Электронная онлайн библиотека

 
 История украинской философии

Философский теизм П. Ліницького


Духовно-академическая философия второй половины XIX - начала XX в. подняла проблему сущности философии как науки, ее предмета, метода, задач и специфики. Эти вопросы занимают видное место в творчестве Петра Ліницького (1839-1906).

На протяжении всей деятельности П. Ліницький обращался к выяснению сущности философии, самое обстоятельное об этом говорится в трудах «Общий взгляд на философию» (1867), «Образовательное значение философии» (1872), «Об формы и законы мышления» (1895), «О необходимости метафизики» (1897), «Главные вопросы философии. Опыт систематического изложения философии» (1901), «Значение философии для богословия (Пособие к апологетического богословия)» (1904).

Ни одно определение философии, подчеркивал П. Ліницький, не дает полного представления о ней, потому что она не имеет своей четко определенной области исследования, а потому и своего предмета, чего нельзя сказать про другие науки, которые имеют свой четко фиксированный предмет. Даже термин «философия» указывает не на предмет исследования, а на особые отношения между тем, кто познает, и тем, что познается. По его мнению, философия исходит из данных субъектов, тогда как другие науки выходят из данных объектов. Поэтому на вопрос «Что значит філософувати?» он отвечает, что філософувати - значит рассуждать, но при этом не любое рассуждение філософуванням. Чаще всего человек размышляет над практическими потребностями, поисками путей и средств их удовлетворения. Целью такого рассуждения всегда есть только пользу и собственная выгода. Можно рассуждать и о своем отношении к другим, но оно не является філософуванням. Хотя некоторые из таких соображений противоречат истине, человек держится за них ради практических интересов.

Содержание философии не может быть адекватно восприниматься, если применять к нему утилитарно-догматические понимание. Размышления становится философским лишь тогда, когда доходит до философских идей, при условии, что целью суждений является познание истины. По мнению П. Ліницького, любовь не удовлетворяется знанием общепринятых понятий, представлений и условий жизни, ибо во всем этом всегда есть много случайного и несоответствующего истине. Осознать истину - значит иметь понятие о том, что должно быть и что никогда не теряет своей силы и значения по отношению к человеческой жизни: «По сути своей, философия есть рассуждение, которое имеет целью познания истины и именно, достижения, насколько оно возможно, всеобщих первичных основ, или начал жизнь».

Началом любого познания является простое наблюдение и благоустройства полученных из опыта знаний. В этом процессе происходит простое ознакомление с предметом, то есть познание того, каким он является на самом деле. На этой стадии научное познание руководствуется только представлениями о выгоду или пользу. Сами по себе они не могут удовлетворить заинтересованность человека, потому что опыт показывает только то, каким предмет есть в действительности. Более того, опыт и наблюдения были бы невозможны, если бы человек только наблюдала за явлениями, а не думала о них. Любой опыт является предметом мысли, заинтересованности, вопрос.

Итак, резюмирует П. Ліницький, пока знаем только действительность или явление предмета, знание наше еще не является полным. Только тогда, когда мы знаем уже полностью предмет, можем сказать, что для него является возможным, а что необходимым. Об этом мы узнаем не из непосредственного наблюдения, а с помощью рассуждения, мышления, во время которого постигаем природу, истинное естество предмета, то есть его сущность. «Итак философия есть такое рассуждение, или размышления, единственной целью которого является достижение первичных основ бытия и жизни».

В других трудах Ліницький дал точное и исчерпывающее определение философии, сформулированное с классической ясностью: «Это наука, которая стремится к познанию сущности, законов и связи всего действительно существующего». Это определение философии помогает понять, что, хотя философия и не имеет своего четко фиксированного предмета, предметом ее исследования является вся действительность и бытие вещей, и лишь в определенном аспекте она исследует бытия вещей, рассматривает их в зависимости от того, что в них есть первичное и необходимое. В соответствии с этим предметом философии является все, что может быть познанным, первичное и основное в бытии вещей, а основным средством ее познания является рассуждения, или думать о нем.

В своих ранних философских трудах Ліницький ограничивал предмет философии гносеологією, а задача философии усматривал в выведении и разграничении того, что присуще субъекту познания, от того, что принадлежит объекту. В зрелый период творческой деятельности он расширил свое понимание задач философии: «Философии принадлежит решения двух задач: создание научной философии и согласования, вернее сказать, объединение науки с религиозной верой. Оба эти задачи сводятся по существу к одному: к установлению и образования наиболее удовлетворительного философского синтеза..., то есть к созданию такой философской системы, которая удовлетворяла бы все научные требования, поэтому при своей бесспорной научной достоинства, вместе с тем не наносила бы ущерба существенным потребностям человеческого духа, которые проявляются в религиозной вере, а наоборот, была бы важной поддержкой и научным оправданием этих потребностей».

