Электронная онлайн библиотека

 
 История украинской философии

Феномен духовно-академической философии


Духовно-академическая філософування в XIX - начале XX в. было сложным и разветвленным культурно-историческим явлением, которое развивалось в рамках православной традиции и своим генетическим корнями достигало далеко за пределы ранньослов'янської религиозно-философской культуры. Формальным содержанием его были прежде всего философские курсы, которые преподавали на протяжении XIX в. в духовных академиях тогдашней России. Кроме них, в духовно-академической філософування можно отнести философские статьи в богословских журналах, которые выдавали при этих академиях, а также диспуты и дискуссии, возникавшие в результате деятельности различных религиозно-философских обществ при академиях. В целом речь идет о творческие поиски и достижения профессоров, преподавателей духовных академий.

В начале XIX в. в Российской империи, в состав которой входила Украина, были сформированы четыре духовных академии - в Санкт-Петербурге (1809), Москве (1814), Киеве (1819), Казани (1842). Образовательные реформы, развернутые Александром И в 1802-1804 гг. и продолжены в будущем были самым влиятельным фактором социокультурного контекста реформирования Киево-Могилянской академии, ее трансформации в Киевскую духовную академию, которая была нацелена на выполнение новой общественно-культурной миссии.

Киевскую духовную академию планировали открыть в 1816 г. Однако этого не произошло в определенный срок. Задержка с открытием КДА возникла в связи с отсутствием соответствующих научных кадров. Ни профессура, ни студенты старой академии не соответствовали новым потребностям и общим требованиям нового устава. В связи с этим на протяжении двух лет вместо КДА функционировала духовная семинария, которая должна была готовить студентов и преподавателей для новой академии. Тогда руководство духовными училищами Киевского духовно-учебного округа временно осуществлялось Петербургской духовной академией. Из Петербурга прибыли на должность ректора и профессора богословия преосвященный М. Богданов-Платонов, а также два преподаватели, среди которых был и профессор философии И. Скворцов.

Открытие КДА как принципиально станово высшего духовного учебного заведения состоялось 28 сентября 1819 года. Большинство студентов академии была детьми священнослужителей, что предопределялось специальными указами Святого Синода и Киевской консистории, согласно которым священники обязывались отдавать своих детей на обучение под угрозой штрафа, лишения прихода и даже перевод в крестьянский состояние.

Со времени своего основания КДА, как и ее предшественница, становится центром Киевского духовного округа. Кроме Киевской епархии в него входили Винницкая, Волынская, Подольская, Полтавская, Днепропетровская, Харьковская, Херсонская, Таврическая, Донская, Воронежская, Курская, Орловская, Минска, Варшавская, Кишиневская, Грузинская и Імеретинська. Для детей духовенства этих епархий академия была единственным учебным заведением, где они могли получить бесплатное высшее образование. После окончания академии ее бывшие воспитанники получали назначения во все епархии.

Философские науки по уставу 1814 г. были в академиях базовыми относительно богословских наук. Читали их на протяжении первого и второго учебных лет 10 часов в неделю. Словосочетание «богословские науки» и «философские науки» взяты из академического лексикона тех времен. За уставами 1869 и 1884 гг. объем преподавания философских наук в духовных академиях не уменьшался, как в светских заведениях: никогда не закрывались философские кафедры и не запрещалось преподавание философии, как это произошло 1850 г. в университетах империи.

Философию в академиях, в частности КДА, считали ценным средством осуществления двух главных максим общей миссии высшего духовного заведения: 1) образовательной, направленной на формирование высокого уровня гуманитарной научной эрудиции; 2) воспитательной, что делало академии воспитательными заведениями, которые готовят в соответствии настроенных служителей церкви.

Достижение этого обеспечивалось философскими науками, которые преподавали на «низшем» отделении академии. В течение первого учебного года студентам читали историю древней философии, логику и психологию, второго - историю новой философии, метафизике и нравственное богословие. В 1831 г. философские науки читали латыни, после - на русском. Впоследствии профессорам философии давали возможность читать собственные авторские курсы, которые они разрабатывали с учетом иностранных веяний. С принятием новых уставов (1869, 1884 гг.), менялась структура академии, требования к управленческих должностей, но философия и философская профессура сохраняли свой высокий статус. Однако в 1843 г. по инициативе митрополита Филарета в КДА до философских наук зачислили педагогику, которую преподавали профессора философии в последний год академического курса.

За сто лет существования КДА в ней работало почти полтора десятка преподавателей философии. Именно здесь сложилась самодостаточная философское сообщество со своими оригинальными мировоззренческими убеждениями, традициями, отраженными в наследстве ее представителей. Эту философскую сообщество еще называют Киевской религиозно-философской школой (это название больше прижилась в Украине) или Киевской школой философского теизма (это название употребляют исследователи из России).

Философское сообщество КДА, как и в других академиях, имела свои теоретические средства, которые определил устав 1814 г.: «Наряду с Писанием в качестве учителя "истинной философии" в "Уставе" был рекомендован Платон со своими последователями, бывшими в древней и новое время». Склонность к платонизма и откровения была присуща не только КДА, она реализовалась в работах выпускников и преподавателей КДА: в переводе и исторических, филологических и философских В комментариях. Карпова к трудов Платона, в произведениях И. Скворцова, в частности в работе «О философии Плотина»; И. Михневич «Об успехах греческих философов...»; многотомном В проекте. Новицкого, идеей которого было единство платонизма и откровения; трудах П. Юркевича, П. Авсенєва, П. Ліницького.

Философское сообщество КДА имела научный влияние. В Частности, И. Скворцов был авторитетным в образованных кругах всей Российской империи, именно он совершил в преподавании философии переход от традиционного вольфіанства к кантианства и других философских систем. Он, как и О. Новицкий, П. Авсенєв, С. Гогоцький, работал профессором в Университете Св. Владимира и сделал, по мнению украинских историков В. Шульгина и М. Владимирского-Буданова, вклад в развитие философии. Автором первого в России многотомного издания по истории философии был О. Новицкий, автором первого в России философского словаря - С. Гогоцький. Лучшим переводчиком трудов Платона в XIX в. В. Карпов, а И. Михневич перенес философские традиции КДА к Ришельевского лицея, где повлиял на зарождение фундаментальных идей «философии общего дела» тогдашнего студента М. Федорова. Ощутимым был влияние П. Юркевича и В. Соловьева, которые работали в Московском университете.



Назад