Электронная онлайн библиотека

 
 История украинской философии

Философия в Харьковском университете


Харьковский университет был основан 17 января 1805 года благодаря инициативе В. Каразина и харьковской общественности, в частности писателя и архитектора О. Палицына, харьковского городского головы Г. Урюпина. В университете работало четыре факультета: словесный, этико-политический, физико-математический и медицинский. Первым ректором был Иван Рига (1759-1811).

В первые годы своей деятельности И. Рига, выступил с инициативой выдать летопись о Слобожанщину. Работы по лингвистики, языкознания о возникновении и развитии языка, ее зависимость от уровня науки, литературы, философии, особенностей каждого народа, взаимосвязь языка и мышления обусловили возникновение школы харьковских вещателей, представителем которой был О. Потебня. Кафедру философии в то время возглавлял немецкий философ Иоганн-Баптист Шад (1758-1834).

Философские взгляды И. -Б. Шада менялись на протяжении его деятельности согласно развития немецкой классической философии - от Канта до Гегеля. Захват Кантом произвело на него, как он сам утверждал, двойственное впечатление. С одной стороны, кантівська философия привлекала его идеей свободы и достоинства человека, а с другой - отталкивала унижением ума, подчинением ума вере, что вело к духовного рабства. Не воспринимал философ гносеологических установок Канта, считая, что они приводят к антиномий, в которых все сводится к взаимоисключения, тогда как противоположности должны быть в единстве, поскольку в абсолюте все противоположности совпадают, становятся тождественными. Это касается и вопроса о взаимосвязи практического и теоретического разума. Ведь если разум практический находится в борьбе с теоретическим, то нет никаких критериев, которые помогли бы установить, какому из них верить. Постулирование критического разума Канта неспособно помочь человеку, потому что основывается не на знании, а на представлении. Существует только один разум, а различным он кажется потому, что проявляется в различных функциях - как теоретический и практический, между которыми не существует абсолютной противоположности.

Эти различия во взглядах обусловили переход Шада на позиции философии И. -Г. Фихте. Он становится его последователем. Вскоре И. -Б. Шад становится сторонником шеллінгіанства с его возведением философии до абсолютного тождества субъекта и объекта, пантеистическим пониманием природы, трактовкой космоса как целостного живого организма, основным законом которого является закон развития.

За Шадом, материальная природа, а вся материя обладает силами, которые и являются источником ее развития. Это положительные и отрицательные силы, которые существуют в неорганической и органической природе, а также в человеческом обществе, только проявляются по-разному. В неорганической природе - это притяжение и отталкивание, в органической - раздражение и ощущение, а в обществе - желание и способность мыслить. Продуцирования существует во всей природе, ибо ничто не происходит без стычек и непрерывной борьбы двух противоположных видов. Благодаря этому все в природе сопряжено и связано; она становится одним организмом, не переставая рождать новые поколения, находить в этом удовольствие, никогда не стареет и не бывает бесплодной.

Процесс познания Шад рассматривал как единство чувственного и рационального. По его мнению, чутье - это своеобразный канал, по которому осуществляется связь с действительностью и именно с его помощью формируются категории для деятельности рассудка и разума. Рассудок имеет дело с опытом, объединяет противоположности лишь формально, ум - с идеями, которые вносят в мир единство и гармонию. Один и тот же разум есть в функции мышления (cogitandi) и в функции хотение (volendi). В первой функции разум является теоретическим, во второй - практическим, но каждый из них пользуется одним высшим законом, вследствие чего абсолютная противоположность между ними не может быть допустимым. «Закон, - отмечал Шад, - общий как для теоретического, так и практического разума, и высший в функциях того и другого есть закон абсолютной гармонии». Сам разум в функциях мышление делает реальное идеальным (разумное идеальное), а в функциях хотение - превращает идеальное на реальное (осуществляет идеальное). На основе этого философ делает вывод, что истинная философия движется не простым познанием феноменов, а абсолютным и единственным знанием возможности феноменов, основа которой положена в идеи. Руководствуясь идеями, мы познаем вещи, как они существуют в себе», поэтому и вещи по своей природе соответствуют идеям, которые выходят из чистого источника - ума.

Правда, сам И. -Б. Шад рассматривал ум несколько теологически, как отражение «абсолютного разума», что является творцом мира. Однако, преодолевая кантівський априоризм, законы и принципы логики он выводил не непосредственно с ума, а из действительности, обосновывая уму способность познавать вещи в себе.

Понимание мира и познавательного процесса И. -Б. Шадом стало основанием для обвинения его не только в «гордыни безверия», но и в «подражании ним "системы Шеллінга", сомнительного по внедрению системы в России и укоренения ее в памяти молодых россиян». В то же время ему выдвигали и более серьезные обвинения: «Несогласования с коренными в государстве понятиями о государственной власти», «некорректные упреки заведениям, которые существуют в России».

