Электронная онлайн библиотека

 
 История украинской философии

Типы национальных и государственных образований


По утверждению В. Липинского, нацию творит не этнографическая масса, не тип, не характер, не язык, не отдельная территория, а активная группа людей, которая объединяет, организует этнографическую массу в нацию вокруг определенных политических ценностей. Это лучшие в определенный исторический момент люди, потому что они выступают организаторами, правителями и лидерам нации. Таких людей В. Липинский называл «национальная аристократия» не в смысле родовой аристократии, а как дословный перевод с греческого - «лучшие люди». Признакам национальной аристократии является материальная сила, моральный авторитет и воля к власти.

Становление нации тесно связано с организацией государства, поэтому нациотворческий процесс неотделим от рождения. Нация и государство возникают тогда, когда на определенной территории, среди пассивной массы появляется активная группа людей - национальная аристократия, которая закладывает основы отдельной государственной организации и тем самым создает основу нации. Без своей суверенной государственной организации не может быть нации, потому что государство - это синоним власти собственной аристократии. Как не может быть нации без своей национальной аристократии, так не может быть национальной аристократии, а значит, и нации без собственного государства.

Создание национальной аристократии может происходить на основе класократичного, охлократичного и демократического методов. Демократический (греч. demokratia - народовластие) - это метод организации аристократии нации, которая имеет одинаковую психологию и на основании своего материального и духовного жизнь четко разделилась на классы с одинаковыми средствами материального производства, продукции. Единообразие психологии обусловлена способом труда, расовой родством и исторической традицией.

За охлократичного (греч. ochlos - народ и kratos - власть) метода организации аристократии разделение на классы невозможен через недостаточное развитие материального производства и культурной жизни или предыдущую руину. Нация делится на политически бесформенный, экономически не здиференційований толпу и тех, кто правит ним за помощью вооруженной и прочной организации.

Демократический метод организации аристократии проявляется в нации, которая под влиянием хаотичного материального развития или чужой колониальной экспансии настолько классово и расово перемешалась, что предопределяет распад природных расовых, материально и духовно родственных классовых группировок и появление на их месте хаотичного конгломерата единиц, связанных в одно целое остатками национальных государственных организаций, витворилися за господство бывшей класократичної ли охлократичної аристократии. Между активным меньшинством (аристократами) и пассивным большинством (массами) возникают определенные отношения. В зависимости от того, как формируются эти отношения и кто их формирует, складываются различные типы национальных и государственных образований.

Класократичний метод характеризуется тем, считает В. Липинский, что активное меньшинство приобретает свое право на господствующее положение путем вооруженного завоевания. Свое господство она удерживает благодаря внутренней единства организации, а отношения с пассивным большинством формирует на основании общественных законных взаимоотношений без рабского ига. Эта рыцарская слой может витворитися и за пределами государства и стать в будущем ее национальной аристократией (как это произошло во время завоевания Англии зайшлими организованными норманнами). В Украине эта рыцарская слой она сформировалась на месте осевшей на земле казачества. Став землевладельцем, казачество благодаря своей внутренней военной организации и объединению с пассивными массами православной верой и желанием выбраться из-под чужой власти во времена Б. Хмельницкого начало класократичну монархическую украинскую нацию и государство.

Второй тип отношений между активным меньшинством и пассивным большинством - охлократичний; охлократи также получают свою власть путем вооруженного завоевания, но не сверху, как класократи, а снизу - бунтом масс против собственной здеморалізованої аристократии. Имея на вооружении одну реальную силу - силу меча - и будучи материально непродуктивной, малочисленной по сравнению с пассивными массами, охлократия, чтобы удержаться при власти, вынуждена представить еще и определенные сверхчеловеческие мистические силы, например, как при коммунизме.

Над охлократією, по мнению В. Липинского, висит дамоклов меч: вопросы материального производства. Силой, даже при наличии мистических идей, нельзя заставить народ продуцировать. За развитой техники, требующей нестандартного индивидуального сознательного напряжения физических и духовных сил каждого человека, охлократия как тип национального и государственного образования обречена на гибель.

Негативным, по убеждению В. Липинского хаотический, то есть демократический, тип отношений между активным меньшинством и пассивным большинством. Представители активной меньшинстве этого типа не принадлежат к одной расе. Они, как правило, - выходцы из разных стран, представители разных рас, здекласовані элементы разных слоев. Поскольку между ними так много различий, они никогда не могут создать прочной организации. Захватив власть над пассивной массой, они образуют хаотичный конгломерат вечных конкурентов за власть. Представители активного меньшинства всегда рождаются под защитой чужой класократичної ли охлократичної государственной организации путем ее раскола, раздражение против нее пассивных масс. Выступая от имени народа, они фабрикуют разнообразные программы «народного счастья», реализация которых в основном приносит пользу не народу, а демократам, т. н. буржуазии. Если народ не поверит в обещанные свободы и захочет получить их путем борьбы, демократы всегда используют государственный аппарат, чтобы его обуздать.

Эти формы организации нации и государства, по мнению В. Липинского, не являются статическими, застывшими и исторически заранее заданными. Как не существует нации, традиции, аристократии вообще, так не существует и класократії, охлократии, демократии вообще, а есть только конкретные индивидуальные нации аристократии, традиции класократії, охлократии, демократии, которые все время модифицируются, меняются, снова творятся, восстанавливаются, переходят из одной формы в другую. Например, на смену охлократии может прийти класократія или демократия, или наоборот. История Украины и других государств является ярким подтверждением этого.

На основании анализа различных форм организации и развития нации. Липинский пришел к выводу, что Украина может получить свою государственную независимость только через класократію, а учитывая национальную традицию, - через гетманскую класократичну монархию. Главную предпосылку создания Украинского государства он видел в наличии творческой и непоколебимой воли, чувства любви к украинской земле, желание найти общий язык со всеми ее гражданами.

Людей в Украине следует видеть такими, какими они есть, именно благодаря реальным украинцам, а не произведениям политической литературной фантазіії, следует пытаться осуществить украинскую национальную идею: «Никто нам не построит государства когда мы ее сами не построим, и никто из нас не сделает нации, когда мы сами нацией не захотим быть».



Назад