Электронная онлайн библиотека

 
 Педагогика высшей школы

Мотивы и принципы организации дистанционного обучения


Российский исследователь А.П. Арестов сделал попытку обосновать классификацию мотивации пользователей Интернета. Он выделил такие мотивационные уровне:

1.Деловая мотивация. Характерная для 91% респондентов. Этот мотив - составляющая профессиональной деятельности, направленной на достижение определенной цели: поиска конкретной информации, установление контактов и взаимодействия с отдельным человеком, организацией и т.д.

2.Познавательная мотивация (81%). Она связана с получением новых знаний. Предметом познания при этом могут быть новые сервисные возможности, гипертекстовая информация, люди, идеи, концепции, визуальные и слуховые образы.

3.Мотивация сотрудничества, или корпоративный мотив (59%). Большинство видов деятельности человека имеет социальный характер как по содержанию, так и структурой. Это означает, что деятельность предусматривает распределение функций между людьми, совместную работу, обмен результатами, совместное решение проблем.

Мотивация сотрудничества, что проявляется как стремление помочь другим пользователям, часто является средством увеличения собственного авторитета, достижение признания своей компетентности и мастерства. Это подтверждает сочетание этого мотива с мотивом афіліації, что выражается в чувстве причастности к интеллектуальной и информационной элиты современного общества. В указанной категории респондентов в распоряжении также мотив самоутверждения. Можно предположить, что мотивация сотрудничества связана именно с этой последней формой мотива.

4.      Мотивация самореализации и развития личности (52%). Пользователи рассматривают Интернет как средство проявления и развития собственных интеллектуальных и творческих возможностей, указывают на наличие в своей работе мотивов афіліації, самоутверждения и коммуникативного мотива. Пожалуй, можно говорить о единый комплекс социальных мотивов, в состав которого входят мотивы, связанные с различными аспектами делового и межличностного общения. Среди них - мотивы сотрудничества, афіліації, самореализации, самоутверждения и коммуникативный. Респонденты с мотивом самореализации считают, что в работе в Интернете присутствует элемент игры и импровизации, к тому же она способствует развитию личности и жизненному успеху, сопровождается ощущением включения в глобальное информационное пространство.

5.Рекреационный мотив (лат. recreatio - восстановление; предназначен для использования во время отдыха, восстановления сил). Основная сфера интересов респондентов этой группы (39%) - телеконференции по темам, хобби и юмор, а также нетематичні телеконференции. Наряду с мотивами рекреации субъектов исследования наблюдаются мотивы самореализации, афіліації, самоутверждения, а также познавательный и коммуникативный мотивы.

Мотивация афіліації (англ. affiliation - сочетание, связь; эмоциональная потребность в общении, контактах, дружбе, взаимопонимании, любви, которая проявляется через стремление быть в социуме, контактировать с другими индивидами, взаимодействовать с ними, оказывать им помощь). Проявляется в стремлении пользователей (41%) найти в Интернете референтную группу, принять ее ценности, занять свое место в ней. Этот вид мотивации имеет комплексный характер, что подтверждается ее связью с познавательными, рекреационными и коммуникативными мотивам, мотивам сотрудничества, самореализации, самоутверждения. Указанный тип мотивации включает в себя различные аспекты социального взаимодействия: профессиональные, глобально-личные и ситуативно-эмоциональные.

6.Мотивация самоутверждения (29%). Известно, что самоутверждения выступает необходимым аспектом активности "Я", которое реализует сущностные свойства человеческой личности. В зависимости от типа личности, индивидуальных особенностей и социальной ситуации самоутверждения приобретает разнообразных форм. Оно может реализоваться путем научного или художественного творчества, коммуникативной активности, социальной карьеры, стремление к лидерству, саморазвития личности. Поскольку Интернет предоставляет новые коммуникативные и познавательные возможности, можно предположить, что исследуемый тип самоутверждения связан с различными феноменами общения (поиском референтной группы, идентификацией с ее ценностями и способностью самовыражения в ней). Респонденты этой группы проявляют особый интерес к телеконференций для свободного обсуждения. им присущи также мотивы афіліації, самореализации, сотрудничества, познавательного и рекреационного мотивов. К психологическим последствиям можно отнести то, что Интернет делает возможным игру и импровизацию, способствует развитию личности, включает ее в глобальный информационный процесс. В то же время увлечение Интернетом часто приводит к пренебрежению другими делами.

