Электронная онлайн библиотека

 
 Педагогика высшей школы

Условия эффективности дистанционного обучения


Для эффективного дистанционного функционального обучения необходимо реализовать следующие дидактические задачи:

1.Окреслити задачи и направления процесса разработки дистанционной учебной программы, подготовку учебных материалов для их дистанционной передачи.

2.Розподілити обязанности так, как требует система дистанционного обучения.

3.З'ясувати основные психологические качества студентов, которые будут учиться дистанционно.

4.Визначити методику, приемлемую для системы дистанционного обучения, учтя образовательную цель предложенной программы, доступность для студента, дешевизну как для провайдера, так и для студента.

5.Обумовити вид связи (электронный, телефонный, почтовый) со студентами, обучающихся дистанционно.

6.Створити соответствующую структуру для обеспечения связи со студентами.

7.Визначити, а в случае необходимости и протестировать средства и способы коммуникации, которые будут использоваться всеми участниками.

8.Скласти график проведения всех мероприятий, которые моделируют процесс обучения.

9.Розробити программы оценки и комментирования всех компонентов обучения и определить, какие из них можно включить в процесс дистанционного обучения.

10.Підготувати проекты совершенствования учебных материалов и убедиться, что эти нововведения можно включить в систему дистанционного обучения.

11.Укласти планы эффективной поддержки студентов в соответствии с действующими стандартами обучения.

12.Організувати процесс непрерывной проверки соответствия и качества предложенной дистанционной учебной программы.

Учреждение, предоставляющее дистанционное образование, должен принять следующие меры:

1. Обсчитать сметы доходов и расходов (включая те, что связаны с предполагаемым количеством студентов) дистанционной обучающей системы.

2. Разработать финансовые планы дистанционных учебных программ, учитывающих реальный контингент студентов. Разница между запланированным и реальным финансовыми сметами не должно влиять на академические стандарты, а расходы студентов не должны зависеть от количества зарегистрированных студентов.

3. Обосновать финансовые расчеты, которые показывали бы распределение расходов и доходов во время подготовки и реализации программ, а также распределение денег между учреждениями, предоставляющими дистанционное обучение, местным агентом, преподавателем и студентом.

4. Предусмотреть процедуры разрешения незапланированных проблем, которые могут возникнуть.

Важным условием дистанционного обучения является соблюдение академических стандартов качества при разработке программ. Процесс создания программы или любого ее модуля должен включать в себя:

1. Полное соблюдение академических стандартов.

2. Определение минимальных академических потребностей программы, описание этих потребностей таким образом, чтобы они были понятными потенциальным студентам.

3. Рассмотрение стратегий итогового тестирования, включая определение того, как оно влияет на результаты обучения в рамках программы или модуля.

4. Описание отношений между стратегиями обучения, поставленными задачами и ожидаемыми результатами.

5. Внедрение процесса контроля за качеством основных компонентов составленной программы.

Образовательному учреждению, что предлагает дистанционную форму обучения, нужно:

1. Учитывать навыки, знания и опыт студента и условия, в которых он будет учиться, используя дистанционную образовательную систему.

2. Определить основу для выбора средств обучения.

3. Детально рассмотреть и определить учебные материалы и другие средства обучения, которые будут предложены студенту через учреждение, которое предоставляет услуги по дистанционному обучению.

4. Ознакомиться со структурой учебных материалов и убедиться, что она обеспечивает достижение необходимых результатов.

5. Рассмотреть, в какой мере учебные материалы наполнены интерактивным потенциалом и способствуют усвоению студентами определенного багажа знаний.

6. Подробно составить расписание занятий по конкретной учебной программы, используя систему планирования дистанционного обучения.

7. Заключить программу действий для учреждения, оказывающего дистанционное обучение.

Учреждение, предоставляющее дистанционное обучение, должна иметь:

1.Технології руководства и рецензирование, что подходят для данной учебной системы и учебной программы.

2.Основну цель периодических проверок учебных программ как дистанционного, так и традиционного типа.

3.Методику, с помощью которой учебные материалы проверяются на предмет их эффективности, доступности и гибкости.

4.Процедуру обработки данных об успехах студентов и усвоения программ дистанционного обучения, анализа этих данных.

Кроме того, учреждение должно решить, что информация необходима как потенциальным, так и нынешним студентам. Этот процесс включает в себя по меньшей мере:

1. Документ об права и обязанности учреждения и студентов

2.Чіткий описание сертификата, который выдается по окончании курса.

3.Характеристику дистанционной обучающей системы.

