Электронная онлайн библиотека

 
 История украинской философии

И. Скворцов - первый профессор философии Киевской духовной академии


Одним из основателей Киевского религиозно-философской школы рядом с Иннокентием (И. Борисовым) историки по праву считают Ивана Скворцова (1795-1863) - философа, добросовестного и дисциплинированного исполнителя всех нововведений Иннокентия. Его научная и преподавательская деятельность объединяла богословские, философские, математические, естественные, языковедческие знания.

Философские предпочтения И. Скворцова сформировались во время учебы в Санкт-Петербургской духовной академии - он высоко ценил Лейбница, Канта, Шеллінга и довольно сдержанно - Фихте и Гегеля, хотя не был последовательным сторонником ни одной из философских систем.

Особый интерес вызывают его труды, посвященные философии Платона, Плотина, Лейбница, Канта. Самые известные среди них: «О философии Плотина» (1835), «О философии Ешенмайєра» (1835), «Критический обзор учения древних о истинное благо человека» (1848), «Критический обзор Кантової религии в пределах одного разума» (1838), «Христианское использования философии или философия Св. Григория Нисського» (1863). Захват картезіанською и лейбніце-вольфіанською философией впоследствии изменилось интересом к кантианства, хотя и до него Скворцов относился весьма критически: «В великой славе Откровения, - писал он, - угледжується еще и то, что все лучшее в кантовій религии заимствовано из Евангелия, а все худшее принадлежит собственно кантовій философии».

Заслугой Канта, на его взгляд, является обоснование идеи, согласно которой человеческий разум не безграничен в своих возможностях, ему не дано познать метафизический мир; мысли о начала нравственности, которые основаны на принципе удовольствие и является безнравственным; утверждение, что человек по своей природе является несовершенной.

Как и большинство религиозных философов XIX ст., И. Скворцов соотносил идеи философии с истинами откровения, хотя и не всегда предполагал ее абсолютную подчиненность откровению. Он считал, что не существует собственно религии в пределах одного ума, но не является достойной имени религии и будь-яка т. н. философская религия. Был глубоко убежден в необходимости философского образования.

Свое філософування Скворцов обосновал на основе анализа понятия «истина», которую рассматривал как данность, что воспринимается, и как данность, что познается. В широком смысле слова непосредственное ощущение истины он трактовал как веру в пределах первой формы познания, веру как основу умственного развития. Второй формой и ступенью познания считал стремление постичь непосредственное содержание веры и подведение веры к ступени знания. Именно с этого стремления возникают наука и философия. По мнению И. Скворцова, «мыслящий дух человеческий не является безусловной существом, так как само мышление не есть нечто абсолютным и творческим... Истина не является произведением только одной чистой мысли нашей. Наоборот, сначала она есть нечто данное для нас, и нами только познается, воспринимается в сознании. Отсюда, первоначальное естественное отношение нашего духа истины является отношением восприятия, чувств. Как благое и совершенное, так и истинное, мы познаем сначала непосредственно, врожденным для нас чувством истины. И это непосредственное ощущение истины - есть вера. Таким образом, вера составляет первичную, естественную форму нашего познания и служит основой всего дальнейшего умственного развития».

Следовательно, главная задача философии И. Скворцов видел в необходимости анализировать разумную природу человеческого духа и в открытии и осмыслении в этой природе первоначальных и основных элементов истины, которые еще предстоит в будущем «очистить от посторонних примесей» и изложить в ясных и точных понятиях. Совокупность этих истин он называл philosophia prima. Однако истина в своем первоначальном виде не может удовлетворить філософуючий разум человека, и она начинает стремиться к полного и всеобъемлющего познания целостности всех вещей, к полной и совершенной истины. И это, по И. Скворцовым, philosophia secunda.

Согласно философского теизма (учение, которое считает, что Бог стоит над миром и человеком, а мир является осуществлением Божественного промысла) стремление філософуючого духа направлялось, как считал философ, к своей конечной цели - покоя и мира, что наиболее полно реализовались не в области философии, а на пути осуществления Духа Божьего, который является источником любой истинной мудрости и разума. Истинная философия, согласно святоотецького наследства, является проводницей до Христа. Эту мысль И. Скворцов выразил так: «Правильно возложена и правильно развитая философия, исходя из веры в главные истины разума человеческого, должна прийти к вере в самые устои и источник истины - в воплощенное Слово Божие. Истинная философия, - как говорили и Отцы Церкви, является проводницей до Христа, а Христос есть Путь, и Истина, и Жизнь наша». Это свидетельствует о том, что философское учение И. Скворцова было специфической посредницей между философии природным умом и христианством.

Детальное выяснение толкование. Скворцовым понятие «истина» наводит на мысль, что для него «истина сама по себе одна, и является неизменной, а философские теории, которые сменяют друг друга в течение истории, разнятся до противоположности. История философии, - считал мыслитель, - не является последовательным откровением истины; это откровение всегда согласовано именно с собой, и всегда такое, которое открывает одну и ту же истину, которая осуществляется не в истории философии, а в истории царства Божьего, и не мыслящим духом человеческим, а Духом Божьим... Дух философствующий, который раскрывается в истории философии, не является духом истины..., а есть духом, который стремится к истине, философия же не является наставницей мудрости, а только аматоркою ее. Так как сущность философии всегда заключается только в одном стремлении к истине, большем или меньшем приближении к ней, то понятно, что мы намеренно будем искать и требовать от нее полного успокоения для своего ума и сердца... Она не сможет нам дать того, чего по сути своей не имеет в себе».

И. Скворцов, хоть и опровергал неоспоримое значение философии относительно полного и всеобъемлющего познания мира, критически относился ко всем историко-философских систем (особенно до Гегеля), никогда не доказывал своего критицизма до полного скепсиса относительно возможности познания истины философскими средствами. Стремление мыслящего человеческого разума к познанию истины он всегда считал естественным и закономерным процессом. В исторически существующих философских системах всегда, по его мнению, присутствует хотя бы доля истины, и они (истины) не является шеренгой одних только ложных соображений. В любой философской системе есть положительные и отрицательные моменты.

В собственных философских предпочтениях Скворцова заметное влияние философии Канта, особенно в теории познания и его моральной философии, наиболее критично он относился к философии Гегеля, потому что считал, что поэтому наиболее присуще пантеїстичне світоспоглядання, несовместимо с догматами христианства, где Бог является трансцендентным по отношению к миру, а не присутствующим в мире (разновидностью пантеизма И. Скворцов считал и гегелевское панлогізм). Этим можно объяснить и тот факт, что, как вспоминали современники (в частности, одесский протоиерей М. Соколов), Гегеля в своих лекциях протоиерей Скворцов старался не вспоминать. Размышляя над многими философскими вопросами, альфой и омегой его размышления были религия и вера. По его убеждению, «вера никогда не вытесняется, а всегда является необходимым началом человеческой жизни».



Назад