Электронная онлайн библиотека

 
 История украинской философии

Иннокентий (И. Борисов) как основатель парадигмальных основ духовно-академической философии


Постижения такого феномена в истории философской мысли Украины как ее духовно-академическая философия XIX в. обязывает обратиться к истокам ее «золотого возраста», на протяжении которого была создана, по словам представителя философии русского духовного ренессанса Павла Флоренского (1882-1937), «славная киевская школа», учредителями которой были Иннокентий (Иван Борисов, 1800-1857) и И. Скворцов. Именно за ректорства Иннокентия было начато «исторический направление» духовно-академической традиции в Киевской духовной академии, что считается ее наиболее существенной особенностью и который в корне отличался от «догматического направления» московской духовной академии, основанного московским митрополитом Филаретом (Василием Дроздовым, 1783-1867) - составителем манифеста об освобождении крестьян от крепостного права в 1861 г.

Киевская духовная академия была реорганизована в 1819 г. и оставалась единственной наследницей древних образовательных традиций Киево-Могилянской академии XVII-XVIII ст. Они отличались от образовательных традиций других духовно-учебных заведений, в частности Московской слов'-греко-латинской академии. Образовательная традиция Киево-Могилянской академии способствовала тесной связи с западным миром. Она трансформировала культуру украинскую и европейскую, в частности польскую, что было закономерно, поскольку Левобережная Украина до середины XVII в. входила в состав Речи Посполитой. Поэтому Киево-Могилянская академия была организована наподобие польских католических коллегий, а «по внешним своим укладом была представительницей так называемой латинской образования, устроена была вроде западноевропейских католических, в частности, иезуитских коллегий», - утверждает историк КДА конца XIX - начала XX вв. Ф. Титов. - «...По своим же внутренним характером Киево-Могилянская академия была создана для защиты православной веры от натиска польско-латинской культуры, и всегда оставалась самой сильной опорой православия... в борьбе с католичеством и полонізмом».

Будучи первым высшим учебным заведением на территории Украины, Киево-Могилянская академия имела доминирующий образовательное влияние на Московию. В частности, Московская слов'-греко-латинская академия была в начале XVIII ст. полностью реформирована по киевскому образцу. Если идеология Киево-Могилянской академии была преимущественно прозападной и тяготела к латинской схоластики, с которой вынуждена была считаться ее православная направленность, то Московская академия во все времена ее сложной эволюции, несмотря на западные влияния, больше ориентировалась на візантизм и святоотчу традицию. «Московское "невежество" XVII ст., - писал Г. Флоровский, - не надо преувеличивать. Не хватало не столько знаний, сколько перспективы, культурного и духовного... Во второй половине века ставится и решается вопрос о школе. И начинается жаркий спор: эта школа должна быть слов'-греческом или латинском. Этот вопрос сразу же усложнилось и обострилось соперничество заезжих греков и киевских выходцев. В целом, конечно, киевляне были выше этих греческих путешественников, часто-густо только искателей приключений и пользы. Но завести они могли и хотели латинскую школу, - и не только по языку, но и по духу».

Киево-Могилянская академия начинает играть решающую роль в распространении образования и развития культуры в Московии. Переезд в Московии украинских просветителей активизировался после принятия Переяславского соглашения 1654 г., а еще больше - в петровскую эпоху. Из Киева в Москву перебираются воспитанники, а также деятели академии - Єпіфаній Славинецкий, Арсений Сатановский, Симеон Полоцкий, Иоанникий Галятовский, Лазарь Баранович, Дмитрий Ростовский, Стефан Яворский, Гавриил Бужинский, Феофан Прокопович. Украинские ученые и церковные деятели XVIII в. принимали активное участие в распространении образования как писатели, ораторы, преподаватели учебных заведений, переводчики и т.д. Первые труды по славянской грамматики языка, словари, исторические произведения и другие образцы литературы пришли в Москву с Украины. Много московских литераторов, проводников Петровых реформ происходило из Украины или воспитывалось под влиянием «латинской киевской школы» (Г. Флоровский).

Украинские влияния и догматичность русского православия в значительной мере проявились с открытием Киевской духовной академии и ее деятельности ректора Иннокентия, обусловив такие два противоположных направления в подходе к богословию и философии:

1) «сердечное богословие». Прежде всего это был направление сознательно осуществляемой в духовных школах политики, выраженной в воспитательных задачах, которые поставил перед духовными школами устав 1814 г. Важно, что окончательная редакция устава была осуществлена именно Филаретом - доктором православного богословия и ректором Санкт-Петербургской духовной академии. Эти меры сводились к формированию внутренней человека, который бы всю свою жизнь возлагалась на непоколебимое убеждение в спасительных истинах веры («Внутреннее формирование юношей до действенного христианства пусть будет единственной целью всех училищ»).

