Электронная онлайн библиотека

 
 История украинской философии

Становление университетского образования и науки


По сравнению с духовно-академической философии, которая имела теїстично-религиозную направленность, институциализация образования и науки, самоопределение философии как учебной дисциплины и академической науки все же достигают высокого уровня в светских учебных заведениях - университетах и близких к ним по статусу лицеях. Несмотря на внешнюю зависимость от властных структур и опеки церкви, они обладали определенной автономией, ориентировались не только на изучение определенных дисциплин, но и на их развитие. У них формировалась своя корпоративная субкультура, в которой поціновувалися прежде всего чувство собственного достоинства, патриотизма, стремление установить научную истину.

Первым университетом на территории Украины был Львовский университет, основан 29 ноября 1661 года. Во второй половине XVIII в. он был разрушен пожаром. В 1784 г. университет вновь заработал в составе четырех факультетов. Преподавание в нем осуществляли на немецком и латинском языках. в 1787 г. в составе Львовского университета было основано «русский институт» (studium ruthenum), в котором учились украинцы, которые не владели латынью, преподавание велось на русском языке. На богословские-философском отделении этого института основными учебными дисциплинами были история церкви, еврейский и греческий языки, библейская герменевтика, догматическое богословие, нравственное богословие, церковное право, чистая и прикладная математика, акушерство, теоретическая и практическая философии. Главной его задачей была подготовка греко-римского духовенства. Значительная часть профессоров этого института не владела на русском языке и читала свои курсы польской; совет университета не считала профессоров studium ruthenum членами факультета, пренебрежительно относилась к ним. В 1809 г. он был закрыт, а сам Львовский университет продолжал функционировать как типичный учебное заведение Австро-Венгерской империи.

Становления университетской науки и образования на украинских землях, которые входили в состав России, началось с открытия 1755 г. Московского университета. Потребность в университетском образовании остро чувствовали украинская шляхта и старшина, которые хотели, чтобы их дети получили знания по юридических наук и овладели европейскими языками для доступа к дипломатической и правительственной службы в столицах. 1764 г. украинская шляхта и казацкая старшина обратились к Екатерине II с просьбой открыть университеты в Киеве и Батурине. Через год граф П. Румянцев представил проект об учреждении университета в Чернигове или Киеве. Открытие университета в Украине добивалась переяславская, киевская, глуховская, стародубская, нежинская, батуринская, сумская шляхта. Однако это стало возможным только благодаря Александру И.

Первыми шагами реформаторской деятельности Александра И стали преобразования Петербургского главного училища на Педагогический институт (1802), реформа Московского и Петербургского университетов. В то же время было восстановлено в 1802 г. Дерпський (Юрьевский, ныне Тартуский), Виленский (1803) універститети, а также основан Казанский (1804) и Харьковский (1805) университеты. В Украине было создано два учебных округа: Харьковский, в который вошли Левобережная и Слободская Украина (попечитель - граф С. Потоцкий), и Виленский в составе Киевской, Волынской и Подольской губерний (попечитель - А граф. Чарторыйский). В 1803-1810 гг. было основано Харьковскую, Черниговскую, Полтавскую, Новгород-Северске, Екатеринославская, Одесскую и Крем'янецьку гимназии, 1139 уездные и приходские школы.

К вновь созданных и реформированных учебных заведений были приглашены иностранных профессоров. Среди воспитанников немецких университетов были и карпато-россиянами-русины. Так, первым профессором философии Петербургского педагогического института П. Завадовским (по рекомендации декана богословские-философского факультета Львовского университета И. Орлая) были приглашены Петра Ладья (1764-1829).