7.Коммуникативная мотивация (лат. соттипісо - общаюсь с кем; производство, передача и потребление значений через различные средства: устные, печатные, радио, фильмы, компьютерные сети - в множестве контекстов: межличностных, расовых, культурных, политических, организационных, международных). Респонденты этой группы (26%) утверждают, что Интернет дает возможность преодолевать коммуникативный дефицит, возникающий в повседневной жизни. Мотив коммуникации сочетается со всем блоком мотивов социально-коммуникативного характера, а также с рекреационным мотивом. При оценке личных последствий работы в Интернете респонденты с коммуникативной мотивацией отмечают, что Интернет способствует развитию личности, глобализованы ее информационную деятельность. Однако общения посредством Интернета делает обычную коммуникацию малопривлекательной, отвлекает от других дел. Очевидно, можно говорить о особую группу пользователей, в мотивационных диспозициях которых над деловыми, профессиональными, познавательными интересами преобладают неформальные, личные, собственно коммуникативные моменты.

Важная роль в процессе обучения принадлежит телекоммуникации. От нее зависит не только оперативность доставки учебного материала, но и качество самого обучения. К дидактических особенностей телекоммуникаций, по определению Е.С. Полат, принадлежат свойства и функции.

Под дидактическими свойствами того или иного средства обучения, в том числе и телекоммуникаций, понимают естественные, технические, технологические качества объекта, те его стороны, аспекты, которые могут использоваться с дидактической целью в учебно-воспитательном процессе. Дидактические свойства синхронного телекоммуникационной связи "компьютер - компьютер" - это:

1) передача и прием информации (текста любого объема, графиков) от партнера к партнеру (с компьютера на компьютер);

2) подготовка, редактирование и обработка текста;

3) хранение и систематизация информации;

4) загрузка информации в сеть с жесткого или гибкого диска;

5) перенос информации из сети на жесткий или гибкий диски;

6) синхронный обмен информацией с партнером;

7) распечатка информации на принтере.

Отдельное место следует отвести дидактическим свойствам электронной почты:

- передача сообщений или текстов (файлов) одновременно большому числу абонентов;

- хранение в памяти центрального компьютера информации, поступающей готова к передаче на запрос пользователя;

- синхронный обмен информацией с партнерами;

- отправка информации в электронный почтовый ящик центрального компьютера для хранения ее в течение любого времени до требования;

- получение автоматического сообщения о том, что информация прочитана или возвращена (не дошла до адресата);

- подготовка и редактирование текстов;

- перенос информации из сети на жесткий или гибкий диски;

- распечатка текстов на принтере для дальнейшего обсуждения;

- демонстрация текстов, графической информации на экране дисплея, что обеспечивает групповую участие в обсуждении и интерпретации информации;

- обеспечение студентов возможностью использовать первоклассные, новейшие средства информационной технологии, которые широко применяются в мире;

- подключение к любым электронных банков и баз данных для получения пользователем нужной информации.

Дидактическими свойствами телеконференций являются:

- передача информации (текстовой, графической, звуковой) через систему телеконференций непосредственно на компьютер любом пользователю - абоненту сети, где содержится эта конференция;

- прием информации (текстовой, графической, звуковой) от любого партнера - участника конференции;

- подготовка, редактирование текстов, графического материала;

- обработка и хранение текстов, графики;

- распечатка текстов на принтере для дальнейшей работы;

- обеспечения (при необходимости) синхронной и асинхронной коммуникации, что дает возможность участникам конференции переслать свою информацию в систему в любое удобное для участников время и таким образом получать информацию от других участников. Все сообщения в этих случаях нумеруются, систематизируются по типам, что облегчает доступ к ним.

Разветвленная система асинхронного связи дает возможность создавать дополнительные подтемы в рамках той же конференции. Участники же получают возможность хорошо подумать, перед тем как отправлять свое сообщение.

В конференции могут подключаться другие абоненты сети, если это предусмотрено, и наблюдать за процессом обсуждения.

1) В системе ДН используют электронные доски объявлений, которые дают возможность: размещать и хранить свое сообщение на доске объявлений без точного указания адресата (всем-всем-всем);

2) искать пользователя нужной информации и налаживания с ним контакта;

3) находить партнера для совместной работы;

4) распечатывать на принтере информацию.