Для достижения этой цели Ліницький предлагал два пути: 1) объединение знаний о все предметы действительности, которые исследуются положительными науками, что даст возможность получить предметную целостность научного знания, которое образует сферу исследования философии; 2) исследование познавательной деятельности человека, то есть исследования не будь которого частичного знания, а познания в целом; в этом случае есть возможность получить не предметную (объективную) целостность, а субъективное, то есть целостность сознания. По его убеждению, первый путь не достижим и вообще не возможен, ибо никакой разум не способен постичь все знания, осознаны человечеством. Если теоретически предположить такую возможность, то все равно ничего нельзя добиться, кроме «полной и совершенной энциклопедии знаний, но целостности, то есть, именно того, что должно характеризовать философию со стороны ее предмета, мы не достигнем».

Объединение знаний является не столько прямой задачей философии, сколько следствием наличия элементов философского мировоззрения в науках, что с помощью обобщений опыта прокладывают себе дорогу и идут навстречу философском мировоззрению. Однако сами по себе они не могут служить основой этих взглядов. Только философия устанавливает общие начала бытия и познания, а установление этих начал является ее прямым заданием. Начала философии имеют всеобщий и универсальный характер, потому что их основой являются те понятия и идеи, которые присущи мышлению.

Из задач философии Ліницький выводил и метод философского исследования: «Этот метод определяется уже задачей философии. Задача философии заключается в установлении единства світоспоглядання; поэтому понятно, что философское исследование имеет характер только синтетический. Не доводка и не процесс обобщения, а синтез - это истинный прием ли способ философского познания». Предыдущее исследование, по его мнению, целью которого является вывод философского синтеза, может быть аналитическим. Если синтез является целью философского исследования, то анализ - его средством.

Таким образом Ліницький пришел к выводу, что философское исследование пользуется аналітико-синтетическим методом. Синтез и анализ являются необходимыми элементами любого исследования, но если в других видах исследования синтез имеет ограничения значение, то философский синтез является универсальным: «Синтез, который является результатом исследований в других науках, всегда имеет ли только теоретический, или только практический характер. А синтез философский благодаря своей всеобщности сочетает в себе значение и теоретического, и практического принципа, иначе он не был бы полным и совершенным, и философия при этом стремится к установлению именно такого синтеза».

Синтезирующая деятельность мышления в других сферах исследования имеет только ограниченное значение, поскольку она подчинена или чувственном восприятии (в досвідному познании), или умственном созерцанию (в математическом познании). В философском исследовании мышления имеет всегда абстрагуючий характер, подчинен своим собственным логическим законам. В опытных (положительных) науках анализ и синтез являются средствами обобщения и объяснения частичных фактов на основе общих положений. В математике и опытных науках они отличаются по содержанию: в математике таким содержанием является умственно-созерцательные представление, в опытных науках - чувственно-созерцательные представление; для философского анализа и синтеза содержанием является абстрактные понятия. Именно различия в содержании является критерием различного характера анализа и синтеза в других видах исследования действительности. В философии анализ и синтез как действия мышления возникают в собственном смысле.

В своих рассуждениях Ліницький отличал опытное, математическое, философское познание. Каждый из этих видов использует определенный способ (метод) исследования: опытное познание - обобщение (индукция); математическое познание - доказывания (дедукцию); философское познание - синтез. Это разделение может быть оправдан и с психологической точки зрения, потому что чувственное восприятие и память укореняют психологическую основу опытного познания, а воображение, фантазия - психологическую основу математического познания. Ни чувственное восприятие, ни воображение сами по себе не способствуют возникновению соответствующих им видов познания, только в сочетании с деятельностью мышления они порождают эти виды познания. Опираясь на чувственное восприятие и память, деятельность мышления получает, по мнению Ліницького, характер опытного исследования, а когда опорой мышление есть воображение, тогда деятельность мышления становится умозрительностью - познанием конструктивным и комбинирующим. Поскольку мышление является необходимым элементом всех видов познания, то становится понятным, что философское познание должно иметь универсальное значение. В досвідному познании мышления сочетается с чувственным восприятием, в математическом познании - с умственным созерцанием, а в философском познании - имеет характер отвлекающем (абстрактный), а потому ограничивается собой. Это ограничение является ничем иным как самоограничением, через это философское познание имеет характер самопознания.

