Электронная онлайн библиотека

 
 Педагогика высшей школы

Формы и виды научно-исследовательской работы студентов


В высших учебных заведениях Украины на протяжении десятилетий сложились определенные формы научно-исследовательской работы студентов:

- участие в различных видах учебной аудиторной работы (лекции, семинары, лабораторные занятия) с элементами научных исследований;

- индивидуальная работа преподавателей со студентами, которые занимаются научными исследованиями;

- научно-исследовательская работа студентов в научных кружках, конструкторских бюро и т.п.;

- участие студентов-исследователей в постоянных научных проблемных группах;

- участие студентов в научно-практических конференциях, научных чтениях, семинарах и др.;

- проведение научных поисков в процессе выполнения различных видов практики в учебно-воспитательных заведениях и на производстве.

Каждая из указанных форм научно-исследовательской работы является своеобразной и требует творческого подхода к ее организации. Желательно, чтобы большинство студентов на основе собственного интереса была охвачена теми или иными формами научно-исследовательской работы. И опять же эта деятельность должна иметь четкую организацию и достаточное экономическое обеспечение.

Многолетний опыт деятельности отечественных ВУЗОВ дает основания выделить следующие виды научно-исследовательской работы студентов:

- анализ научной литературы;

- систематизация материалов обработки литературных источников;

- отбор научной литературы, составление библиографий по определенным темам;

- подготовка научных сообщений и рефератов;

- научные доклады, тезисы;

- научные статьи;

- методические разработки по актуальным вопросам профессиональной деятельности;

- научные отчеты о выполнении элементов исследований во время практики;

- конструкторские разработки приборов, устройств и др.;

- опытные компьютерные программы;

- курсовые;

- квалификационные;

- дипломные;

- магистерские работы и др.

К каждому из указанных видов научных исследований предъявляются определенные требования. Остановимся, прежде всего, на общих требованиях к педагогических исследований. Хотя они могут касаться научных исследований и из других наук.

Как справедливо отмечает профессор О.Г. Мороз, ведущая цель педагогических исследований заключается в открытии объективных закономерностей обучения, воспитания и развития личности, в сознательном и целенаправленном использовании уже известных закономерностей в практике учебно-воспитательной работы. Педагогические исследования должны быть направлены на изучение конкретной деятельности, студентов, преподавателей. Нельзя довольствоваться лишь познанием внешних сторон учебно-воспитательного процесса. Необходимо проникать во внутренние процессы, явления, раскрывать их сущность, закономерности. Нужно всесторонне изучать внутренние противоречия явлений и процессов, исследовать научно целесообразные пути и средства преодоления выявленных противоречий.

Важной задачей методологии педагогики является обеспечение оптимальных организационных форм педагогических исследований, соблюдение системы и последовательности протекания исследовательской работы. Поэтому важно определить условия, при которых педагогические исследования могут быть эффективными. С точки зрения методологии исследования педагогических явлений следует, прежде всего, обеспечить такие условия:

1. Выбор актуальной и перспективной проблематики исследования, которая помогала бы раскрывать существенные закономерности учебно-воспитательной работы с точки зрения формирования всесторонне развитой личности, была бы направлена на перспективу развития общества в условиях действенности новых информационных технологий и окружающей среды, где человек должен оставаться в центре всех сфер общественной и экономической деятельности.

2.Спрямованість методов и методик организации исследований на обоснование новых теоретических и методологических основ совершенствования учебно-воспитательного процесса на всех этапах обучения.

3.Широке использования новых подходов к анализу общественных явлений, в частности, системно-структурного подхода, который дает возможность исследовать явления комплексно, с позиций диалектики их развития.

Использование разнообразных методов, которые бы обеспечивали объективность, адекватность, перспективность исследований; особое внимание надо уделять экспериментальным методам и методикам.

Структура исследования должен содержать следующие основные компоненты: обоснование актуальности и целесообразности исследования конкретной темы; определение объекта, предмета, цели, задач, гипотезы исследования; указание методологических основ исследования; выделение новизны, теоретического и практического значения проведенного исследования. Между указанными компонентами должна прослеживаться тесный логическую связь.

Педагогическое исследование должно быть логически последовательным:

1. Решения отдельных теоретических задач, которые входят в структуру общих научных проблем.

2. Изучение состояния исследования теоретических и практических аспектов определенной проблемы.

3. Обоснование научных средств для решения поставленных задач.

4. Экспериментальная проверка гипотез и условий решения отдельных задач.

5. Разработка педагогических рекомендаций для внедрения результатов исследования в практику.

Учебными планами специальностей предусмотрено выполнение студентами курсовых, квалификационных, дипломных и магистерских работ. Курсовые работы являются составляющими проработки отдельных учебных дисциплин и способствует обобщению и углублению знаний. В процессе подготовки курсовых работ студенты овладевают умениями подбора литературы по выбранной темы, ее обработки, логического структурирования этого вида научного исследования. Тематика курсовых работ разрабатывается кафедрой согласно содержания учебной дисциплины. Студент выбирает тему курсовой работы с учетом своих интересов. После завершения курсовой работы предусмотрено ее защиту перед комиссией, которая состоит из 2-3 преподавателей. Работа над курсовой работой, ее защита - важный этап научного становления будущего специалиста.

Объем курсовой работы зависит от выбранной темы, но должна составлять не менее 20 страниц печатного текста через два межстрочных интервала.

Выполнение курсовой работы имеет несколько этапов:

- избрание темы;

- поиск и отбор литературы, составление библиографии по выбранной темы;

- составление плана-проспекта работы;

- обработки научной литературы, систематизация результатов анализа источников согласно составленному плану-проспекту;

- написание текста курсовой работы, формирование выводов и рекомендаций.