Дидактическими функциями называют внешнее проявление свойств средств обучения, используемых в учебно-воспитательном процессе с определенной целью, то есть их назначение, роль и место в учебной деятельности.

Накопленный опыт применения телекоммуникаций в различных сферах образования показал, что этот вид информационных технологий позволяет:

1) организовывать совместные проекты исследований преподавателей, студентов, научных работников из разных школ, научных и учебных центров одного или нескольких регионов и даже разных стран. Такой подход обеспечивает настоящую творческую исследовательскую или сугубо прикладную, практическую, самостоятельную деятельность партнеров с использованием разнообразие средств и форм самостоятельной, познавательной и практической творческой работы;

2) предоставлять оперативную консультационную помощь широкому кругу тех, кто учит, через систему научно-методических центров;

3) создавать сеть дистанционного обучения и повышения квалификации педагогических кадров;

4) быстро обмениваться информацией, идеями, планами по вопросам и темам, которые интересуют, расширяя при этом свой кругозор и повышая культурный уровень;

5) формировать у партнеров (учащихся, студентов, преподавателей) коммуникативные навыки, культуру общения, привлекая к процессу совместного поиска, к дискуссиям, к сравнения различных мнений, систем аргументации, стилей полемики. Все это производит навыки настоящей исследовательской деятельности, моделируя работу научной лаборатории, творческой мастерской;

6) учить поиска информации (начиная со соучастника проекта и заканчивая базами данных), обрабатывать ее с помощью самых современных компьютерных технологий, хранить и передавать на любые расстояния, в разные точки планеты;

7) создавать настоящее языковую среду (в условиях международных телекоммуникационных проектов, телеконференций);

8) обеспечивать культурное, гуманитарное развитие на основе привлечения к самой широкой информации культурного, этнического, гуманистического плана.

Рассмотренный выше материал показывает, что в определение дистанционного обучения входят три компонента: открытое обучение, компьютерное обучение, компьютерная система коммуникаций (Интернет). Итак, дистанционное обучение - это технология, базирующаяся на принципах открытого обучения, широко использует компьютерные учебные программы различного назначения и современные телекоммуникации для доставки учебного материала и общения. Для этой технологии характерна сильная познавательная мотивация, что создается сетью Интернет, и качество подготовки специалиста. Это и делает дистанционное обучение технологии обучения XXI века. Заслуживает внимание и тот факт, что своей усиленной мотивацией дистанционное обучение отличается от заочного. Отсюда, дистанционную форму образования нельзя назвать новым этапом в развитии заочной.

В целом дистанционное обучение характеризуется высоким профессионализмом, стремлением к сотрудничеству, самоутверждением и высоким уровнем коммуникации с коллегами. Ему присуще значительное усиление социально значимых мотивов: познавательного, делового, сотрудничества, самореализации и развития, афіліації, самоутверждения и коммуникативности.

Характерными чертами дистанционного обучения являются:

Гибкость. Студенты, обучающиеся в системе дистанционного образования (СДО) в основном не посещают регулярных занятий, а работают в удобное для себя время, в удобном месте и темпе, что дает преимущество тем, кто не может или не хочет менять свой обычный образ жизни. Студенту формально не надо придерживаться определенных образовательных ценза. Каждый может учиться столько, сколько ему нужно индивидуально для усвоения учебного предмета и получения необходимых зачетов по выбранным курсам.

Модульность. В основу программ дистанционного обучения положен модульный принцип. Каждый отдельный курс создает целостное представление об определенной предметной сфере. Это дает возможность из совокупности независимых курсов-модулей формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым (например, персонала отдельной фирмы) потребностям.

Экономическая эффективность. Опыт российских негосударственных центров дистанционного обучения показывает, что затраты на подготовке толку специалиста составляют примерно 60% от затрат на его подготовку по дневной форме. Относительно низкая себестоимость обучения обеспечивается за счет концентрации и унификации содержания, ориентации технологий ДН на большое количество студентов, а также более эффективного использования имеющихся учебных площадей и технических средств, например, в выходные дни.

