Электронная онлайн библиотека

 
 История украинской философии

Романтизм как мировоззренческая основа нового украинского писательства


Вікопомним в истории возрождения украинской культуры С. Єфремов называет 1798 p., когда вышла поэма И. Котляревского (1769-1838) «Энеида», которая, по его мнению, завершила предварительную эволюцию национального жизни в Украине, стала исходным пунктом дальнейшего его развития. Из нее в украинском писательстве начинается продвижение демократии и человечности, борьбы за права человека и нации, стремление к свободе и добра. Тем, кто считал, что украинский язык используют только крестьяне и она является синонимом «мужицтва», «невежества», «некультурности», Котляревский доказал, что украинский народ имеет собственную богатую язык, историю и культуру. Философские абстракции Г. Сковороды в духе романтической традиции воплотились в конкретной форме литературной деятельности на родном украинском языке, которая формировалась из народных говоров, песен, обычаев, морали, обрядов. Обратившись к классическому наследию (поэмы Вергилия), И. Котляревский обрисовал картину украинской действительности своего времени. Осуждение хищничества, вымогательства, разврата, паразитизма, безразличия к жизни простого люда сочетались у него с глубоким гуманизмом, любовью к своему народу, уважением к нему, его героической истории, переживанием за его судьбу, моральным осуждением крепостничества. Он увлекался духовным величием народа, его моральным превосходством над привилегированными слоями общества, утверждая, что героические деяния, дух патриотизма присущи именно простым людям. Такими возникают троянцы. Самыми святыми для них есть боевое братство, верность гражданскому долгу, дружбе, слава и воинская доблесть. Они стремятся не роскоши и богатства, а воли, благодаря чему именно троянцы, а не боги, «олимпийцы», «вседержителі», являются настоящими хозяевами земли, ее обладателями.

Роднит Котляревского с романтизмом смех, политическая сатира, особенно тогда, когда речь идет о разоблачении враждебного народу. Идеями народности, романтизма, демократизма, антикріпосницькими тенденциями полны и другие произведения Котляревского («Песня на Новый 1805 князю Куракину», «Наталка Полтавка», «Москаль-волшебник»), в которых народное слово отражает национальный характер.

Мировоззрение И. Котляревского, основанный на восприятии реального земного бытия со всеми его противоречиями и внутренними коллизиями, приобретал глубокого философского содержания в утверждении духовных сил народа, жизнелюбия, оптимизма, мужества простых людей в их нелегком обыденном деле, настоящего, а не мнимого, смысла человеческого существования.

Видное место среди украинских романтиков принадлежит Михаилу Максимовичу (1804-1873). Постоянно осознавая свою национальную принадлежность, он хорошо знал украинскую литературу, исторические источники XVII-XVIII ст., польскую и русскую литературы. В своем сборнике «Малороссийские песни» (1827) Максимович ставил задачей найти «эмблемы состояния духа» украинского народа, а через них и феномен украинского характера. По его словам, украинские народные песни является высшим типом искусства, которое должно стать образцом для писательства. Украинский народ является носителем и обладателем такого искусства, которое по праву можно поставить рядом с лучшими образцами народной культуры Европы. Создателем этой культуры есть безымянная народная масса закрепощенного и угнетенного народа, на которую с гордостью смотрела украинское панство. Язык этого народа близка к языков западного и восточного славянства. Она возникла в древнейшие времена, потому что сами украинцы являются давними автохтонами (коренными жителями) в своей стране - на территории от Дуная до Дона. Максимович начал традицию вести историю Украины от Киевской Руси, что позже продолжили В. Антонович и М. Грушевский. Исследования ним народного творчества, истории родного края способствовали преодолению чувство вторичности и зависимости украинского народа, доводили его самостоятельность, равенство с другими народами, право на свою жизнь, национальную культуру, ее самоутверждения и развитие.

