Электронная онлайн библиотека

 
 История украинской философии

Націостановлення украинцев


Рассматривая разные периоды становления украинской нации, И. Лысяк-Рудницкий сосредоточивался на процессе накопления элементов культуры, которые в своей совокупности и взаимосвязях создали самобытную украинскую нацию. В своих исследованиях исторический подход он совмещал с относительным. Так, в статье «Украина между Востоком и Западом» обращал внимание на элементы самобытности украинской нации, сформированные еще во времена Киевской Руси, замечая, что Киевская государство, хоть и поддержала греко-византийские религиозную и культурную традицию, не восприняла политического візантіїзму (византийская теократия прижилась в Московском царстве). В Киевской Руси, как и на средневековом Западе, церковная и государственная власти не были слиты, каждая из них имела автономию. Княжеская власть ограничивалась боярской советом, народным вечем, самоуправлением городских общин. Общественный строй в целом держался на договорной основе, закон и право были составляющими тогдашней политической сознательности. Совмещенный с городским самоуправлением феодальный парламентаризм развился в Литовсько-Русской государстве. Западные элементы (магистрат) были легко приняты, поскольку для этого существовал исторический подтекст, который сохранился в памяти народа, который пережил монгольское нашествие.

Эти определяющие традиции сохранились и в сословной демократии казацкого государства XVII-XVIII ст. В то время, как И предполагал. Лысяк-Рудницкий, уже сформировались этос и эстетическое чутье украинцев. Это дало основания для вывода, что становление украинской этнической нации, в отличие от «модерной» украинской нации, завершилось в XVIII ст. Проследив такие периоды націостановлення, он сделал вывод о «национальный характер» украинцев: этос и эстетическое чутье их «укоренены в духовной традиции восточного христианства», но в социальной и политической структурах они - часть европейского мира. Этот вывод мог бы вызвать возражения через резкое противопоставление нравственно-эстетической, религиозной и общественно-политической сфер. Однако Лысяк-Рудницкий относительно этого заметил, что сознание, религиозность украинцев содержит и западные мировоззренческие основы, что делает Украину «классической страной унійної традиции». Не только католицизмові православного обряда, но и украинскому православию присущи признаки, отличающие их от православия візантійсько-московского типа. То же прослеживается и в профессиональной украинской культуре: например, сочетание барокко в восточных и западных первнів. На основании «унійності» украинской сознания И. Лысяк-Рудницкий причислял украинцев до европейского сообщества народов, утверждая, что родство украинцев с европейскими нациями особенно заметна в их общественно-политических традициях.

Несмотря на утверждения о принадлежности украинцев до европейского сообщества народов, И. Лысяк-Рудницкий подчеркивал, что Украина является типичной восточноевропейской страной, потому что ее история обозначена нехваткой наследования, непрерывности («Роля Украины в новейшей истории»). Нехватка непрерывности касается «государственной организации и высокой культуры», носителем которых всегда являются ведущие общественные слои. Именно они прежде всего не выдерживали вражеских нападений, и только народная культура оказывалась более жизнеспособной - ее сохранения создавало основу для последующего возрождения.



Назад