Как профессиональный философ П. Лодий был хорошо знаком с произведениями Канта, изучал труды и других немецких философов - X. Гольмана, И. Брукера, X. Вольфа, И. Шульца. Во вступлении к «Логических установок...» он анализировал их определения философии, противопоставляя им собственный взгляд: философия как святилище здравого ума, надежный указатель к благополучной жизни, образования ума и сердца. Философию он разделял на теоретическую (умозрительную) - «совокупность общих истин, которыми непосредственно образуется ум человеческий в правильном обміркуванні и познании вещей, которые встречаются в природе», и практическую (деятельное) - «совокупность тех истин, благодаря которым воля человека становится более совершенной и благородней в ее наклонах и действиях». Основными частями философии Ладей называл физику, метафизику, антропологию, фізіономіку и педагогику. В философии он причислял логику (умослов'я), метафизику нравов, частями которой является философия человеческой воли, учение о нравственности (этика), политику, а также эстетику как науку, что объясняет признаки хорошего вкуса. Следуя Канта, поле философии он очерчивает вопросами: «Что может знать человек? Каковы пределы тех предметов, о которые можно приобрести знания?»; «Что она должна делать?»; «На что смеет надеяться?»; «Что есть человек?». Решение этих вопросов Ладей возлагал на метафизику, моральную философию, религию и антропологию, настаивая на том, что с философскими науками неразрывно связаны филология, история и словесные науки. Выступая в защиту философии, опровергая обвинения в ее адрес, философ выделял безусловной и условной полезность философии. Безусловную полезность он усматривал в том, что она учит познавать самого себя. Условная полезность философии заключается в том, что другие науки заимствуют у нее непреклонность и истинность своих утверждений. В То Же Время П. Лодий негативно относился к схоластики, скептицизма, педантизма.

П. Лодий придерживался сенсуалістичних взглядов на проблему познания и относительно этого полемизировал с Кантом, критикуя его за скептицизм и агностицизм, разрыв логического и эмпирического, чувственного и рационального, проведение принципиальной границы между формой и содержанием, сущностью и явлением, трактовка мышления как независимого от бытия. В кантівській теории познания он видел путь к отрицание объективного существования вещей, отрыв чувственных представлений от внешнего мира. Агностицизм Канта философ связывал с апріоризмом (тем, что не дается в опыте), рассмотрением категорий, в частности пространства и времени, как априорных форм чувственности. Критически Ладей оценивал учение Дж. Беркли, Д. Юма, Ф. -В. -И. Шеллінга. В своих взглядах он придерживался признание того, что мир существует сам по себе, вне нашим разумом и сознанием. Знания возникают в результате действия предметов внешнего мира на органы чувств, представая как копии с оригинала. Утверждая достоверность данных чувственного опыта, П. Лодий отводил существенную роль логическому мышлению, отмечая, что с его помощью человек может глубже познавать мир, открывать свойства вещей, законы природы. Истинность знания философ видел в соответствии суждений человека предметам материального мира (такими, как они существуют сами по себе), а критерий истины - в непротиворечивости и единодушия мнения большинства людей, что достигается с помощью разума и опыта. Он отрицал представление о бессмертности души, ее божественное происхождение, доказывал связь психических явлений с деятельностью мозга, указывая на то, что когда все органы человеческого тела будут нормальными, а мозг поврежденным, то человек не будет иметь никаких ощущений.

Основой социально-политических взглядов П. Ладья было философское учение о естественное происхождение всеобщего государственного права, согласно которым все люди равны. По его мнению, естественное право «предлагает в своем законодательстве те естественные законы, права и соответствующие им обязанности, к выполнению которых мы друг друга по велению разума заставлять можем; соответственно оно учит нас соблюдать права, без чего не могло бы существовать никакого внешнего благосостояния». С реализацией природного права Ладей связывал политику, видя ее главной задачей поиски тех средств и способов, которыми «оберегается внешняя безопасность людей, Государства».

Работая в Петербурге, П. Лодий не порывал связей с Украиной, переписывался с профессорами Львовского университета, посылал им лучшие книги, способствовал переезда в Петербург И. Фесляра, а в Украину - И. Орлая, Г. Кукольника. Пропаганда и критическое осмысление им новых достижений западноевропейской философии способствовали ориентации на нее академической, университетской, философии, повышению философской культуры и в России, и в Украине.



Назад