Электронная онлайн библиотека

 
 История украинской философии

Проблемы самопознания в произведении Исайи Копинського «Алфавит духовный»


Опираясь на Библию, произведения восточной патристики, братчики искали ответы на актуальные вопросы тогдашней действительности. Поэтому подход к осмыслению источников был выборочным, их интерпретировали в соответствии с потребностями времени, включали в контекст идеологического обоснования народно-освободительной борьбы, которая происходила в форме борьбы за возрождение и укрепление русской веры. То есть, стремясь сохранить традиции, используя старые идейные формы, братчики наполняли их новым социально-философским содержанием. Даже на раннем этапе развития братского движения, когда преобладали древнерусские и східнопатристичні источники, братчики переписывали и выдавали произведения, в которых традиционные идеи восточной патристики были лишь структурными элементами в системе их видение той или иной проблемы. У них было немало размышлений и рассуждений, тяготевших к реформаційної идеологии или могли быть восприняты как созвучны ей.

К таким произведениям относится «Алфавит духовный» Исайи Копинського деятеля, Львовской, а затем и Киевской братских школ, посвященный проблеме человека, подъему в ней морального, интеллектуального и духовного начал. Одно из центральных мест в произведении отведено проблеме самопознания. Познавая себя, человек раскрывает свою двонатурність - то, что она телесная и духовная, внешняя и внутренняя. В связи с этим перед ней возникает дилемма, чему отдать предпочтение: минущому, противоречивом, бренному миру, с которым она связана телом, или своему внутреннему существу, ума, бессмертному духу, которым она подобна Богу. Автор отдает предпочтение второму пути, что, по его мнению, ведет к познанию Бога, единение с ним достижения блаженства не только на небе, но и на земле. «Познавый ибо кто истинно себя, обозначают Бога, и познавый Бога, обозначают себя, с Богом соединен есть». Это знание Бога предусматривает как познания человеком себя, так и предыдущее познания внешней природы.

Концепцию самопознания автор развил в теорию «умного деяния», которая охватывает следующие последовательные этапы, как нравственное самоусовершенствование, труд, что становится потребностью и радостью, отречения от мира телесных вещей, очищения и просветления ума, самоуглубления, познание Бога и соединения с ним. И тогда, еще до воскресения тела, на земле человек воскресает душой, приобретает божественной благодати, достигает Царства Небесного. Бог «весь в тебя есть внутри тебя царство небесное, ты же его инамо ищещи, внутрь тебя пристосущное наслаждение, ты же о нем не разумешу». Это очень близко и к «мысленного рая» ісихастів, и к тому, о чем впоследствии писал Сковорода.

Созвучна во взглядах по Алфавиту «духовным» книга украинского писателя и мыслителя Виталия с Дубна (? - прибл. 1640) «Діоптра».



Назад