4.Розклад всех видов деятельности, включая сроки сдачи заданий и последствия за невыполнение этих сроков.

5.Інформацію:

- о признании диплома;

- правила и критерии приема;

- содержание и тематику учебной программы и ее отдельных модулей;

- ожидаемые результаты;

- требования и средства оценки и процедуры обработки результатов;

- средства общения со всеми сторонами, участвующими в этом процессе;

- стоимость обучения и учебных материалов, сроки оплаты, формы оплаты и ее подтверждения;

- сроки выполнения учебной программы;

- роль академических и административных сотрудников как в центре, так и на местах;

- возможные контакты с учреждением и сотрудниками;

- поддержку обучения, которую студент получает индивидуально и на базе местной образовательной группы;

- наличие сетей и коммуникаций, через которые студент может найти поддержку на расстоянии;

- механизмы оценки и предоставление рекомендаций студентам;

- доступ к образовательным ресурсам в местных организациях и учебных учреждениях, кроме ресурсов, предоставляемых учреждением-о-вайдером через библиотеки, консультативные службы и др.;

- процесс слежения за надежностью оценивания;

- процедуры, связанные с выявлением фактов списывания, обмана и плагиата;

- задача учреждения по обеспечению развития студента и его автономного обучения;

- формальный юридический статус и права студентов в учреждении;

- процедуру подачи протестов и жалоб, в частности описания подачи жалоб непосредственно в учреждение-провайдер;

- процессы обеспечения надежности оценок и комментариев.

Относительно системы оценивания знаний студентов учреждение-провай-дер должна учитывать следующие факторы:

1. Логическое объяснение порядка включения стратегий оценивания в учебную программу.

2. Уровень задач должен соответствовать особенностям студентов, их уровню знаний и успехам.

3. Возможность продемонстрировать доступны процессы для проверки самостоятельной работы студентов.

4. Средства координации и определения всех стандартов оценивания.

5. Уровень надежности любых систем оценивания в рамках дистанционного курса.

6. Правила, инструкции и документация с каждого этапа
экзаменов.

7. Требования к сообщение результатов оценивания.

8. Возможность использования устных экзаменов для решения спорных вопросов.

9. Присутствие посторонних наблюдателей во время экзамена.

Как пример структуры, что проводит дистанционное обучение в России, можно рассмотреть опыт Московского университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ). Институт дистанционного образования МЭСИ (ИДО МЭСИ) создано в мае 1996 г. как объединительный ключевой компонент системы дистанционного образования, состоящий, в свою очередь, из ряда подсистем и элементов.

Дидактическая подсистема содержит два блока: учебно-методический и средств информационных технологий и дидактического взаимодействия. К учебно-методического блока входят преподаватели, которые делятся на разработчиков учебного материала, методистов и тьюторов. Все они составляют "виртуальный" мобильный штат. Основная учебная нагрузка непосредственно выполняют тьюторы, которые работают в регионах. их подготовка и сертификация проводится в ИДО.

Средства обучения включают: учебно-практические пособия (НПП), учебные материалы в электронном, гипертекстовом и линейном виде, видео - и аудиоматериалы, компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах. При проведении учебного процесса НПП, выполненные в бумажном варианте, составляют базу при "кейсовому" варианте организации учебного процесса. Рациональная структура НПП из дисциплины (курса) включает в себя, в идеальном случае, 15 структурных единиц, взятых за основу конструктивной схемы НПП.

Блок информационных технологий дидактического взаимодействия и доставки учебных материалов охватывает традиционную почту, элек тронную почту, телефон, факс, аудиоконференции, видеоконференции, используемых в определенных пропорциях в учебном процессе.

Маркетинговая подсистема выполняет традиционные функции подсистемы маркетинга предприятия. Необходимость маркетинговой подсистемы в образовательном учреждении обусловлена тем, что открытые университеты подошли к "точки маркетинга" - ситуации, когда наращиваемый объем предложений образовательных услуг уравнял то, что доминировало ранее, увеличил спрос и начал преобладать его. Важным структурным элементом подсистемы является издательская деятельность.

Ключевой фигурой в системе дистанционного обучения является тьютор, который отвечает за проведение занятий со студентами. Анализируя опыт зарубежных университетов, можно заметить, что в большинстве случаев разработчик курса и тьютор - одно и то же лицо.

Много опытных преподавателей отдают предпочтение при проведении занятий со студентами дневной формы обучения использованию технологии дистанционного обучения.

