Электронная онлайн библиотека

 
 Педагогика высшей школы

Научная работа студентов - важный фактор эффективности профессиональной подготовки специалистов с высшим образованием


Содержание высшего образования, как указано в Законе Украины "О высшем образовании", обусловлен целями и потребностями общества, системой знаний, умений и навыков, профессиональных, мировоззренческих и гражданских качеств, которые должны быть сформированы в процессе обучения с учетом перспектив развития общества, науки, техники, технологий, культуры и искусства. Такой подход к содержанию высшего образования объясняется прежде всего тем, что в XXI в. человечество переходит от индустриальных к научно-информационных технологий. Этот переход должен базироваться на интеллектуальном потенциале как отдельного человека, так и всего общества. Человек становится центром всех сфер жизнедеятельности общества. Поэтому важно, как подчеркивает академик В.Г. Кремень, "обеспечить высокую функциональность человека в условиях, когда изменение идей, знаний и технологий происходит гораздо быстрее, чем смена поколения людей. Также нужно найти рациональные схемы соотношения между лавинообразным развитием знаний, высоких технологий и человеческой способностью их творчески усвоить".

Нынешнее общество, а тем более общество будущего, для которого и осуществляется подготовка специалистов высокой квалификации, не может удовлетвориться специалистами, которые являются носителями определенного объема научной информации. Стоит реально подходить к анализу результатов учебно-воспитательной деятельности высших учебных заведений. Исследования показывают, что из массива информации, которую студенты воспринимают на протяжении периода обучения в высшей школе, в памяти остается небольшая часть. К тому же, такая информация быстро становится устаревшей. Это закономерное явление. Прежде всего, важно понимать, что должен остаться в знаннєвому багаже человека в результате многолетней упорной студенческого труда. Это уровень интеллектуального развития и способность выпускника активно заниматься творческим трудом, владение эффективными методами исследовательской работы. Ведь важным фактором, который способствует активной жизнедеятельности человека в любой сфере, является способность заниматься творческой деятельностью, которая невозможна без изысков, без исследований новых явлений и процессов. По мнению американского психолога А. Маслоу, потребность в знаниях, в понимании явлений и процессов, любознательность - важный фактор формирования деятельностных мотивов психического и социального развития личности.

Исследование социально-психологических компонентов удовольствие профессиональной деятельностью показывают, что такой фактор, как уровень заработной платы, не является першоплановим. Подавляющее большинство работников на первое место ставит творческий характер труда, возможность заниматься исследовательской работой. Например, есть ряд профессий, которые по своему содержанию, функциональной направленностью требуют от личности ежедневной творческой деятельности, научных поисков. Это профессии актера, художника, педагога, музыканта, инженера-конструктора и др. Очевидно, в каждой профессии есть скрытый элемент творчества и потребность научного поиска в решении профессиональных задач.

Высшие учебные заведения, выполняя социальный заказ общества и идя путем удовлетворения социально-психологических потребностей человека в его стремлении к творческой деятельности на научных принципах, должны сформировать у молодых специалистов интерес к творческих научных исследований, научить владение эффективными методами этой работы.



Назад