Электронная онлайн библиотека

 
 История украинской философии

Реформаційна направленность идеологии и общественно-политической деятельности братств


Одним из самых характерных признаков братского движения на ранних этапах, который разворачивался в атмосфере городских антифеодальным беспорядков и сельско-казацких войн, была реформаційна направленность идеологии и общественно-политической деятельности братств. Противостояние братчиков и церкви происходило по следующим направлениям:

а) борьба против идеологов католической церкви, прежде всего идеологов контрреформации, которые обосновывали теократические стремление Ватикана, его экспансионистскую политику в отношении Украины;

б) выступления против православной церкви, что переживала глубокий кризис, без которых реформационное движение в Украине и Беларуси сводился бы лишь к воздействиям западноевропейских реформационных течений. Идеологи братств критиковали православных иерархов за отход от веры предков, пренебрежение обычаями, языком, политической организацией своего народа. Эта критика имела не только политические, но и социальные мотивы: православное духовенство осуждали за порабощения и угнетения народа, преследования, прежде всего, своих имущественных интересов. Особенно остро критиковали братчики разврат, малоосвіченість клира;

в) осуждение произведений идеологов новой реформаційної церкви - М. Лютера, Же. Кальвина, В. Цвингли, польских антитринитариев (С. Будного, Г. Чеховця) и их идейных наследников. Однако эта тема не была первостепенной в произведениях деятелей братств.

Найрадикальнішими и суголосними реформаційним идеям были взгляды дидаскала (учитель в братских школах) и проповедника Львовского, а впоследствии и Виленского братства Стефана Зизанія. Его произведение «Катехизис» был уничтожен, а сам он 1599 г. отлученный от церкви митрополитом Михаилом Рогозом. Проповеди, которые Стефан Зизаний проводил с другими братиками, в т. ч. с Юрием Рогатинцем, содержали критику католической и православной церквей, их иерархий, клира, прежде всего верховной власти и теократических посягательств на христианский мир Папы Римского. Церковь Стефан Зизаний критиковал на основе концепции всеобщего священства, принципа соборности, согласно которым управления делами веры и церкви должны осуществлять не один ли определенное количество верховных пастырей, а все верующие, большинство которых составляют не священники, и миряне.

Отличается от ортодоксальной христианской интерпретации и понимания Стефаном Зизанієм тринитарной проблемы. В отличие от устоявшегося в церкви толкование ипостасей Троицы равными, что находятся в полной субординации, когда первое место занимает Бог-Отец, второе - Бог-Сын и третье - Святой Дух, он считал всех лиц Троицы не только равноправными, но и отдельными, чем тяготел к ранних тринитариев. В другом своем произведении «Казачье св. Кирилла» митрополит вопреки христианскому вероучению утверждал, что душа не может существовать отдельно от тела, умирает вместе с ним и воскреснет вместе с телом только перед Страшным судом. Выражая мнение о возможности временной смерти души после смерти тела, Стефан Зизаний в определенной степени отрицал бессмертие души и загробную жизнь, а в целом - христианское учение о воздаянии.

Идею смертности души вместе с телом и ее последующее воскресение вместе с ним на Страшном суде отстаивал также неизвестный автор «Душевника», написанного в 1607 г. в Замостье (там 1606 г. возникло православное братство) и подписанного криптонімом «Г. Т.». Автор считал себя выразителем «истинного православия» и все обосновывал свои выводы ссылками на Библию. Идею смертности человеческой души обосновывали на Мероприятии представители латинского аверроїзму, П. Помпонацці, воспитанники Падуанского университета, радикальные польские антитринитарии (Г. Чеховец, Г. Павел) и др.



Назад