Новая роль преподавателя. На него возлагаются такие функции, как координация познавательного процесса, корректировка курса, преподаваемого, консультирование при составлении индивидуального учебного плана, руководство учебными проектами и прочее. Он руководит учебными группами взаимопомощи, помогает студентам в их профессиональном самоопределении. Асинхронная, как правило, взаимодействие студентов и преподавателя предполагает обмен сообщениями путем их взаимного ссылки на адреса корреспондентов. Это дает возможность анализировать поступающую информацию и отвечать на нее в любое время. Средствами асинхронного взаимодействия является электронная голосовая почта или же электронные компьютерные сети.

Специализированный контроль качества образования. Как формы контроля в дистанционном обучении используются дистанционные экзамены, собеседования, практические, курсовые и проектные работы, экстернат, компьютерные интеллектуальные тестирующие системы. Стоит подчеркнуть, что решение проблемы контроля качества дистанционного обучения, его соответствия образовательным стандартам имеет принципиальное значение для успеха всей системы. От успешности ее решения зависит академическое признание дистанционных курсов, возможность их принятия в традиционных учебных заведениях. Вот почему для осуществления контроля в системе дистанционного образования должна быть создана единая система государственного тестирования.

Использование специализированных технологий и средств обучения. Как уже отмечалось, технология дистанционного обучения - это совокупность методов, форм и средств взаимодействия с человеком в процессе самостоятельного, но обязательно контролируемого освоения определенного массива знаний. Учебная технология строится на фундаменте соответствующего содержания и должно удовлетворять требования его представления. Содержание, что предлагается для усвоения, аккумулируется в специальных курсах и модулях, предназначенных для дистанционного обучения с учетом имеющихся в стране образовательных стандартов, а также в банках данных и знаний, библиотеках видеосюжетов и т. д.

Дистанционное обучение основывается на следующих принципах:

Принцип гуманістичності обучения. Это определяющий принцип в системе непрерывного интенсивного обучения, и особенно в СДО. Его суть заключается в направленности обучения и образовательного процесса в целом на человека; в создании максимально благоприятных условий для овладения студентами социально накопленным опытом, структурированным в содержание обучения; в овладении избранной профессии для развития и проявления творческой индивидуальности, высоких гражданских, нравственных, интеллектуальных качеств, которые бы обеспечивали социальную защищенность личности, безопасное и комфортное существование.

Принцип приоритетности педагогического подхода при проектировании образовательного процесса в СДО. Сущность этого принципа заключается в том, что проектирование СГО необходимо начинать с разработки теоретических концепций, создание дидактических моделей явлений, запланированных для реализации. Опыт дистанционного обучения позволяет утверждать, что когда приоритет на стороне педагогической стороны, система является более эффективной.

Принцип педагогической целесообразности применения новых информационных технологий. Он нуждается в педагогической оценки эффективности каждого шага проектирования и создания СДО. Поэтому на первый план надо ставить не внедрение техники, а соответствующее содержание учебных курсов и образовательных услуг.

Принцип выбора содержания образования. Содержание дистанционного образования должно соответствовать нормативным требованиям государственного образовательного стандарта и требованиям рынка.

Принцип обеспечения безопасности информации, циркулирующей в СДО. Согласно этому принципу следует предусматривать организационные и технические средства безопасного и конфиденциального хранения, передачи и использования нужных сведений.

Принцип стартового уровня образования. Эффективное обучение в СДО требует соответствующего набора знаний, умений, навыков. Например, для продуктивной учебной деятельности кандидат на обучение должен быть знакомым с научными основами самостоятельной работы, обладать определенными навыками работы с компьютером и др.

Принцип соответствия технологий обучения. Технологии обучения должны быть адекватными моделям дистанционного обучения. Так, в традиционных дисциплинарных моделях как организационные формы обучения используются лекции, семинарские и практические занятия, имитационные и деловые игры, лабораторные занятия, самостоятельная работа, производственная практика, курсовые и дипломные работы, контроль усвоения знаний и умений. В процессе становления СДО могут появиться новые модели, которые в случае необходимости будут включены в нее. Примером таких моделей могут служить объективно-информационные или проектно-информационные модели. Как организационные формы обучения в этих моделях будут использоваться компьютерные конференции, телеконференции, телеконсультации, проектные работы и др.

Принцип мобильности обучения. Заключается в создании информационных сетей, баз и банков знаний и данных для дистанционного обучения, которые дают возможность студенту корректировать или дополнять свою образовательную программу в нужном направлении за отсутствия соответствующих услуг в высшем учебном заведении, где он учится. При этом требуется сохранение информационной инвариантности образования, что обеспечивает возможность перехода из одного ВУЗА в другой с родственными или другим направлениям.