Ліницький последовательно развивал мысль о универсальное значение философских положений и истин, что вытекает из синтетичності философского мышления. Назначение философии, по его мнению, заключается в синтетическом объединении результатов опытного и математического познания. В досвідному и математическом познании синтез ограничивается объективным созерцанием (чувственным, в математическом - умственным), потому что основой опыта является созерцание материи, а основой умственного созерцания - представления о пространстве и времени. И только с помощью абстрактного мышления устраняются эти объективные пределы. Абстрактное мышление должно иметь определенную глубинную основу, которой, по мнению Ліницького, есть субъективные начала, то есть формы познания. Эти начала тоже служат чертой познавательной деятельности человеческого мышления, однако эта граница уже не такая замкнутая, какой она является в чувственном и умственном созерцании, поскольку субъективные начала познания имеют общее значение относительно содержания любого познания, благодаря им возможно истинное объединение познавательной деятельности человеческого мышления. В то же время Ліницький предостерегал от той мысли, что «с помощью философского синтеза возможно априорно, независимо от опытного познания, вывести весь объективный смысл познания действительности. В познании действительности, кроме таких действий мышления, как анализ и синтез, участвует еще и чувственное восприятие и умственное созерцания... Философский синтез является не более как элемент, но наиболее существенный и значимый в общем світоспогляданні, которое образуется не без участия чувственного восприятия и умственного созерцания».

Тема философского метода касательная к проблеме отношения философии к опытных наук, поэтому этой проблеме относится в творческом багаже Ліницького важное место. По его убеждению, философия тем и отличается от всех других наук, что она исследует познания и рассматривает этот вопрос безотносительно к кому-какого предмета и частичных целей познания, поскольку философия ставит этот вопрос в общем и универсальном значении; она стремится из разнообразных знаний создать одно целостное знание и обобщить его. Следовательно, философия пытается объединить достижения позитивных наук. Философское исследование познания не может не быть важным и плодотворным для любой науки, потому что это исследование имеет тенденцию к образованию научных методов познания, а поэтому философия относится к любой науки как ее существенный элемент. Насколько философия стремится к созданию общего мировоззрения, настолько она зависит от конкретных научных знаний.

Для достижения своей цели философия использует знания и материал других наук, но и позитивные науки тоже не пренебрегают знаниями из других отраслей и не теряет при этом своей самостоятельности. Философия только в том случае могла бы потерять свое самостоятельное значение, если бы механически сочетала в себе выводы специальных или позитивных наук. Однако она стремится к познанию сущности бытия, пытаясь понять внутренняя взаимосвязь, который обусловливает единство всего существующего. Для этой цели недостаточно лишь механического сочетание положительных заключений наук, потому что при этом «чувствовалась бы отсутствие руководящей идеи, обоюдного связи и последовательности между отдельными частями созданной системы, то есть чувствовалась бы отсутствие именно того, к чему всегда стремилась философия...». Каждая наука стремится к той цели, что и философия, но в пределах, определенных ее предметом. Различие между философией и положительными науками заключается в том, что каждая наука признает связь вещей и явлений на уровне плывущих, случайных условий, а философия стремится постичь сущность вещей независимо от условий их существования. Если значение любой позитивной науки определяется предметом ее исследования, то значение философии определяется ее собственной сущностью.

Философия, утверждал Ліницький, является систематической деятельностью мышления, что стремится к познанию истины. Предмет позитивной науки определенный действительностью, а философия должна еще найти и определить свой доподлинно существенный предмет и содержание. Успехи позитивных наук всегда достигались не столько разработкой частичных вопросов, сколько развитием общих идей и соображений. Поэтому напрасны попытки некоторых ученых сделать философию наукой, потому что она никогда не теряла своей научности. Не философия требует научности, а положительные науки должны проникнуться философским содержанием, потому что наука, которая занимается специальными и мелкими исканиями, неизбежно сходит до уровня ремесла, распадаясь на отдельные части, которые не имеют между собой живого и органической связи.

По оценке П. Ліницького, значение философии в отношении практической жизни общества выражается в толковании ее представителями моральных норм, благодаря которым философия задает им определенное направление развития. В частности, в период развития философии после Аристотеля ее представители были призваны способствовать достижению счастливого и добродетельной жизни в обществе. То есть в истории философии были такие периоды, когда ее предмет сводился лишь к проблеме человека и его моральной сущности.

