Электронная онлайн библиотека

 
 История украинской философии

Философия права. Кистяковского


Философское осмысление социально-политических проблем украинским правоведом, теоретиком правового государства и философии права, социологом, публицистом Богданом Кистякивским (1868-1920) и его идеи в значительной степени касаются сегодняшних реалий.

За никаких условий Бы. Кистяковский не воспринимал политики великодержавной России, что лишала украинский народ права на язык, культуру, историю, выступал за широкую культурную автономию Украины, правовое государство, идеал которого видел в социалистическом государстве. Был сторонником марксизма. Позднее Бы. Кистяковский изменил свое отношение к нему, в результате чего приблизился к западноевропейской социал-демократизма. Толчком к этому был вывод о том, что марксизм ценен не как система материалистической метафизики, мировоззрение и теория истории, а как набор методологических основ для социальных наук, установленных не всегда четко, но таких, которые заслуживают внимания.

Отстаивая гносеологический плюрализм, Б. Кистяковский сосредоточивался на рассмотрении духовных установок человека в сфере общественно-политической жизни и права, на этой основе сформировал теорию закона и правового государства, концепцию демократического социализма. Обоснованно критикуя правовой нигилизм, «антилогалізм» русской мысли, он доказал, что, в отличие от Запада, где существуют традиции в теоретических исследованиях правосознания, в российской интеллигенции по объективным причинам эта сознание притупленная игнорированием законности и правопорядка, негативным отношением к государственности. Такие умонастроения относительно права, закрепившись в слов'янофільстві, прижились в народництві, российском социал-демократическом движении, особенно в марксизме. Признавая только политическую борьбу, господство силы и захвата власти вместо принципов господства права, марксизм не видел или не хотел видеть того, что рабочий класс нуждается, прежде всего, неприкосновенности личности и политических свобод. Конституционные государства, несмотря на господство в них буржуазии, предоставляют рабочему классу значительного пространства для борьбы за свои интересы. Установление социалистического строя как идеала возможно при условии, что все его заведения получат правовой статус, будут обеспечены специальные социалистические права человека, закрепленные народовладним законодательством и гарантированные исполнительной властью.

В обосновании теории законности и правового государства. Кистяковский выступал за господство закона над всеми частными, личными и групповыми интересами, посчитал неправомерным его объяснение на основе теории позитивного (исторического) права, считал справедливой концепцию естественного права, которая отстаивает пожизненные права человека, их независимость от государства. По его мнению, права человека природные, поскольку они дополітичні, пожизненно свойственны людям, а не членам определенной социально-политической системы. Их нужно защищать с помощью частного и общественного прав, закон выше политической и государственной власти, а его задачей - подчинения экономики и политики либеральным ценностям, которые превыше всего ставят значимость человеческой личности.

Неотъемлемой частью теории прав человека. Кистяковского концепция правового государства, согласно которой государство является правовым организацией, наделенным всей полнотой собственной, самостоятельной власти. Все цивилизованное человечество живет в государственных сообществах, где человек и государство дополняют друг друга, в результате чего цивилизованный человек не мыслит себя вне государством. Он не воспринимал взглядов на государство как безжалостного тирана, который подавляет и уничтожает людей, как на организацию экономически сильных и богатых для эксплуатации экономически слабых и неимущих. Настоящая задача государства и ее истинную цель усматривал в осуществлении солидарных интересов людей. Государство, способствуя солидарности, возвышает человека, делает его благородным, помогает развивать лучшие качества человеческой природы, достигать идеальных целей, ценных всем людям. В этом заключается ее роль, назначение, действующее сущность и идеальная природа. В истории государства, на его взгляд, были периоды, когда казалось, что вся ее деятельность направлялась негативным отношением к своим гражданам. Однако ни одно государство никогда не могла продолжать свое существование только насилием и угнетением. Наступала эпоха реформ, и государство снова начинала выполнять свои основные задачи и достигать истинных целей.

