Электронная онлайн библиотека

 
 История украинской философии

Братства и их роль в социальной, культурной, религиозной жизни украинского народа


В конце XVI в. в Украине и Беларуси возникали и приобретали все большее значение в общественной, религиозной, культурной жизни братства - религиозные и культурно-просветительские организации православного населения городов. Как правило, братские общины создавали при церквях. На самом деле их функции были гораздо шире. Поскольку государственная власть принадлежала польскому королю, церковная - ксендзам и православным владыкам, которых большинство тогдашнего населения Украины считала отступниками, братства стремились высвободить свои общины из-под опеки обоих этих влад и брали на себя некоторые их обязанности. Они стремились отмежеваться от мира социальной несправедливости, морального упадка. Это было присуще и общинам антитринитариев, анабаптистов и некоторым другим реформаторам радикальных направлений в Западной Европе.

Братства брались за выполнение определенных политических, юридических и других общественных функций. Они осуществляли представительство на сеймах, вписывали свои протесты в городских книг, отстаивали имущественные, политические, духовные интересы народа, защищали право украинцев занимать государственные должности, заниматься ремеслом и торговлей. Братства имели свои суды, совместную собственность, братскую казну, создавали и удерживали школы, типографии, госпитали, опекали бедными. Они были весьма демократическими организациями. Все вопросы внутренней жизни решали на общем собрании. Между собраниями руководство ими осуществляли четыре выбраны старшие братья. По собственному усмотрению, не подчиняясь церковной власти, даже епископам, братства выбирали также проповедников и священников, нанимали учителей и печатников. За структурой, функциями, идеологией они были общинами реформационного типа.

Хоть к братства входили представители всех сословий, основу их составляли ремесленники, купцы, чиновники магистрата, городские простолюди. Этим они отличались от общин лютеран, кальвинистов, братьев польских или ариан, существовавших на территории Речи Посполитой, в которых преобладала, особенно среди руководства, шляхта. В братствах вокруг школ и типографий собирались ученые и писатели-полемисты, зарождалась и формировалась идеология людей третьего состояния, который поднимался на борьбу против социального, национального и религиозного гнета. Братства действовали во Львове, Городке, Жовкве, Луцке, Каменец-Подольском, Дубне, Ярославе, Немирове, Остроге, Люблине, Замостье, Рогатине, Галиче, Шаргороде, Стрятине, Виннице, Киеве, а также в Могилеве, Минске, Орше, Полоцке, Єв'ї, Пинске, Свободно и в других городах.

При многих братствах функционировали школы и типографии, их деятельность способствовала демократизации образования, делала ее более доступной для широкой общественности. Именно братствам Украина обязана своим духовным развитием в XVII-XVIII ст., что вызвал начатый ими массовый образовательный движение. По свидетельству архидиакона Павла Алепського, грамотность в Украине достигла достаточно высокого уровня: «Начиная с этого города (Рашкова), и по всей земле русской мы заметили прекрасную черту, что вызвало наше удивление: все они, за исключением немногих, даже большинство жен и дочерей, умеют читать и знают порядок церковных служб и церковные песнопения... В земле казаков все дети умеют читать, даже сироты».

Самым влиятельным в Украине было Львовское Успенское братство, деятельность которого активизировалась в 80-е годы XVI в. Как и общины антитринитариев и другие реформационные группировки, братства имели покровителей среди знатных лиц. С 1585 г. покровителем Львовского Успенского братства был князь Константин-Василий Острожский. Впоследствии в его состав вошли Кирилл, Роман и Адам Ружинские, Лаврентий Древинський, Анна Потоцкая из рода Могил и др. Во Львовской братской школе учились или преподавали Стефан и Лаврентий Зизанії, Мелетий Смотрицкий, Кирилл Транквіліон-Ставровецкий, Исайя Копинский, Иов Борецкий, Памва Беринда, Гавриил Дорофієвич, Захария Копыстенский, Сильвестр Коссов, Исаия Трофимович-Козловский. Петр Могила, зоставшися сиротой, был отдан родственником к этой школы, оттуда начал свой путь к образованию.

Устав Львовского братства и его школы («Порядок школьный») был образцом для других братств. Во Львовской школе преподавали чтению, арифметике, греческий и славянскую языка, основы риторики, диалектики, астрономии, музыку, изучали Псалтырь, Часослов, Катехизис, Евангелие. Философия, хоть и была указана в программе, как отдельный предмет не читалась, за исключением, возможно, логики (диалектики). Во время изучения других дисциплин ученики получали определенные философские знания, информацию об отдельных философов и их произведения.

Некоторые сведения об уровне преподавания философии в Львовской братской школе, о философскую ориентацию братчиков содержит инвентарная опись библиотеки братства от 1601 г. Исследователи не нашли в нем ни одного учебника по философии, а из философских сочинений там были «Книга Аристотелес грецкая Органон» и «Диалектика Мінан и Риторика». Остальные библиотеки составляла богослужебная литература, произведения отцов церкви, различные грамматики, произведения античных авторов, поэма представителя итальянского Возрождения Т. Тассо «О збуреня Єрусалима».

Братство занималось созданием учебников, прежде всего букварей, грамматик славянского языка, изданием таких произведений, как «Просфонима» (1591), «Иже Иоанна Златоуста... Беседа ізбранная в въспитани чад» (1609). В образовательной программе братств приоритетными считались «внутренняя» философия и мудрость, что вмещала знания о Боге, природу и человека, сформированные на основе православного вероучения в пределах греко-византийской и древнерусской традиций. Братчики были убеждены в необходимости освоения и распространения знаний, способствующих укреплению веры, изучению культурного наследия княжеской эпохи, на основе которой, по их убеждению, можно было обеспечить дальнейшее развитие отечественного образования и духовной культуры.

Александрийский патриарх, который сотрудничал с Острожским культурно-образовательным центром и способствовал деятельности братств, Кирилл Лукарис, обсуждая с братиками вопрос основания школ и отбора учителей, настаивал на необходимости хорошо оплачивать труд учителя, поскольку без вложения соответствующих средств нельзя обеспечить высокий уровень образования, привлечь к ее развития авторитетных ученых людей. Не менее важным, чем обеспечения надлежащего уровня преподавания путем отбора хороших и опытных учителей, Кирилл Лукарис считал контроль за успехами учеников, требовательный надзор за ними вплоть до использования различных дисциплинарных мер. В связи с этим он советовал братчикам не вмешиваться в учебный процесс, давать возможность учителям действовать на их усмотрение вплоть до применения при необходимости наказаний.

Укрепление веры, распространения и углубления образования Кирилл Лукарис связывал с книгопечатанием. Он советовал проявлять доброжелательность к опытных в книгопечатании монахов и поощрять их к этому делу.

Братства пытались выйти из-под опеки церковной иерархии в организации школы, утвердить свое право на занятие интеллектуальным трудом, решения вероисповедных проблем, сами выбирали священников, не исключали права мирян осуществлять пастырские функции, чем существенно ограничивали монополию церкви в вопросах веры.



Назад