Преподаватели и координаторы должны знать:

- назначение, особенности устройства и функционирования телекоммуникационной сети;

- условия хранения и передачи информации в сети;

- основные информационные ресурсы и особенности работы с ними;

- особенности организации и проведения телекоммуникационных проектов, тематических телеконференций;

- методические основы организации работы преподавателей и студентов в сети;

- основные правила поведения пользователей сети, основы телекоммуникационного этикета.

Преподаватели и координаторы должны уметь:

- работать с электронной почтой, телеконференциями, сетевыми информационными службами;

- отбирать и обрабатывать информацию, полученную из сети;

- проводить поиск информации в сети;

- готовить информацию к передаче по сети с использованием текстового, графического редактора и необходимой обслуги (архиваторов, кодировщиков);

- организовать, разработать и провести сетевой проект,
тематическую телеконференцию.

Участникам системы дистанционного образования важно также соблюдать правила сетевого этикета. Этикет - это правила хорошего тона в той или иной социальной группе. В Интернете уже сложились определенные правила общения. Поэтому преподаватели и студенты должны их соблюдать. Эти правила имеют разнообразные формы. Ниже приводим один из вариантов сетевого этикета.

Правило 1. Помните, что вы общаетесь с человеком. Не делайте другим то, чего не хотите получить от них сами. Поставьте себя на место человека, с которым разговариваете. Отстаивайте свое мнение, но не обижайте тех, кто вокруг вас.

Когда используете телекоммуникации, то имеете дело с экраном компьютера. Вы не можете жестикулировать, изменять тон, и ваша личность не имеет никакого значения. Слова, только слова - это все, что видит ваш собеседник.

Когда ведем разговор по электронной почте или в конференции, можно очень легко ошибиться в толковании слов собеседника и, к сожалению, забыть о том, что адресат - тоже человек со своими чувствами и привычками. Итак, не будем забывать об главный принцип сетевого этикета: повсюду в сети находятся реальные люди.

И еще одна причина, которая обязывает быть вежливым в сети. Когда вы устанавливаете связь в киберпространстве, помните, что ваши слова фиксируются. Возможно они сохранятся там, куда вы уже не сможете добраться. Однако есть шанс, что они еще вернутся и повредят вам, а у вас не будет никакой возможности повлиять на этот процесс.

Правило 2. Придерживайтесь тех же стандартов поведения, что и в реальной жизни. В повседневности большинство из нас сознательно подчиняется законам, иногда через ограничения, иногда через опасения быть разоблаченными. В виртуальном пространстве такие шансы сравнительно небольшие. Люди нередко забывают о том, что "за экраном" находится живой человек. Более того, считают, что в сети правила поведения не такие же, как в обычной жизни. Это заблуждение можно оправдать, но все равно это заблуждение. Стандарты поведения могут несколько различаться в разных точках виртуального пространства. Однако в целом они не более снисходительны, чем в реальной жизни.

Поэтому придерживайтесь этики общения. Не верьте тому, кто говорит: "Вся этика здесь заключается в том, что вы сами для себя установите". Если вы сталкиваетесь с проблемой этического характера в киберпространстве, представьте, что вы в реальной жизни. Тогда вы быстро найдете решение. Еще один аспект сетевого этикета: если вы используете условно-бесплатное программное обеспечение, заплатите за него. Ваши деньги будут способствовать созданию новых shareware-продуктов. Если кто нарушает закон в виртуальном пространстве, он, конечно, нарушает и сетевой этикет.

Правило 3. Помните, что вы находитесь в киберпространстве. То, что без колебаний принимается в одном месте, могут считать за грубость в другом. Например, если в конференциях обсуждаются телевизионные программы, разные слухи и сплетни - это вполне нормальное явление. Но если вы втрутитесь из этих вопросов в журналистскую дискуссию, популярности это вам не прибавит.

Оказавшись в новой области виртуального пространства, сначала осмотритесь. Не пожалейте времени на изучение окружения, "послушайте", как и о чем говорят люди. После этого присоединяйтесь к разговору.

Правило 4. Уважайте время и возможности других. Когда отправляете электронную почту или отправляете сообщения в конференции, вы фактически претендуете на чей-то время. И тогда вы отвечаете за то, чтобы адресат не потратил это время зря. Понятие "возможности" очень широкое. К возможностей надо отнести и такую характеристику, как пропускная способность канала, через который происходит связь. Для каждого участка этого канала есть ограничения по объему данных, которые могут быть переданы через него. Это касается современных оптических линий. Слово "возможности" уместно использовать, говоря также о физический объем носителей информации на отдельном компьютере. И если случайно вы отправили к той же самой конференции пять одинаковых сообщений, вы потратили время и подписчиков этой конференции, и возможности системы, потому что занимали линию передачи и место на диске.

