Электронная онлайн библиотека

 
 История украинской философии

Философский мир идей. Вернадского


Одним из достижений философии XIX в. философия космизма, которая, по мнению некоторых авторов, зародившись на Западе, особого развития достигла в творчестве М. Федорова, Е. Циолковского, В. Вернадского. Целостная идея космизма была разработана украинским мыслителем И. Міхневичем, лекции которого слушал М. Федоров в Ришельевском лицее. Е. Циолковский сосредоточивал внимание на практических аспектах освоения космоса, то есть на создании летательных аппаратов. Его предшественником в этом был воспитанник Новгород-Северской гимназии Г. Кибальчич. Практическое освоение космоса в СССР было осуществлено в значительной мере благодаря воспитаннику Киевского политехнического института С. Королеву, который разрабатывал космические проекты и космические аппараты для их применения. Помогли в освоении космоса теоретические разработки Г. Кондратюка, на которых основывается космическая программа НАСА.

Разработка целостной концепции космической философии происходила с использованием достижений антрополого-еволюціоністського учения М. -Ф. Шелера и П. Тейяра де Шардена, которые использовал в своих философских построениях украинский и российский естествоиспытатель Владимир Вернадский (1863-1945). Сослужила ему и издана брошюра «Труд человека и ее воплощение к распределению энергии» (1880) украинского ученого, мыслителя, писателя, общественного деятеля Сергея Подолинского (1850-1891). В отличие от существующих интерпретаций труда как исключительно экономического фактора создания стоимости и рост общественного богатства он подошел к ее рассмотрению через осмысление работы как физического (энергетической) экономики. По его мнению, специфика труда заключается в том, что она (осмысленная работа, а не бессистемная работа) ориентирована не на рассеивания энергии, прежде всего солнечной как основы жизни, а на пакетирования энергии, пригодной для обеспечения высших форм деятельности человека. Функция человеческого разума при таких условиях заключается в том, чтобы благодаря регулированию хозяйственной жизни, организации энергетических потоков преобразовать мир и привнести в него новые качества. Процесс распределения и преобразования энергии будет способствовать возможным реформам земли и энергетического пространства за ее пределами, естественным преобразованием в космическом пространстве, с которым связано существования человека и человечества.

Анализ энергетических составляющих труда дал возможность С. Подолинському открыть закон противоположной направленности обмена веществ в живой и неживой природе, ранее открыл роль белковых ферментов в энергетических процессах живых организмов. Эти идеи, научные открытия высоко ценил и использовал В. Вернадский при разработке концепции ноосферы, которую считал единственно возможным научным обоснованием «истинного социализма».

Труда В. Вернадского обогатили научное мировоззрение, современную научную картину мира. Вселенная он рассматривал как совокупность живого вещества биосферы и человечества. С появлением человечества начинается, на его взгляд, качественно новый этап развития Вселенной, где развития планетарного характера будут способствовать разум и человек, а их следствием будут преобразования биосферы на новую среду жизни - ноосферу (сферу разума), существенные изменения биосферы, социальные преобразования (организация новых форм человеческого общежития, полное равенство рас и народов, отказ от войны как средства решения спорных вопросов). Учение Вернадского о биосфере, формирование биосферного мышления было не только ответом на вызов времени, но и новым подходом к осмысления объективной необходимости перехода человека в новых взаимоотношений с биосферой, создание «цивилизованного культурного человечества». С развитием ноосферы он связывал необходимость охвата мировой наукой всей планеты, создание вселенской науки как мощной исторической и геологической силы, в которой естественно-историческое, естественное (космическое) и социально-гуманистическое знания сольются в одно целое, как и сферы человеческой деятельности, связанные с этими знаниями.

На сегодня по-разному воспринимают концепцию Вернадского, даже утверждают, что она направлена на покорение природы, а не на гармонизацию взаимоотношений с ней. Однако следует учитывать, что, выступая с требованиями нового мышления, В. Вернадский постоянно подчеркивал ответственности человека за свои действия, в которых главным должно быть не временное, а вечное. «В жизни человека настоящей жизнью одно мгновение. Но через эту мгновение, которую бы разнообразную форму она не принимала бы..., всю жизнь человека приобретает другой смысл. Эта мгновенность тем, будет ли она порывом Эроса, религиозным переживанием или углублением, подвигом самозабвения и любви к ближнему, художественным проникновением или научным творчеством или чем-нибудь другим - философским пониманием ли действительным прояснением мысли... есть часть того вечного, что составляет суть живого вещества, одним из проявлений которой мы являемся». Это вечное он считал высшим от всего и пытался найти его в свободной мысли, научной творчества, которые подчинял главном смысла святого жизнь - служение науке.