Принцип неантагоністичності дистанционного обучения существующим формам образования. Проектируемая СГО сможет дать необходимый социальный и экономический эффект при условии, если создаваемые и внедряемые информационные технологии станут не инородным элементом в традиционной системе высшего образования, а естественно интегрироваться в него.

Качество дистанционного обучения зависит от соблюдения определенных педагогических требований, а именно:

1.       Поощрение контактов между студентами и преподавателями. Эти контакты - важнейший фактор познавательной мотивации. Общение с различными преподавателями увеличивает интеллектуальные способности студентов и заставляет их задумываться над своими ценностями и планами.

Современные коммуникации облегчают общение профессорско-преподавательского состава, позволяют объединять усилия при решении разнообразных проблем. Особенно это устраивает застенчивых студентов - им легче задавать вопросы в письменной форме и конфиденциально. Большую роль при этом играет асинхронный связь, что позволяет организовать эффективную беседу даже при невысоком уровне владения языком, на котором осуществляется обучение.

2.      Развитие сотрудничества студентов. Обучение в коллективе значительно эффективнее, чем самостоятельное. Не секрет, что работа в коллективе увеличивает увлеченность обучением, а распределение идей улучшает процесс мышления. Совместное обучение, решение проблем, их обсуждение усиливается существующими системами коммуникаций. Электронная почта дает возможность общения студентов в любое время, даже если они разделены пространством.

3.      Использование активных методов обучения. Студенты по
виноваты обсуждать материал, который изучается, обдумывать,
связывать его со своим жизненным опытом.

Диапазон используемых технологий, очень большой. Все они включают три компонента: программные средства, учебные материалы и беседы в реальном масштабе времени. В настоящее время современные средства коммуникации могут их поддерживать.

4.Быстрый обратную связь. При изучении материала студенты нуждаются в помощи. Это оценка их знаний, консультации во время выполнения самостоятельных заданий. Они должны знать, что им надо еще узнать и как оценить свои знания. Сейчас таких возможностей много. Это электронная почта, видеоконференцсвязь. Компьютеры накапливают информацию о работе студента, а это дает возможность анализировать его достижения.

5.Эффективное использование времени. Время, умноженный на энергию, является основой обучения. Эффективное использование времени важное и для студентов, и для преподавателей. Успешный распределение времени обеспечивает эффективное обучение и эффективное преподавание.

6.Высокая мотивация. Мотивация нужна каждому: и тому, кто недостаточно подготовлен или не хочет проявлять себя, и тому, кто способный и активный. Новые технологии существенно повышают мотивацию обучения. При использовании Интернета, не только осваивается информация, но и активизируются познавательные умения студента анализировать, обобщать и оценивать. Мощным мотивом является представление законченной студенческой работы в Интернет.

7.Учета способностей студентов и путей обучения. К изучению ведет множество путей. Учета способностей студентов обогащает, разнообразит и индивидуализирует их учебную работу. Студенты должны показать свои способности в овладении методами обучения, а технологические ресурсы как раз и дают возможность обеспечить разнообразные средства обучения, используя помощь преподавателей, лабораторные работы, задачи и т.д.

Развитие СДО ориентируется на такие социальные группы:

молодежь, которая не имеет возможности получить высококачественные образовательные услуги в традиционной системе образования через ограниченную пропускную способность этой системы, необходимость совмещения учебы с работой, географическую удаленность от учебных центров и других аналогичных факторов;

- офицеры, уволенные из Вооруженных Сил, и члены их семей;

- лица, проходящие срочную службу в Вооруженных Силах;

- уволенные и сокращенные с должностей лица, которые зарегистрировались в службе занятости;

- руководители региональных органов власти и управления;

- работники, которые уже имеют образование и стремятся получить новые знания;

- студенты, изъявившие желание получить вторую параллельную образование;

- лица, специфика работы которых (например, вахтовики) не дает возможность учиться в ритме действующих образовательных технологий;

- те, кто имеет медицинские ограничения для получения регулярного образования по дневной форме;

- менеджеры, работники предприятий различных форм собственности;

- преподаватели различных образовательных учреждений, в том числе и высших учебных заведений;

- граждане, отбывающие наказание в местах лишения свободы.