Труд М. Максимовича в области языкознания, фольклора, этнографии, истории, археологии не раз выводила на теоретические обобщения с позиции новейших на то время философских построений, в частности натурфилософских идей Шеллінга. По его мнению, задача философии заключается в проникновении во внутреннее знание и единство предметов, а философа - в обращении главных отраслей знания до начала общего и формирования их в стройную систему. Предметом философии является все предметы конечного познания, поэтому она должна быть исторической наукой.

Отстаивая идею развития и единства природы, Максимович в понимании мира эволюционировал к материализму. Так, не соглашаясь с Шеллінгом, Океном и их сторонниками, которые рассматривали природу как воплощение идеи, он отмечал материальной единства мира, доказывал, что все в природе состоит из единой всеобщей вещества. Органическая природа возникает на определенном этапе развития неорганической природы в процессе ее сложных преобразований, существуя независимо от сознания. Знания о природе является отражением реально существующих процессов и явлений объективной действительности. Прогресс науки, как и природы, не имеет границ. Выступая против узкого эмпиризма и абсолютизации рациональных форм осмысления действительности, Максимович акцентировал внимание на единства теории и практики, анализа и синтеза, требовал конкретного исторического подхода к изучению природы, феноменов культуры, общественного бытия, учета исторического опыта, условий и уровня развития науки.

Первым очагом романтизма в Украине стал Харьковский университет. Именно в Харькове сформировался круг литераторов, публицистов, историков, этнографов, чьи имена связаны с подъемом национального самосознания: И. Срезневский. А. Метлинский, П. Гулак-Артемовский, Г. Цветок, Г. Костомаров, О. Корсун, Г. Петренко и др. Под влиянием идей Гердера, Гете, Шиллера, западноевропейского романтизма они рассматривали народную культуру и поэзию как «проявление вечных мыслей человеческой души», тесно связанную с жизнью, обычаями и бытом народа, а язык - как важнейшую силу его развития, основу самобытности и даже бытия. Осмысление прошлого, настоящего своего края и народа, выделение общих и отличительных признаков своей национальной самоидентичности харьковчане подавали на родном народным языком, украинским печатным словом. Они не только обращались к духовного богатства украинского народа, но и теоретически обосновали литература на русском языке, раскрывая чистый дух и большую героическую душу в тихом, сумирному крестьянском образе, в невигадливому жизни тех, кого называли «простолюдинами», лишенными культуры. В поэзии, украинских народных обычаях они видели «народную душу», правду народную, а их носителей считали создателями и хранителями культуры.

В конце 30-х годов XIX в. начался романтический движение в Галиции. С основными принципами мировоззрения романтизма здесь связаны поиски путей к национального самосознания украинского народа культурно-образовательным деятелем «Русской тройке» - Маркияном Шашкевичем (1811-1843), который одним из первых обединил философские основы эстетики романтизма государственных народов с принципами романтизма народов безгосударственных, которым был украинский народ. Романтизм литературы и культуры государственных народов, подчеркивая индивидуальной творчества природы человеческой деятельности, утверждал единство человека с одухотворенной природой, культивировал творческую фантазию, символы, мифы, которые предоставляли поэзии эмоционального понимания и пророческой функциональности, а романтизм народов безгосударственных сосредоточивался на историзме, фольклоре, в которых усматривал закодирован национальный дух, на возвеличивании роли национального языка.

На первое место в своем творчестве М. Шашкевич ставил язык, считая ее важнейшей внешней и внутренней признаку национальной самобытности. Опираясь на исследования чешского фольклориста и этнографа, поэта Яна Collards (1793-1852), восточноукраинских романтиков (И. Котляревского, Г. Цветки, Есть. Гребенки, Г. Максимовича), он доказывал, что русский язык имеет значительный лексический и ідеомовний аппарат для коммуникации понятий всех сфер культуры, науки и философии. В песнях, обрядах, народных образах он усматривал закодованість этнопсихологии, подсознательного национального Я вместе с национальным бытом. На основе такого подхода Шашкевич выяснил общие и морально-этические качества украинского народа, его культурное лицо, исторический опыт.