Правило 5. Храните особистісність. Используйте преимущества анонимности. В сети (например, в конференциях) вы можете встретиться с теми, кого никогда не встретили бы в реальной жизни, и никто не осудит вас за цвет кожи, глаз, волос, за ваш вес, возраст или манеру одеваться. Однако вас будут оценивать с точки зрения того, как вы пишете. Для тех, кто находится в сети, это имеет большое значение. Таким образом, правила грамматики играют важную роль.

Несите ответственность за то, что говорите. Осмислюйте содержание вашего письма. Когда вы хотите сказать нечто вроде "мне кажется..." или "я слышал, что...", спросите себя: "а не проверить ли еще раз достоверность фактов?". Неточная информация способна вызвать целый шквал эмоций в сети. И если это повторяется второй и третий раз, может случиться, как в игре "испорченный телефон": ваши слова будут искажены до неузнаваемости. Кроме того, убедитесь, что Ваши послания понятны и логично выдержаны. Можно придумать параграф текста, что будет иметь безупречный вид с точки зрения грамматики, но будет вполне бессмысленным. Это часто случается, если вы хотите убедить кого в вашей правоте, используя множество сложных и длинных слов, вам не очень знакомых.

Не обижайте пользователей. Будьте терпеливы и вежливые. Не используйте ненормативную лексику, не идите на конфликт ради самого конфликта.

Правило 6. Помогайте другим там, где вы это можете сделать. Почему в виртуальном пространстве следует ставить вопрос эффективно? Потому, что ваши вопросы читают много людей, которые знают на них ответ. И даже если квалифицированно ответят только несколько человек, общий объем знаний в сети увеличится. Интернет сам по себе появился через стремление ученых к обмену опытом. Постепенно в этот увлекательный процесс втянулись другие.

Очень важно обмениваться ответами на ваши вопросы с другими пользователями. Если вы предполагаете, что получите много ответов на свой вопрос, или посылаете его к конференции, которую редко посещаете, отвечайте на реплики по электронной почте, а не в адрес конференции. Когда вы получили все реплики, сложите их и отправьте одним сообщением к конференции.

Если вы сами эксперт, то можете сделать больше. Много людей свободно отправляют цели библиографии списков ресурсов из законодательства к перечней популярных книг. Если вы лидируете в группе, где нет списка ответов на вопросы, часто задаваемые попробуйте сами написать. Если вы обнаружили или сами создали документ, который, по вашему мнению, может заинтересовать других, отправьте его к конференции. Обмен опытом - увлекательное занятие. Это уже древняя и славная традиция сети.

Правило 7. Не вмешивайтесь в конфликты и не допускайте их. Причиной конфликтов нередко становятся флейми. Флейми (flames) - это эмоциональные замечания, высказанные без учета мнения других участ ников разговора. Будучи сообщениям, они вызывают реакцию пользователей: "Ну, скажи, что ты на самом деле думаешь об этом?"

Запрещает ли сетевой этикет флейми? Не совсем. Флейми - тоже старая традиция сети. Они могут приносить удовольствие как авторам, так и читателям.

Но сетевой этикет против флеймів, что перерастают в "войны" - серии злостных посланий, которыми обмениваются, как правило, два или три участники дискуссии. Такие "войны" могут буквально захватить конференцию и разрушить дружескую атмосферу. Это несправедливо по отношению к другим участникам конференции. И очень быстро люди, которые не принимают участия в дискуссии, устают от конфликтов. Фактически происходит недопустима монополизация ресурсов.

Правило 8. Уважайте право на частную переписку.

Правило 9. Не злоупотребляйте своими возможностями. Кто в виртуальном пространстве чувствует себя профессионалом? Это системные администраторы, асы в каждой сетевой игре, эксперты в каждом офисе. Имея более широкие знания или полномочия, эти люди автоматически получают преимущество. Впрочем, это вовсе не означает, что они могут ею пользоваться. Например, системные администраторы не должны читать частные почтовые сообщения.

Правило 10. Научитесь прощать другим их ошибки. Когда кто допускает ошибки (это может быть ошибка в слове, неосторожный флейм, глупый вопрос или неоправданно длинный ответ), проявляйте к этому снисходительность. Если у вас хорошие манеры, это еще не значит, что вы имеете лицензию на преподавание этих манер всем остальным. Если же вы решили обратить внимание пользователя на его ошибку, сделайте это корректно и лучше не в конференции, а в частном письме. Дайте людям возможность повагатися. И не будьте напыщенным и надменным.



Назад