Электронная онлайн библиотека

 
 История украинской философии

Понятие «нация» в историософии В. Липинского


В политике В. Липинский превыше всего ставил интересы национального государства, считая ее націотворчим фактором, а украинскую нацию - разобщенной политически, идейно и культурно. Поэтому чтобы не исчезнуть навсегда, она должна создать свое государство, такую национальную идею, которую в форме национально-государственной независимости имеют русские, поляки, чехи, венгры и другие крупные культурные нации. Идею государства он тесно связывал с идеей национальной принадлежности. Все жители Украины, несмотря на их социальную принадлежность, вероисповедание, этническое происхождение, язык, культуру, должны быть полноправными гражданами Украинского государства.

Нация - это все жители Земли и граждане определенного государства, а не «пролетариат» и не язык, вера, племя: «Когда я пишу в этой книге о нас - "Мы, украинские националисты", - то это значит, что мы хотим Украинского Государства, обіймаючої все классы, языка, веры и племена Украинской Земле».

Основным элементом бытия нации В. Липинский считал территорию, поэтому часто использовал термин «земля» в значении «территория». Привязанность, любовь к родной земле усиливает, по его словам, национальное сознание. Говорил он и о «территориальной нацию», которая основывается на чувстве территориального патриотизма, который является основой любой органической нации, возникает из инстинкта оседлости. Отсюда происходит сформулированное им определение украинца: «Украинцем, своим близким человеком, одной нации является каждый человек, органично (месту резиденции и труда) связана с Украиной, не-украинцем - есть другой житель земли».

Такое определение нации спровоцировало споры. Бесспорно, земля не только кормит людей, но и способствует формированию их нравы. Поэтому каждый народ является своеобразным отражением своей территории, что, конечно, не следует понимать буквально. Народ, а не территория, является творцом своей исторической судьбы, своей национальной драмы. Однако многие народы переживали свою этногенеза не там, где исторически предстали (болгары, венгры). Культурные народы могут сохранить свою национальную відрубність и вне родины, о чем свидетельствует пример национальной эмиграции.

Следовательно, территория является очень важным фактором народоведческого процесса, в частности в сутки этногенеза. Однако эта внешняя признак не исчерпывает сущности нации. Е. Елинек в труде «Общая наука о государстве» выразил сомнение, или вообще существует некая объективная признак нации. По его мнению, нация по своей сути не представляет собой ничего объективного, такого, что существует вне человека. Распространенными являются взгляды на нацию как на нечто мистическое, сверхъестественное, иррациональное: Б. Струве считает ее «существом мистической»; М. Бердяев - «мистическим организмом».

Новейшая націологія определяет нацию как некую своеобразную и самую широкую группу организованной человечности. По мнению К. Кавтського, основным фактором, который формирует нацию, собственно литературный язык. Для О. Бавера нация «культурным сообществом», «сообществом национального характера, которая возникла на почве сообщества судьбы». Немало научных определений нации опираются на роль прошлого, традиции.

Спорным для науки есть вопрос, возможно ли самоопределения нации на основании объективных признаков. Ими П. Манчини считал территорию, расу, язык, обычаи и быт, историю, религию, национальное сознание (ее он считал самым существенным, общественным «цементом», который объединяет нацию). Французский философ Же. -Е. Ренан убеждал, что «человек не является рабом ни расы, ни языка, ни религии, ни тока год, ни направления горных хребтов. Большое скопление людей здравого ума и пылкого сердца образует национальное сознание, что называется нацией».

В. Липинский не односторонне трактовал нацию, имея убеждение, что основным признаком бытие есть территория, земля. Он постоянно уточнял, углублял понятие нации, придя к выводу, что нация не есть гражданство или любая из его частей (крестьяне, интеллигенция ли пролетариат). Не является нацией и государство. Например, государство была, есть и будет в Украине. Однако только в некоторые исторические периоды государство в Украине опиралась на национальную идеологию местного гражданства, отмежевывалась территориально от других государств. Именно тогда она становилась государством на русском.

Для того чтобы из жителей Украины состоялась нация, считал В. Липинский, нужно: во-первых, чтобы на ее территории предстала такая политически активная прослойка, которая имеет развитое стихийное жажда власти, скрепленное вере в законность своих вожделений; во-вторых, чтобы эта прослойка была дисциплинированная и объединенная изнутри; в-третьих, чтобы она была способна развить в себе патриотизм; в-четвертых, чтобы среди гражданства в Украине нашлись добрые организаторы идеологии и производства, которые заставили бы считаться со своим авторитетом государство и в своей деятельности находили бы поддержку среди гражданства. Только при таких условиях недоразвита, негосударственная украинская народность, живущая лишь литературными мечтами, могла бы превратиться в развитую, реальную государственную нацию.

Итак, В. Липинский назвал еще один из наиболее существенных факторов, которые формируют нацию, - национальную идеологию, без которой даже при наличии всех других признаков нации, не встанет национальное сознание. Такое определение нации поднимает его на уровень европейской политической мысли XX века.



Назад