Создания СДО, которая в полной мере соответствует поставленной цели сложным является общегосударственной задачей. При его осуществлении должно быть использован накопленный в высшей школе научно-методический, кадровый и производственный потенциал, информационные ресурсы и технологии, опыт проведения дистанционного обучения, существующая телекоммуникационная инфраструктура (универсальные каналы связи и каналы вторичных сетей), а также организационные структуры высшего образования.

Вместе с тем при организации единой СДО надо преодолеть разобщенность и несогласованность в развитии дистанционного обучения, обеспечить эффективное объединение усилий университетов, других образовательных учреждений и организаций в области дистанционного обучения. Это возможно на основе:

- соблюдение требований государственного стандарта;

соблюдение общих психолого-педагогических, методических и технических требований к дистанционных курсов;

- соблюдение единых критериев определения уровня психолог-гопедагогічної компетентности кадров С ДО;

- создание единого информационно-образовательной среды СДО;

- объединения бюджетных и внебюджетных источников финансирования развития СГО в целом;

- единого стратегического управления системой.

Формирование единой СДО не должно препятствовать самостоятельности образовательных учреждений и развития разнообразных форм ДН, которые обеспечивают уровень подготовки, что превышает требования государственного образовательного стандарта.

Основными задачами, связанными с созданием СДО, являются:

1) определение и закрепление принципов организации и функционирования единой СДО;

2) формирование организационно-управленческой структуры СГО и финансовых механизмов, обеспечивающих ее развитие;

3) разработка нормативно-правового обеспечения СДО;

4) создание системы информационно-аналитического и маркетингового обеспечения СДО, включая разработку и осуществление программы проведения рекламно-пропагандистской кампании (с учетом специфики регионов и типов контингента пользователей), направленной на ознакомление населения с принципами функционирования, возможностями и преимуществами СГО и предоставление ей статуса высокой престижности и социальной значимости;

5) разработка теоретических, научно-психологических основ и конкретных методик дистанционного обучения с учетом социокультурной, профессиональной, этнической, віково-психологической и иной специфики пользователей ДН;

6) создание специализированных информационно-образовательных курсов и курсов ДН, в том числе распределенной системы информационных ресурсов учебного назначения, доступных по компьютерными телекоммуникациями и развитием системы электронных библиотек;

7) определение критериев, средств и систем контроля качества ДН;

8) формирование материально-технической базы СДО, в частности для разработки и репродуцирования методических материалов, программ, курсов и их сопровождения;

9) совершенствование коммуникационной инфраструктуры для реализации образовательных технологий ДН.

Указанные задачи должны решаться с учетом таких принципиальных требований:

- безусловное обеспечение высоких стандартов и качества образования за счет реализации комплексных образовательных программ, основанных на лучших традициях отечественной образования, международном опыте, а также на использовании передовых психолого-педагогіч-них, информационных, коммуникационных и других технологий;

- организация образования, на основе тесного и непрерывного взаимодействия образования, науки и производства, использования преимуществ, создаваемых такой организацией;

- конкретная адресность курсов и программ ДН в зависимости от социальных и образовательных задач и специфики контингента обучающихся;

- последовательное формирование благоприятного общественного мнения о дистанционном образовании и создание условий для социально-психологической комфортности пользователей СДО;

- обеспечение полноценного оперативного (педагогического) и отсроченного (образовательного и социально-психологического) обратной связи с потребителями услуг СДО для определения ее действенности в различных регионах и эффективности дистанционного обучения среди различных категорий пользователей;

- подавляющее ориентация государственных заказов для СГО на отечественных производителей технических средств с целью расширения занятости в экономике.

Система дистанционного обучения включает программы и курсы различных уровней.

1. Начальное образование. Программы и курсы, рассчитанные на учащихся 5-11 лет: уроки чтения, письма, арифметики, музыки. Значительная часть этих курсов имеет игровую форму, наиболее оптимальную для детского восприятия. Часть таких курсов может быть использована для определенных групп взрослого населения.

2.Среднее образование. Курсы соответствуют типу и уровню среднего образования. На этом уровне активно применяются образовательные игры, которые широко представлены в компьютерных сетях. Примером таких программ может быть дистанционная форма эвристического обучения.