В То Же Время П. Ліницький подчеркивал, что не только философия влияет на практическую жизнь, но и моральное состояние общества влияет на развитие философских идей: «На философию влияет общее положение жизнь целого народа или общества: наоборот, влияние философии непосредственно воспроизводится в деятельности отдельных лиц и только через них в некоторой степени переходит в общество». Философия развивается во взаимосвязи с наукой, искусством, религией, морально-практическим состоянию общества: «Философия попадает под влияние этих различных форм человеческой жизни, но, в свою очередь, влияет и на них, и это влияние только тогда соответствует истинному предназначению и ценности философии, когда заключается в освобождении человеческого духа от корыстных побуждений, от предрассудков и заблуждений. Насколько философия служит этой цели, настолько она является выражением человеческого духа, и в этом заключается ее истинное предназначение».

Философия Ліницького является этической за своим пафосом, настроением, а не по количеству этических работ или по удельному весу этических проблем. Его философские мысли характеризуются особой этической насыщенностью. Все, что привлекалось к ним сферы философского осмысления, поддавалось етизації. В целом творческое наследие П. Ліницького сориентирована на философские поиски и осмысления проблем человека, выяснения ее морально-духовных начал. Интерес моралью, этический пафос закономерные для того антропологического поворота в философии, современниками которого были Юркевич и Ліницький. Принципиальное значение для них имели вопрос морали и не только потому, что эта сфера рассматривалась ими как область, в которой оказывается практическая значимость загальнофілософських идей, но и потому, что эти вопросы непосредственно касались актуальной проблемы поиска путей выхода общества из мировоззренческого кризиса.

В построении философской системы Ліницького одним из решающих был принцип обоснования духовной природы нравственности, поскольку он не принимал никакой эмпирической теории морали. В вопросах этики он был наследником традиций, присущих академической философии второй половины XIX - начала XX в. в Украине. Природу нравственности он рассматривал в контексте критического анализа истории гедонизма (учение, которое признавало наслаждение высшим благом), евдемонізму, утилитаризма; предел моральной деятельности - в контексте историко-философского анализа абсолютизма и релятивизма; проблему морального долга - сквозь призму критического анализа этики И. Канта. Сочетание духовности с умом приводило к тому, что моральный долг становился моральной необходимостью, то есть отстаиванием идеи о определяющую роль разума в моральном самоопределении личности.

Сравнивая историю философии с историей позитивных наук, П. Ліницький приходил к выводу, что для философии невозможен прогресс, характерный для позитивных наук, ей предназначено быть повторением и постоянной видоизменением того, что уже было давно передумано и пережито лучше и благороднее умами человечества». Вся история философии является доказательством того, что не только одна система, а и многие системы не способны полностью решить любой из важнейших вопросов философии, потому что каждый следующий период в истории ее развития выясняет новые аспекты извечных вопросов, озаряя их новым светом и благодаря этому продолжает движение к более углубленного и детального их изучения.

По оценке Ліницького, «философия как стремление к постижению истины во всем, что может быть предметом человеческого познания, является необходимым выявлением умственной деятельности и поэтому не ограничивается неким определенным временем; наоборот, каждая более значительная философская система настолько служит выражением философии своего времени, насколько она удовлетворяет потребности общества. Но с другой стороны, принципиально отличаясь от конкретных философских систем, собственно философия в них и через них проявляется. Поэтому постепенное развитие философии осознается, во-первых, в исторической последовательности обоюдных внутренних связей между системами, а во-вторых, в отношении их с обще-исторического развития человечества».

Следовательно, одной из наиболее существенных характеристик мировоззренческого философского знания, в частности, является его принципиально исторический характер, поскольку идеи, сформулированные в процессе исторического развития философии, сохраняют свою актуальность и для настоящего, и для будущего. В определенном смысле философские идеи являются вечными: каждое новое поколение возвращается к ним, предоставляя им все новых решений и толкований. Поэтому, изучая историю философии, необходимо изучать ближайшие связи, связанные с общим характером и направленностью жизни, а также уровень знаний определенного народа в определенное историческое время. То есть философия предстает как степень исторической зрелости мировоззрения, является выражением «умственного сознания человечества в разные исторические времена и у разных народов».

На переломных этапах развития общества особенно важное значение имеет осмысления духовности народа, направленное на овладение полученным опытом и определение на этой основе дальнейшего социального прогресса. Благодаря теоретическом усвоению прошлого происходят прогресс научного познания современности, проникновения в будущее.

Общественное мнение, по словам П. Ліницького, считала философию нецелесообразной и бесполезной в общественной жизни. Однако философия всегда была нужной для развития наук и общественной жизни в целом. Она была и будет, когда общественное мнение выдвигает против нее обвинения, тогда ее влияние на общество наибольший. Сколько бы не высмеивали философии и философов, никто серьезно не способен оспорить ее. Представители философии всегда были лучшими и благородными людьми своего времени, «и только те народы и в древности, и в новое время достигли наибольшего успеха на поприще науки и в целом образованности, которые имели свою национальную философию или представляли себя достойными представителями на поприще философии. Поэтому серьезно отрицать философию невозможно. Отрицание философии может быть только результатом или необразованности, или непонимание».