Филарет как авторитетный представитель «сердечного богословие» всегда подчеркивал необходимость богословствования как исключительно единственного и незаменимого фундамента целостного духовного жизни. Самый любимый его афоризм - «богословие рассуждает» - означал пробуждение разума, а не развитие памяти.

Полной противоположностью до них филаретовых богословских проповедей были речи Иннокентия: «Он умел восторженно поставить проблему, разоблачить эту проблему в неожиданной форме, захватить внимание своего читателя или слушателя и блестяще пересказать ему чужие выводы» (Г. Бердяев). В отличие от Филарета, который не любил «холодной философии», Иннокентий был, по словам М. Бердяева, «единственным иерархом церкви, которого следует вспомнить, когда говорить о русскую религиозную философию... Архиепископа Иннокентия можно назвать скорее философом, чем богословом. Он... прошел через немецкую философию и мыслил очень свободно». Знатоком философии немецкого идеализма его считали российские мыслители Михаил Бакунин (1814-1876) и Николай Станкевич (1813-1840), на что указывал Д. Чижевский. К «немецкого направления» в русской богословской науке причислял Иннокентия и Г. Флоровский, которого одно время подозревали и обвиняли в «неологізмі», даже было предназначено негласное следствие по способу его мыслей. Флоровский считал, что для этого были поводы. Инициатором этих обвинений был Филарет;

2) «неологизм». Так называли богословскую школу морально-рационалистического толкования христианства. Ее появление было связано с деятельностью Игнатия-Аврелия Фесслера (1756-1839), приглашенного М. Сперанським из Берлина в СПбДА читать древнееврейский язык и библейской экзегетики.

В теоретических построениях Иннокентия отыскать признаки «неологизма» не удалось, хотя он даже написал философский трактат «О неологизм или рационализм», опубликованный в «Истории философии» архимандрита Гавриила. Хоть Иннокентий не был профессиональным философом, он существенно способствовал развитию духовно-академической философии. Во время его ректорства кафедру философии И занимал. Скворцов, однако главную заслугу в расцвете философии связывают с Иннокентием. Он был прежде всего богословом и проповедником. Точно понимал роль философии для богословского образования, поэтому заботился об использовании в учебном процессе новейших достижений западной, прежде всего немецкой, философии. По его инициативе с 1831 г. было внедрено в КДА преподавание философии на русском языке, что способствовало созданию собственной философской терминологии. С позицией Иннокентия связана отказ от использования в преподавании философии пособия Винклера, обозначенного схоластическим анахронизмом, что требовала комиссия духовных училищ. С тех пор профессора должны были разрабатывать собственные курсы философии.

Особенно значимые заслуги Иннокентия в развитии богословской науки. В своих лекциях сначала в СПбДА, а впоследствии и в КДА он полностью реформировал постановку и метод богословского курса: вместо схоластической системы он ввел историю догматов, создал новые отрасли богословской науки: релігієзистику (основное богословие); сравнительное богословие (оценка различных вероисповеданий с точки зрения православия), еклезіастику (учение о составе и юрисдикцию церкви), символику (исторический обзор символических выкладок христианского учения). Его новаторство в области богословия больше всего оказалось во внедрении нового метода изложения богословия - исторического (историко-сравнительного).

Исторический метод возник в связи с возникновением в богословии вопроса, связанного с рассмотрением христианской догматики. Например, была ли она во все времена одинаково исчерпывающей по своей определенностью. Ведь если рассматривать догмат как Божественную мысль, то он предстает как единый и неизменный, ведь если рассматривать его как мнение Божественную, которая усваивается человеческим умом, то его наружная массивность со временем увеличивается. Это означает, что каждый догмат имеет свою сферу, которая со временем увеличивается, все теснее сталкивается с другими частями христианской догматики и, наконец, вся область человеческого разума просветляется. Историзм при этом раскрывается через развитие, а это означает, что только с помощью исторического или генетического метода можно построить систему церковного богословия, на чем настаивал Иннокентий.

На этом основании можно сделать вывод, что принцип развития, который разворачивается благодаря применению исторического метода в богословской науке, противопоставляется принципа сохранения и соблюдению древней веры, первозданных начал Святого Предания. То есть если «сердечное богословие» как направление воспитания в духовной школе XIX века мог быть осуществлен только благодаря «догматичному метода» как метода сохранения в неизменном виде начал Святого Передачи (который выражала смыслова «линия» творчества Филарета), то «немецкий направление», частичным проявлением которого был «неологизм», мог быть обнаружен с помощью исторического метода как метода раскрытия внутренней идеи Святого Передачи через его изучения в развитии (его выражала смыслова «линия» творчества Иннокентия).

Итак, мировоззренческая позиция, предпочтения Иннокентия способствовали зарождению и формированию Киевского религиозно-философской школы с присущими только ей особенностями.



Назад