Электронная онлайн библиотека

 
 История украинской философии

Элементы романтизма в Украине второй половины XIX в.


Романтизм, способствуя пробуждению русского национального самосознания, продолжал сохранять свое влияние в Украине даже после того, как на Западе он уступил место другим культурным течениям. Несмотря на изменения социальных и мировоззренчески-ценностных ориентаций, он отразился во взглядах украинских писателей, ученых, особенно историков и филологов, культурных деятелей. Обращение к прошлому, попытки через его осмысления найти выход к современности, подать его как определенные символы, образы, закодированные в народном жизни прошлого, народной культуре, творчеству, языку, общее увлечение ими являются характерными признаками творчества большинства украинских культурных деятелей (В. Антоновича, Г. Драгоманова, О. Кистяковского, П. Чубинского и др.).

Особенно четко романтические традиции оказались в творчестве украинского ученого, специалиста в области общего языкознания, фонетики, грамматики, семантики, этимологии, диалектологии, теории словесности, фольклора, этнографии Александра Потебни (1835-1891). Общая направленность его исследований о происхождении языка, взаимосвязь ее с мышлением, что имели значительное философское звучание, содержательную осмысленность и соотнесенность с состоянием общественного мнения того времени, требовали поиска ответов на вопросы, связанные с преобразованием чувственного опыта человека, деятельностью ее сознания. В решении этих вопросов ученого не удовлетворяли ни классическая немецкая философия, ни созерцательная гносеология метафизического материализма. Уже в ранних работах («Мысль и язык») Потебня критиковал объективный идеализм за то, что он принимает предметы и явления природы за воплощение их идей, субъективный идеализм - за то, что отрицает объективное существование мира. Признавая, как Кант и Гегель, идею творческой активности субъекта познания, Потебня не воспринимал метафизического и вульгарного материализма, что рассматривали познавательный образ лишь как механическую копию, фотографию действительности. На основе достижений современной ему науки он признавал первичности материи и вторичности сознания, утверждая, что качество и свойства предметов не могут существовать в идеальной сущности, отдельной от них.

Отмечая всеобщему и универсальной связи предметов и явлений мира, Потебня указывал на объективность причинно-следственных связей и отношений, на наличие в материи причины самой себя, где мышления, идеальное является свойством материи. Основой познания является чувственный опыт, источником которого возникает объективная реальность. Однако, по мнению ученого, чувственное восприятие, хоть и является основой познания, еще не дает нам знания субстанции, качества и действия, всеобщего и необходимого, того, что формирует фундамент науки. Все это становится возможным благодаря существованию в человеческом мышлении рациональных форм познания. Здесь Потебня идет за Кантом, но, в отличие от него, заявляет, что определяющую роль в мышлении играет слово, язык. Лишь благодаря языку человек смог подняться до вершины научной деятельности и творчества. Только язык является средством образования понятий, без которых невозможна никакая наука.

Поставив вопрос о соотношении языка и мышления, Потебня предусматривал коллизии будут волновать будущих представителей гуманитарных наук, а его идеи, развитые другими исследователями, повлекут за собой переворот во многих отраслях знания. Среди них - разграничение языка и мышления, синхронии и диахронии, даже в более современном, чем у Ф. де Соссюра, понимании. Убеждение Потебни в том, что мир способен восприниматься через язык, что именно она формирует мнение, помогли ему увидеть в мифе, фольклоре, литературе (постоянных объектах романтических обращений) производные относительно языка модельные системы, что через некоторое время исследовала Тартусько-московская школа семиотики. Для Потебни, как и для них, речь не изолированный феномен. Она неразрывно связана с культурой народа. Как и Гумбольдт, он видел в языке механизм, что порождает мнение. В ней словно заложены творческие потенции, а мнение оказывается через язык, где каждый акт речи является творческим процессом, в котором не повторяется готова истина, а происходит постоянный процесс рождения новой. Создателем языка является народ. Речь рождается «народным духом», который предопределяет ее национальную специфику. Впоследствии эта идея «языка нации» с элементами этнопсихологии была развита в работах многих исследователей, в т. ч. М. Трубецкого и Г. Шпета. Потебня одним из первых применил антиномии для описания явлений языка и ранних стадий картины мира, был непосредственным предшественником структурных методов для изучения языка и семиотического подхода к надмовних феноменов. Во всех своих научных исследованиях он последовательно отстаивал идею историзма, единства теории и практики, подчеркивая, что теория и практика в действительности, в своем наличном бытии, тесно и неразрывно связаны между собой, отличаясь лишь в мнении, мышлении.

Элементы романтизма в определенной степени повлияли на мировоззренческую основу социальных идей Потебни. Он признавал решающую роль труда и орудий производства в становлении общества, считал, что именно благодаря языку и орудием труда человек отделяется от животного мира. Основу общественного прогресса усматривал в накоплении и передаче знаний от поколения к поколению. Интенсификация общественного прогресса зависит, по его мнению, от того, кто осуществляет передачу знаний, в которых слоях общества происходит их накопление. Веру в лучшее будущее человечества считал потребностью человека, потому что без нее она по-человеческому существовать не может. Отмечая решающем значении народных масс в общественном развитии, Потебня обращал внимание и на роль личности в исторических процессах, указывал на то, что без ее участия история перестала бы иметь человеческий характер и превратилась бы в теологию. Он был убежден, что развитие цивилизации происходит в интересах всего человечества. С этой точки зрения выступал против попытки использования достижений цивилизации для угнетения других народов, утверждая, что подобные действия наносят вред человечеству. Основными принципами в отношениях народов должны быть равноправие и взаимное уважение. Постоянно обращаясь к истории украинского языка, народного творчества, теоретически обосновывал право каждого народа развивать свои способности с помощью родного языка.

Исходные положения и идеи романтизма во второй половине XIX ст. - начала XX в. за усиление национально-освободительной борьбы украинского народа за свою независимость разделяли, кроме А. Потебни, и другие культурные и политические деятели Украины - М. Василенко, В. Винниченко, В. Липинский, И. Огиенко. Романтизм послуговував им не только в теоретическом обобщении своих мировоззренческих основ. Производимые под его влиянием теоретические построения воплощались в практике развития украинской национальной государственности.

Итак, найдя для себя благоприятную почву на территории Украины, изменившись под влиянием специфических особенностей ее социокультурного бытия, романтизм способствовал становлению новой украинской литературы, пробуждению национального сознания украинского народа, выявлению его национальной идентичности, выработке историософских, социально-политических концепций и идей, ориентированных на сохранение народной памяти, языка, культуры, защита их уникальности и дальнейшее развитие в новых исторических реалий.



Назад