармоничное развитие человека, его духа и тела, нацеливает ее на достижение полноты жизни и самовыражения, то у Герасима Смотрицкого целью земного самоутверждения является духовное обновление человека через познание своей внутренней божественной сущности, установка на обуздание чувств и земных страстей, внимание к совершенствованию интуитивного, духовного и ограничения развития «телесного», дискурсивного ума, нацеленность на защиту веры предков.

В духе ренесансно-гуманистической концепции Симон Пекалід рассматривал государство как возглавляемую королем естественную организацию людей, состоящая из различных состояний, каждый из которых занимает подобающее ему место в социально-политической иерархии. Короля считали символом государственного единства, залогом ее внутреннего покоя и внешней безопасности, то есть королевская власть признавалась гуманистами наивысшей политической ценностью, поскольку была воплощением национального и государственного единства. Это было особенно актуально для Речи Посполитой в конце XVI - начале XVII в., когда вследствие утверждение республиканских традиций и распространение полученных шляхтой свобод возникла реальная угроза ослабления государства. Учитывая это кому-какие социальные потрясения, национальные и конфессиональные конфликты осуджувалися и подавлялись, ведь они, по мнению деятелей Возрождения, посягали на природный порядок, нарушали мир и покой.

Раскрытие своей истинной сути достигается человеком через осуществление земного назначения, путем реализации своих творческих возможностей, то есть через служение себе, государстве, в общем общественному добру. Именно поэтому Пекалід прославляет князя Острожского, его сына Януша и других магнатов за военные подвиги, государственную мудрость, которая проявлялась в управлении многочисленными владениями, ликвидации социальных конфликтов, верной службе монарху и уважении к нему. Гетмана реестрового казачества Криштофа Косинского, казаков и крестьян автор резко осуждал как виновников социальных потрясений, нарушителей порядка в государстве и установленного порядка в целом, хотя и отмечал их мужество, смелость, умение добывать победу.

Историко-культурный идеал Симона Пекаліда - античная ученость - был основой его убеждение относительно необходимости усвоения классических языков, античной духовного наследия, освоение свободных наук.

Деятельность Острожского культурно-образовательного центра сыграла важную роль в развитии украинской духовной культуры. Кроме обоснование православного учения, понимание философии как мудрости с характерными для такого ее понимание поисками истины на пути мистического единения с Богом, отстаивание жизнеспособности традиций славянской письменности, здесь развивались реформационные и ренесансно-гуманистические идеи.

В Острожском центре впервые соединились киево-русские, византийские, болгарские и западноевропейские, прежде всего польские, культурные и образовательные традиции, хотя их представители были еще в начале пути к преодолению взаимного предвзятости и конфронтации. Здесь было основано библиотека с богатым собранием богословской и научной светской литератур, впервые в Украине сделана попытка создания школы высшего типа, приобретен ценный опыт, который помог Петру Могиле и другим деятелям Киево-Могилянской академии сделать свой выбор относительно дальнейшего развития украинского образования и культуры.



Назад