Высшей формой государственного быта, которую выработало человечество, есть правовое государство, основные принципы которой - ограничение власти и неприкосновенность личности. В правовом государстве ограничения власти достигается признанием неотъемлемых, незыблемых и неприкосновенных прав, которые образуют сферу самоопределения и самовыражения личности, в которые государство не имеет права вмешиваться. Эти права не создаются государством, а привнесенные же лицом. Такими правами является свобода совести, свобода слова (устного и печатного), свобода общения, свобода передвижения и др. Все они составляют содержание политических свобод, без которых не могут обойтись ни одно государство, цивилизованное общество. Регламентированы законом, они предлагают не только ограниченность, а и подотчетность государственной власти, строгий контроль, определенную свободу критики всей ее деятельности.

В анализе сущности правового государства, Б. Кистяковский требовал различать требование суверенитета (верховенства народа и «самодержавия народа», четкого формулирования содержания этих категорий, поскольку «самодержавие народа» часто представляется как целая неограниченности его верховной власти, что равнозначно автократии (неограниченное полновластия одного лица в государстве). Он предостерегал, что деспотизм народа может быть страшнее деспотизм отдельной личности. Идеи неограниченности народовластия Кистяковский противопоставлял принцип народности, суверенитета, согласно которым государственная власть в правовом государстве связана с народом, который принимает участие в организации государственной власти и создании государственных учреждений, главным в которых является представительство народа как соучастника государственной власти путем выборов на основе всеобщего и равного избирательного права. Только при поддержке и участии народа, опоры на него государственная власть в правовом государстве сохраняет свое собственное и самостоятельное значение, создает определенное единство себя и народа. Единство государства с народом всегда является целью и основным стремлением любой народной власти, правового государства. Принцип единства государственной цели, что вырастает из нее, не может быть свергнут классовой борьбой, поскольку благодаря народному представительству социально угнетенные элементы всегда имеют возможность влиять на государственную жизнь. Поэтому отчуждение человека от правового государства не такое большое, как отчуждение народа от правительства в абсолютно монархической и полицейской государствах, которые уничтожают личность, общественную инициативу, самодеятельность регламентаціями, контролем власти над потребностями и интересами граждан.

Благодаря народному представительству права человека и гражданина гарантируют самостоятельность лиц и общественных групп, а вся организация правового государства имеет общественный характер, правильное и нормальное выполнение государственных функций зависит от самодеятельности общества и народных масс. Без активного отношения к правового государства и государственных интересов, которые зависят от потребностей народа, правовое государство не будет существовать, в ней ответственность за нормальное функционирование правового порядка, государственных учреждений возложена на народ, благодаря чему она становится необходимой упорядоченности. На этой основе Бы. Кистяковский призвал к повышению уровня правосознания народа, воспитания в нем чувство ответственности, уважения к закону, своих и чужих прав, усиление общественной и национальной солидарности, признание важности общегосударственных и общечеловеческих интересов, что было особенно актуально для Нового времени.

Связывая становления правового государства с классовой борьбой, возможностью бедных слоев участвовать в государственной жизни, влиять на него, Б. Кистяковский отмечал, что наличие в обществе, правовом государстве господствующих и подчиненных (угнетенных социальных элементов делает невозможным достижение полного единства государственной власти с народом. Такое единство (цельная социальная организация) воплотится в государстве будущего, в народной (социалистической) государству, которая является идеалом, к которому нужно стремиться. Главная задача такого государства Бы. Кистяковский усматривал в замене анархии капиталистического производства организованным производством, не исключал, что большинство заведений социалистического государства будут созданы по аналогии с учреждениями правового государства или с сохранением их. Подобным образом будет происходить переход от анархии производства к его организации с использованием средств, благодаря которым она достигается в правовом государственном строительстве. К таким средствам Бы. Кистяковский причислял последовательное развитие и расширение субъективного публичного права; участие народа в законодательстве и управлении страной, благодаря чему к субъективному публичного права присоединяется общее право, обеспечивая достоинство человеческого существования, демократическое развитие заведений, призванных организовывать быт социалистического государства. Социалистическое государство как идеал, по убеждению Бы. Кистяковского, может возникнуть на основе правового государства.



Назад