Шашкевичу как романтику присущ резвый взгляд на природу как отражение Божьей красоты, компонент этнопсихологии и национальной эстетики, что приобрел особое звучание в произведениях Т. Шевченко. Он показывал полную гармонию с природой русинского народа, который «поумнел», «обнял природу», «к сердцу прижал ее», а и поняла народную душу. В метаморфозуванні природы Шашкевич различал творческое воображение и разум, с одной стороны, отмечая идеальном и иррациональном в творчестве, с другой - предоставляя важное значение человеческому інтелектові как волевому и познавательном факторе. Он призвал верить в этический ум, сильный и высокий, окутанный вечной добротой, взлелеянный красотой природы, прирученный чистым сердцем.

Видя в природе емблематическое и символический язык, Шашкевич пользовался символами, аллегориями, мифами, метофорами. Так, свобода и подъема поэтической фантазии подаются ним в обличье орла; историческое прошлое олицетворяют исторические образы и фигуры: Ярослав Мудрый символизирует законность и государственную власть, Ярополк (сын Владимира Мономаха) - рыцарство, Б. Хмельницкий, С. Наливайко олицетворяют возрождения и восстание народа. Украина в Шашкевича подана в образе месяца, покрытого облаками, Днестр возникает міфопоетичним синонимом надчасового существования мира. Все эти образы и символы мыслитель перенимал по народной традиции, лирических песен и дум, романтического образного материала античных гностиков.

М. Шашкевичу в определенной степени присуще политическое мышление с выходом на ментальные, политические, морализаторские и историософские вопрос. Украинское прошлое он подносил почти до уровня сакральности, сказочных реалий, подчеркивая рыцарских подвигах времени, а также превознося тех современников, которые не презирают свой народ, уважают его язык и обычаи. Постоянно вводя в романтический мир образ человека-великана, акцентируя на мужества, альтруизме (бескорыстное заботы о благе других людей) и моральному превосходству народов, которые сумели в себе найти силы преодолеть сложные обстоятельства, Шашкевич сюжетами, темами о старых временах, о русских рыцарей и рыцарей мысли пытался пробудить в своих современников желание вернуть «русскую славу» и «русскую власть».

Романтическое миропонимание, средства и формы литературно-культурного творчества дают возможность понять «загадочность» русского писателя Николая Гоголя (1809-1852) - «блудного сына Украины», который только теперь возвращается на территорию своей Родины. В отличие от классицизма, который признает возможность имманентного совершенствования в конечном условиях этого мира, правда романтизма, по выражению Г. Бердяева, заключается в недовольства конечной и скрытности этого мира, стремлении к тому, что находится за пределами рационального порядка. Согласно романтизмом совершенство творчества в этом мире может быть только символическим знаком совершенства в другом мире, в другом плане бытия и небытия. Бытие у Гоголя предстает в бесконечности n-измерений вместе, а не постепенно, как это мыслит разум, упрощенно и вытянуто по частицам, одно за одним, добиваясь своей однозначности, что есть «дурной однозначностью» при сопоставлении ее с настоящей большой истиной. Чтобы раскрыть многомерность мира, бытия, он вводит новый набор архетипов, мифов, языковых понятий-образов, элементов боготворення. Он раскрывает ложь с целью достижения высшего совершенства искусства, что будет способствовать совершенства жизни. Задача творчества - оживить душу. Этого можно добиться не умом, волей, чувствами, эмоциями, способными глубоко и живо реагировать на жизнь.

