Электронная онлайн библиотека

 
 Педагогика высшей школы

Системность в организации научно-исследовательской работы студентов


В любой деятельности можно достичь желаемых результатов только при условии соблюдения определенной системы, а в процессе решения новых, творческих задач - умение моделировать необходимые системы. Поэтому в педагогической науке следует особенно тщательно подходить к организации учебно-воспитательной работы на принципах системности.

Во второй половине XX века активно исследовались проблемы системности познания явлений природы и общества в различных отраслях наук. В педагогике понятие системности исследовали российские ученые Ю.К. Бабанский, Н.В. Кузьмінатаінші. Ю.К. Бабанский под системой понимал единство элементов, которые функционируют по внутренне присущими ей законами. Из этих соображений ученый двояко рассматривает учебно-воспитательный процесс как систему: с точки зрения объединенной системы, в которой функционирует процесс, и собственно, процесс познавательной деятельности. Поэтому в составе системы обучения Ю.К. Бабанский выделяет следующие взаимодействующие компоненты (рис. 20).

 20

Рис. 20. Компоненты системы обучения

 

Сам процесс обучения имеет свои компоненты: содержание, цели, формы, методы обучения и учения, мотивы познавательной деятельности, анализ и оценки учебной работы студентов.

Достаточно удачным для понимания сущности педагогической системы является доработок Н.В. Кузьминой. Во-первых, она ввела в широкий научный оборот понятие "педагогическая система". Во-вторых, достаточно аргументированно с философских позиций раскрыла сущность этого понятия как "множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, которые подчинены цели воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей". Н.В. Кузьмина определяет структурные компоненты педагогической системы: учебная информация; средства педагогической коммуникации (формы, методы, приемы, средства); ученики; педагоги; цель. Автор выделяет также функциональные компоненты, которые должны обеспечивать связи между структурными компонентами: конструктивные, коммуникационные, организационные, прогностические, гностические. Такой подход дает более полное представление о педагогическую систему в сфере обучения.

Таким образом, под педагогической системой необходимо понимать динамично функционирующий комплекс диалектически связанных между собой компонентов и факторов, которые создают оптимальные условия для решения задач обучения и воспитания людей в зависимости от социальных задач.

Академик СУ. Гончаренко под системным подходом понимает "направление в специальной методологии науки, задачей которой является разработка методов исследования и конструирования сложных за организацией объектов как систем. Системный подход в педагогике направлен на раскрытие целостности педагогических объектов, выявление в них разнообразных типов связей и сведение их в единую теоретическую картину. Например, как систему можно рассматривать любую познавательную деятельность, а ее составляющими являются сам субъект познания (личность), процесс познания, продукт познания, цель познания, условия, в которых она находится и т.п.".

Будь-яка педагогическая идея может быть успешно реализована при условии обеспечения системности во время ее реализации. Только системность, смоделированная на научном уровне, является залогом успеха в педагогической деятельности.

Не стоит думать, что для осуществления научно-исследовательской работы студентов необходимо моделировать некую отдельную систему. Наоборот, научно-исследовательская работа является составной частью учебно-воспитательной работы, профессиональной подготовки вообще. Уже с первого курса студентов необходимо привлекать к посыльных научных исследований. Первым этапом этой работы должна стать проработка специфического пропедевтики курса "Методы научных исследований". Здесь надо учитывать особенности конкретной специальности. При овладении методами исследований один подход должен быть в учебной работе со студентами-филологами или будущими историками; другой - в подготовке к научным исследованиям студентов - биологов, физиков и др.

В процессе подготовки рабочих учебных программ по основным дисциплинам необходимо предусматривать определенные виды работ, направленные на выполнение студентами научных исследований с постепенным их осложнений от первого до выпускного курса. Следует обеспечивать при этом согласованность и систему на міжпредметному уровне. Особенно, когда это касается учебных дисциплин отдельных циклов. Например, эта согласованность нужна при изучении таких дисциплин, как возрастная физиология, общая и педагогическая психология, педагогика, история педагогики, профессиональные методики, социальная педагогика и др.

Соблюдение системности в процессе включения студентов в научно-исследовательскую работу должен осуществляться как на уровне чисто учебной работы по определенным дисциплинам, так и во внеучебное время.

Привлечение студентов к научной работы с точки зрения требований системности должно осуществляться не на уровне самодеятельности, любительства, а иметь четкую направленность, плановость, научную координацию, быть неотъемлемой частью профессиональной подготовки специалистов, включаться в расписание занятий и индивидуальные планы преподавателей, иметь надлежащее экономическое обеспечение.



Назад