Аналогичные взгляды прослеживаются в лекциях и в трудах Б. -И. Шада при освещении социально-политической проблематике. Исходным положением при рассмотрении социально-политических вопросов было признание того, что закон развития как основной закон природы, Вселенной является основой происхождения человека, социальных процессов. В своем развитии человек проходит три этапа: животный, природный и моральный (сверхъестественный, выше - supernaturalis). Переход от одного состояния к другому определяется социальной средой, а условием нормальной жизни каждого организма есть противоположность его частей, их разнообразие. Речь идет о свободном деяния и рознь, их противоположность, что зависит от климата, уровня культуры, обычаев, телесных и духовных способностей. Разнообразие в природе и человеческом роде воспроизводит разнообразие источников жизни, стремлений, из которых возникают гармония и совершенствования. Относительно человека противоположности оказываются в семье через противоположность рода и возраста, в государстве - правителя и народа, а также состояний и поколений, в человеческом роде в целом - через различие наций, где одна из противоположностей обнаруживает совершенство или несовершенство другой. И. -Б. Шад акцентирует, что любое стремление к совершенствованию угасает, когда исчезает разница между народами и нациями, а нация, которая подчиняется другому, даже несмотря на стремление вечного мира, приходит в упадок.

Взглядам И. -Б. Шада на государство и право присуще острое неприятие деспотизма, самодержавной тирании. В них он видел «найзагрозливішу для человеческого рода язву», «моральную смерть для народов, могилу для всякой свободы, достоинства, совершенства, счастья человеческого». Сторонник теории естественного права Шад признавал, что государство и власть существуют по соглашению для достижения внешней и внутренней безопасности, и то, что для достижения этой главной и единственной цели государства она должна быть физически сильным, а граждане обязаны подчиняться установленной власти. Однако, по его мнению, действие власти не должна достигать дальше внешнего порядка, охраны имущества и личности граждан за помощью этой же физической силы так, чтобы ни моральный, ни религиозная совесть граждан не подлежала контролю государства.

Права и обязанности должны быть согласованы, чтобы не допустить их противопоставления, когда одни имеют все права без обязанностей, и наоборот. Само же вопрос о внутреннюю связь и связь права и обязанности может быть решен надлежащим образом только в области ума, законом которого является закон абсолютной свободы. Суть его заключается в том, что человек обладает абсолютной свободой в том смысле, что она способна властвовать над собой, побуждать себя к таким делам, к которым не может быть принуждена внешними силами. В уме и его абсолютной свободе заключается высшее стоимость и преимущество человека, ее абсолютное благо, абсолютная цель и абсолютное побуждение, а потому позитивные законы должны соответствовать законам разума и иметь законы разума в своей основе. Если законодательство в обществе противоречит разуму или человек выбирает его не по своей воле, то она теряет достоинство разумного существа, попадает в рабство, которое является высшей формой насилия. Она заключается в том, что человека начинают рассматривать как вещь, а это противоречит праву, самому общественной жизни, ибо природа человека определяет и законы общества, и права каждой личности относительно достижения предназначенной ей природой высшей цели.

Этим обусловлены осуждения Шадом всех форм деспотизма, требование свободы образования, мысли, запрещения всех форм рабства: от крепостного до порабощения родителями своих детей. Шад отстаивал мнение о том, что родители должны обязательно дать своим детям образование, а потом не препятствовать им в выборе собственного пути. Единственной школой подлинной человечности, по его мнению, является гражданское общество как среда, в которой развивается человеческая природа, пробуждаются и совершенствуются все силы человека.

Сторонником И. -Б. Шада и романтической традиции Ф. -В. -И. Шеллінга был украинский философ Андрей Дудрович (1782-1830), что дало основание Д. Чижевскому причислить его к представителей украинского романтизма.

Широко пользуясь идеями И. Канта, И. -Г. Фихте, Ф. -В. -И. Шеллінга, Дудрович рассматривал мир как начертание божества, а человека - венцом его творения, поскольку в ней наиболее полно представлено божество. Концепцию Шеллінга витлумачував как философию общего примирения в духе Божьего промысла и откровения, что вполне вписывалось в требования духовного ведомства, под контролем которого находилась народное образование.

Несмотря на то что с изгнанием И. -Б. Шада ситуация в Харьковском университете изменилась к худшему (реакционность профессорской совета, некомпетентность преподавателей), в целом роль университета в развитии образования и науки, формировании украинской интеллигенции, писателей была мощной, ведь из его стен вышло много ученых: Д. Багалей, В. Безескул, О. Данилевский, Г. Ковалевский, Г. Костомаров, И. Мечников, Г. Остроградский, О. Потебня, И. Срезневский, Г. Сумцов, Г. Сухомлинов и др. С изгнанием И. -Б. Шада философия в Харьковском университете была подавлена. На кафедру философии предназначались далеки от нее люди, а в 1831 г. должность профессора философии занял бывший полицейский комиссар Ф. Чанов.

Духовное управление в 1832 г. отошел к Министерству внутренних дел, взявший на себя, кроме охранной, и полицейскую функцию в борьбе с вольнодумством.



Назад