По наблюдению П. Ліницького, только определенная зрелость исторического жизни общества предусматривает возникновение философии: «Потребность в філософуванні возникает только тогда, когда все виды искусства достигнут расцвета. Но кроме этого, в ближайшее фактором возникновения философии является прежде всего сомнение, как начальный проявление философской сознания... В общем чисто теоретический интерес познания движет вперед прогресс философии, но чтобы этот интерес мог развиваться и даже существовать, для этого необходима определенная отчужденность от страстей и волнений практической жизни». Расцвет философии сопровождается ослаблением и даже упадком непосредственной внешней деятельности, повышением значения деятельности сугубо теоретической, развитие которой избирается благородными людьми общества целью всей их жизни; мысль, идея признаются сущностью всего.

Философия является особой формой самосознания человеческого духа, венцом развития национальной культуры. Иногда высказывают требования о народности в науке. Однако наука является общечеловеческим достоянием; философия, напротив, всегда имеет национальные особенности, потому что она является выражением самосознания народного духа. Поэтому и в науке национальный характер доступный настолько, насколько она является предметом философской обработки и испытала влияние философских идей. То есть, учитывая то, какие философские традиции развиваются в пределах определенной национальной культуры, можно судить об особенностях мировосприятия и миропонимания определенной нации.

Культура никогда не была и не будет абстрактно-человеческой, она всегда конкретно-человеческая, то есть национальная и только в таком понимании есть и общечеловеческим. П. Ліницький подчеркивал, что противопоставление общечеловеческого национальном нельзя не признать ошибочным: общечеловеческое нигде не существует само по себе, обособленно от национального, а везде развивается на почве национальной жизни. Общечеловеческое производится не угнетением и пренебрежением, а наоборот, всесторонним развитием национального духа. Все лучшие национальные выявления достигают всеобщего признания, то есть получают общечеловеческое значение только тогда, когда на высшей ступени своего развития достигают самых совершенных форм.

Основой историко-философской концепции П. Ліницького толкование ним философии как мировоззрения, что задает человеку систему смысложизненных координат миропонимание, світосвідомості и поведения. В своих докладах, рефератах, статьях он всегда подчеркивал мировоззренческом смысле философской науки, которая предоставляет глубинного смысла разрозненном человеческому знанию, вносит в жизнь единство, гармоничность и целостность, возвышает человека над житейскими мелочами. Философия - это способ самоопределения, поиска, нахождения и утверждение человеком себя, это постижение свободы выбора своего идеала, то есть філософування предоставляет человеку смисложиттєвого оправдание. Поэтому вхождение в мир философии - это не зазубривание понятий, законов истины, а постижение проблем человеческого бытия.

Будучи убежденным, что выход из духовного кризиса общества можно найти только в области философии, Ліницький начал свою деятельность по восстановлению прав философии, выступлений против позитивістських попыток заменить ее конкретными науками. Проблема правомерности философии как самостоятельной отрасли знания сводилась прежде всего к выяснению ее предмета и метода. Философия всегда имела свой специфический предмет исследования, который не может быть приравнен к предметам других наук. Это касается и метода. В противовес своим современникам Ліницький понимал, что особенность положения, в котором оказалась философия второй половины XIX ст., заключается в конфликте между ней и естествознанием. Он был убежден, что методами естественных наук не могут быть раскрыты тайны духа, но понимал и то, что «последнее» слово философии никогда не может быть истиной в последней инстанции.

П. Ліницькому присуща традиционная для западноевропейской философии гносеологізація и рационализация философской сознания, и сам он считал свою философскую систему раціоналістичною. Однако рационалистическая система его філософування была такой больше по форме, чем по содержанию. Для Ліницького характерно прежде всего «уплетнення» его мыслей в рационалистическую традицию немецкой классики, творческое осмысление кантівських философских принципов в пределах христианской духовной традиции. В его творчестве мнения представителей немецкой философской культуры трансформировались через призму украинской философской традиции, приобретали самобытности благодаря своеобразному синтеза с теїзмом, исповедуя идеи соотношение веры и разума как одного из решающих принципов в построении собственной философской системы. Внешние формы рационалистической системы мыслителя проникнуты мировоззренческим содержанием, объем которого наполнен духовностью. Все, что причислял П. Ліницький к сферы философского осмысления, сориентированное на поиски и осмысления прежде всего проблем человека, выяснения ее морально-духовных начал.



Назад