В начале своего литературного творчества М. Гоголь обращался к народной жизни, его быта, исторического прошлого, черпая в них материал для своих произведений. Пользуясь природным юмором для идентификации украинского духа с его способностью понимать природу, другого человека, признаки украинского он видит в могущества народа, который сформировался на порубежных землях, воля которого терпеть не могла законов и власти, воинственного народа, сильного своим сообществом, верой, безопасностью и вольностью и буйством жизни. Европейский за своим географическим положением, азиатский за образом жизни, привычками, одеждой, этот народ вобрал две противоположные части света, две разнохарактерные стихии: европейская осторожность и азійьку беспечность, простодушие и хитрость, сильная деятельность и большое леность, стремление к развитию, совершенствованию и желание пренебрежение любым усовершенствованием. Дух этого народа воплощается в поэзии, песнях, которые соединяются с жизнью, имеют такой голос, что пронизывает душу.

Гоголю, как и другим романтикам, присущие влюбленность в природу, обожение ее, слияние с ней, использование ее символов, поиски абсолютной ценности и осознание последнего предела в мире, через которые лежит путь до самого мира. Назначение человека состоит в том, чтобы привносить в мир гармонию, добро, красоту, работать над вечным, что является самым дорогим для нее, благодаря чему она находит свое место в жизни.

Обращаясь к природного и человеческого бытия, Гоголь показывал, что в природе все происходит мудро, гармонично, тогда как в обществе (мире) царят беспорядок, бессмыслица, душа запущена, заброшенная. Повсюду ложь души - сонный характер, неискренность, паскудство, превосходство, равнодушие, вялость, бездействует состояние, дух тьмы и негации, чернота души, мертвый застой, мертвые души. Чтобы улучшить мир, исправить его, нужно прежде всего взяться за душу человеческую, избавить человека от болезни смерти ее души. Размышляя над метафізичними проблемами зла, Гоголь пришел к выводу, что зло и ложь глубокие от перехода социальных форм и имеют свою реальность в самой глубине жизни. Ключ к миру, жизни лежит в собственной душе человека.

М. Гоголь, выражая оптимистическую веру в то, что все идет вперед, все направляется на добро, был убежден и в том, что возможность такого прогресса требует раскрытия лжи, ревизии жизни, нахождение корней зла. Причина зла, по его мнению, - в черствости и мертвости человека, которому недостает глубины чувств, неосознавание глубин и тайн своей души. Следовательно, человеку нужно познать себя, свои ошибки, недостатки. Сделать это нужно не для того, чтобы уничтожать и разрушать, а чтобы творить добро. Средством разоблачения недостатков человека Гоголь выбрал смех. Зарожденный из национального украинского юмора, этот смех, по замечанию Есть. Маланюка, в Петербурге быстро потерял живые и благоприятные свойства и превратился в демоническую способность видеть только отрицательное, «низость низменной человека». Как мыслитель аналитического склада Гоголь будто разлагает человека, который распадается на составные частицы, становится мертвой, упрощается, сокращается и даже превращается в аллегорию одного органа, в результате чего становится калекой, уродом, а муза Гоголя - ведьмой, скрытой местью. Воспринимая человека, что разваливается, он разрушает ее органический, целостный образ, который возникает чудовищем - уродливая галерея «мертвых душ», здеградованого, здегенерованого бывшего почище, оскорбления национального отмирание покозаченої шляхты.

В последние годы жизни. Гоголь, не видя возможностей усовершенствования человека в несовершенных формах действительности, пугаясь своей демонічності видеть «темные» стороны человеческого бытия, в поисках правды и добра обращался к Богу, в котором видел мир чувств, ума, правды, мир, который привносит гармонию и закон, творит все прекрасное. Ставя превыше всего любовь, которая выше все тленное, преходящее, Гоголь призывал жить для любви, поскольку сам человек является творением Божьей любви к ней.

В 40-е годы XIX в. украинская романтическая литература и идеология постепенно пришли в упадок, центром романтического движения стал Киев. В 1845 г. возникло группировки, что стало основой Кирилл-Мефодіїського братства, которое синтезувало идеи романтизма и народности в единстве литературного, социально-политического и национально-освободительного аспектов с четким определением украинской национальной идеи.



Назад