3.Среднее профессиональное образование. Курсы и программы для тех, кто закончил общеобразовательную школу. Они дают возможность получить профессию, но более низкого уровня квалификации, чем курсы для получения степени.

4.Подготовительные курсы. Курсы готовят к обучение для повышения квалификации. Здесь используются также различные олимпиады, которые вносят соревновательный элемент в обучение.

5.Высшее образование. Программы для получения степеней бакалавра, специалиста и магистра. Большое значение имеет то, что лица, проживающие в других странах, могут получать образование на родном языке, что не является государственным в стране их проживания.

6.Последипломное образование. Научно-образовательные программы для получения степеней кандидата и доктора наук.

7.Дополнительное образование. Сокращенные программы для лиц, которые уже имеют высшее образование, но в иной сфере знаний. Курсы для получения дополнительных знаний в области, связанной с профессиональной деятельностью тех, кто учится. Например, курсы повышения квалификации, курсы иностранного языка. Важно, что специалисты, которые работают на международном уровне, могут получать образование в той стране, где они работают. Особое значение это имеет для специалистов по международному бизнесу.

8.Профессиональные курсы. Нацелены на получение практических навыков (курсы машинописи, бухгалтерские курсы). Эти курсы являются составляющей обучения, при котором проводятся и практические занятия, во время которых совершенствуются полученные навыки. Сюда же следует отнести и дистанционное тестирование. Так, тест на знание русского языка как иностранного может состоять за помощью компьютерных телекоммуникаций из любой страны мира.

9.Курсы социального направления. Это, например, курсы обучения населения правилам поведения в случае стихийных бедствий, правил уличного движения и т.д. В эту группу входят и курсы ликвидации неграмотности, если они направлены на определенные группы населения, скажем, этнические меньшинства.

Система образования, которая развивается дистанционно, открытая для всех желающих. Она, с одной стороны, дает возможность удовлетворить образовательные потребности учащихся, а с другой - является общественно полезной в социальном смысле, обеспечивая досуга учащихся, повышая их интеллектуальный и культурный уровень.

Система дистанционного обучения конкретного ВУЗА включает следующие виды обеспечения:

Методическое: методики, рекомендации по технологии дистанционного обучения с учетом дидактических и психологических аспектов.

Программное: сетевые системные программы, компьютерные обучающие программы, инструментальные среды для создания учебных программ. Для создания компьютерных учебных программ можно использовать программные среды, размещенные на разных серверах (WebCT).

Техническое: персональные ЭВМ для организации сервера, персональные и сетевые компьютеры.

Информационное: конспекты лекций, учебники и другие методические материалы на бумажных и магнитных носителях, справочники, различные базы данных методического характера и др.

Организационное: нормативные документы государства и организаций, определяющие структуры организаций, осуществляющих дистанционное обучение.

К особенностям дистанционного обучения, как отмечалось выше, относится предоставление студентам возможности самим получать необходимые знания, пользуясь развитыми информационными ресурсами, которые предлагают современные информационные технологии. Информационными ресурсами дистанционного обучения является базы данных и знаний, компьютерные, в том числе мультимедийные, обучающие и контролирующие системы, видео - и аудиозаписи, электронные библиотеки наряду с традиционными учебниками и методическими пособиями.

Дистанционное обучение интегрирует весь имеющийся арсенал средств обучения и предоставляет им качественно нового уровня.

Кроме того, предусматривается большое количество задач, рассчитанных на самостоятельную проработку с возможностью получения ежедневных консультаций.

В дистанционном учебном процессе используются следующие средства обучения:

- печать изданий;

- электронные издания на гибких магнитных, лазерных или жестких дисках;

- компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах;

- аудиальные учебно-информационные материалы;

- видеообучающие материалы;

- лабораторные дистанционные практикумы;

- тренажеры;

- базы данных и знаний с удаленным доступом;

- электронные библиотеки с удаленным доступом;

- дидактические материалы на основе экспертных обучающих систем;

- дидактические материалы на основе геоинформационных систем;

- компьютерные сети;

- телевизионные передачи.

Центральным звеном СГО-средства телекоммуникации и их транспортная основа. Они обеспечиваются:

1) необходимыми учебными и учебно-методическими материалами;

2) обратной связью между преподавателем и студентом;

3) обменом управленческой информацией внутри системы ДО;

4) выходом в международные информационные сети, а также для подключения к СДО зарубежных пользователей.



Назад