В научном багаже В. Вернадского - вопрос о научной регуляцию обмена веществ, системность и целостность изучения биосферы, научное положение о автотрофність (способность образовывать органические вещества из неорганических) человека, которое еще не полностью осмысленное. Одним из первых он проанализировал структуру, свойства пространства и времени, подчеркнув особую их роли в формировании научного мировоззрения и практической деятельности человека, поставил вопрос о самостоятельный статус биологического времени и пространства, указал на их специфику, главные особенности, в частности симметрии и асимметрии.

В. Вернадский исследовал различные философские и методологические проблемы: логику опытной науки; соотношения эмпирического и рационального в научном познании (этика научного творчества); природу научного мировоззрения; взаимосвязь философии и естествознания. Он тяготел к широких синтетических обобщений, не отрицая роли и значения аналитического подхода к познанию и освоению природы. Анализируя две формы синтеза в развитии научного познания, отмечал, что наука много теряет от отсутствия натуралистов типа французского естествоиспытателя Жоржа-Луи-Леклерка Бюффона (1707-1788), склонность к узкой специализации. При отстаивании научного мировоззрения ученый не абсолютизував роль и значение науки, как и не исключал участия в его формировании других форм духовного освоения человеком мира, ее переживаний. «Довольно часто приходится слышать, - писал он, - это то, что научное - то верное, правильное, служит выражением чистой и неизменной истины. В действительности это не так. Неизменная научная истина составляет тот далекий идеал, к которому стремится наука». Мировоззрение, который основывается на науке, на его взгляд, не может не быть ограниченным, потому что общие представления о явлениях в мире имеют мозаичный характер. При его формировании нужно связать все аспекты деятельности человека, которые находят свое место в системе его ценностей.

Научное мировоззрение в Вернадского является творением и выражением человеческого духа, наравне с которым фигурируют религиозное мировоззрение, искусство, общественная и индивидуальная этика, философская мысль. Уничтожение или прекращение одного вида деятельности человеческого сознания проявляется через подавление другого: «Прекращение деятельности человека в области искусства, религии, философии не может не отразиться подавляючим, болезненным образом на науке. Мы не знаем науки, а значит и научного мировоззрения без одновременного существования других сфер человеческой деятельности». С этой точки зрения, важное значение В. Вернадский предоставлял религиозной форме общественного сознания, рассматривая ее как глубинное внутреннее переживание, связанное с человеческими или космическими переживаниями соборного типа, где без религиозной жизни единичные переживания распыляются. Более того, Вернадский был убежден, что в атмосфере социальной мести, стремление к грабежей, насилия, наживы, порожденной большевистской пропагандой, именно религия должна была породить чувство общности, мнение о общечеловеческие основы жизни, духовное единство и любовь.

В. Вернадский выступал за развитие демократии, гражданских свобод и свободы мышления, подчеркивал, что нельзя бороться во имя самой борьбы, а только ради вечных, безусловных истин и основных прав человека. Преданность идеям демократии, гуманизма обусловила его отношение к социалистической революции и большевизма: «Тяжелая социалистическая революция своим насилием и неравенством. Несоціалісти - парии и іліоти в государстве». Остро переживал он события революции и гражданской войны, с их разрушениями, грабежами, верховенством вооруженного над безоружным. Негативно относился к большевистской идеологии большевизма, сталинщины. Однако это не помешало сохранить веру в здоровые силы народа, установления в стране человеческих отношений, выхода ее на путь прогресса.

Своим происхождением, родственными связями с семьями украинских интеллигентов (Гулаки, Короленки, Старицкие). Вернадский всегда осознавал свою принадлежность к украинскому народу. Его отношение к украинской проблеме, что формировалось под влиянием умонастроений либеральной интеллигенции XIX - начала XX вв., вылилось в поиски ненасильственных путей и методов, которые бы учитывали демократическое право на свободу каждого человека при ее решении. Еще в дореволюционный период он утверждал, что политика России заключалась в том, чтобы полностью рассеять украинцев в господствующему народу, уничтожить в их сознании национальные особенности. В трудном положении Россия всегда пренебрегал интересами украинского народа на пользу нужных для нее в определенный момент соседей. Критиковал централістські стремление российских властей, в результате чего российская администрация, особенно ниже, под видом борьбы с украинским «сепаратизмом» преследовала самые безобидные и естественные права украинской национальной стихии, предвзято витлумачувала их как вредные.

В. Вернадский выступал за сохранение украинской культуры, культурной самобытности украинского народа. В отличие от своих политических единомышленников он считал возрождение украинского языка значительным положительным явлением, хотя с провозглашением Украинской Народной Республики опасался возможности насильственной «украинизации». Будущее Украины усматривал в союзе с Россией в рамках единого федеративного государства.



Назад