Следующим уровнем научных исследований студентов является подготовка квалификационных и дипломных работ. В процессе их выполнения и оформления нужно придерживаться единых требований, которые приводятся ниже.

 

Общие положения

Название дипломной (квалификационной) работы (далее работы) должна быть краткой и лаконичной, соответствовать выбранной специальности и сути решаемой научной проблемы (задачи), указывать на цель исследования и его завершенность. Иногда для большей конкретизации к названия следует добавить небольшой подзаголовок (4-6 слов).

В названии не желательно использовать осложненную терминологию псевдонаучного характера. Надо избегать названий, которые начинаются со слов "Исследование вопроса", "Исследование некоторых путей...", "Некоторые вопросы...", "Материалы к изучению...", "К вопросу..." и др. в которых не отражено в достаточной степени суть проблемы.

При написании работы студент должен обязательно ссылаться на авторов и источники, из которых заимствован материалы или отдельные результаты.

В работе необходимо кратко, логично и аргументированно излагать содержание и результат исследований, избегать общих слов, бездоказательных утверждений и тавтологий.

Работу к защите подают в виде специально подготовленной рукописи в твердой обложке.

 

Структура і правила оформления работы

Дипломная (квалификационная) работа должна содержать:

- титульный лист;

- содержание;

- перечень условных обозначений (при необходимости);

- вступление;

- основную часть, которая состоит из разделов, подразделов, пунктов, подпунктов;

- выводы;

- список использованных источников;

- приложения (в случае необходимости).

Язык написания дипломной (квалификационной) работы - государственная.

 

Требования к содержанию работы

Титульный лист работы содержит название высшего учебного заведения, где она выполнена; фамилия, имя, отчество автора; название работы; шифр и наименование специальности, с которой выполняется квалификационная, дипломная работа; научная степень, ученое звание, фамилия, имя, отчество научного руководителя и (или) консультанта; город и год.

Содержание

Содержание подают в начале работы. Он содержит названия и номера начальных страниц всех разделов, подразделов и пунктов (если они имеют название), в частности, вступления, выводов глав, общих выводов, списка использованной литературы, приложений и др.

Перечень условных обозначений, символов, единиц, сокращений и терминов (при необходимости)

Если в работе используется специальная терминология, а также используются малоизвестные сокращения, новые символы, обозначения и т.д., то их перечень может быть представлен в виде отдельного списка, который размещают перед вступлением. Перечень надо печатать двумя колонками, в которых слева по алфавиту приводят сокращения, дело - их расшифровку.

Если в работе специальные термины, сокращения, символы, обозначения и т.д повторяются менее трех раз, перечень не составляют, а их расшифровку приводят в тексте при первом упоминании.

Вступление

Во введении раскрывается сущность и состояние научной проблемы (задачи) и ее значимость, основание и исходные данные для разработки темы, обоснование необходимости проведения исследования. Далее подают общую характеристику работы в рекомендованной ниже последовательности.

Актуальность темы. Путем критического анализа и сравнения с известными вариантами решения проблемы (задачи научного) обосновываются актуальность и целесообразность работы для развития соответствующей отрасли науки или производства. Достаточно несколькими предложениями осветить главное - суть проблемы или научного исследования.

Связь работы с научными программами, планами, темами. Кратко излагается связь выбранного направления исследований с научными программами, планами, темами учебного заведения, а также с отраслевыми и (или) государственными планами и программами.

Цель и задачи исследования. Формулируются цель работы и задачи, которые необходимо решить для ее достижения. Не следует формулировать цель как "Исследования...", "Изучение...", потому что эти слова указывают на средство достижения цели, а не на саму цель.

Объект исследование - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, выбранную для изучения.

Предмет исследования содержится в пределах объекта.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая является предметом исследования. Именно на него направлено основное внимание студента-исследователя, поскольку предмет исследования определяет тему квалификационной, дипломной работы, которая указывается на титульном листе как ее название.

Методы исследования. Представляется перечень использованных методов исследования для достижения поставленной цели. Перечислять их надо не в отрыве от содержания работы, а коротко и содержательно определяя, что именно исследовалось тем или иным методом. Это позволит убедиться в логичности и приемлемости выбора именно этих методов.

Научная новизна полученных результатов. Подается краткая аннотация новых научных положений, решений, предложенных автором. Необходимо показать отличие полученных результатов от известных ранее, описать степень новизны (впервые получено, усовершенствована, получило дальнейшего развития Практическое значение полученных результатов. В работе, имеет теоретическое значение, надо подать сведения о научном использовании результатов исследований или рекомендации по их применению, а в работе, которая имеет практическое значение, - сведения о практическое применение полученных результатов или рекомендации по их использованию. Указывая на практическую ценность полученных результатов, необходимо представить информацию о степени готовности к использованию или масштабов использования.

Необходимо дать краткие сведения о внедрении результатов исследований с указанием названий организаций, в которых осуществлена их реализация, форм реализации и реквизитов соответствующих документов.

Апробация результатов работы. Указывается, на каких научных конференциях и других мероприятиях обнародованы результаты исследований, которые включены в работе.

Публикации. Указывается, в скольких статьях в научных журналах, сборниках научных трудов, материалах и тезисах конференций опубликованы результаты работы.

Основная часть

Основная часть работы состоит из разделов, подразделов, пунктов, подпунктов. Каждый раздел начинается с новой страницы. Основному тексту каждого раздела может предшествовать предисловие с кратким описанием выбранного направления и обоснованием примененных методов исследований. В конце каждого раздела формулируют выводы с кратким изложением приведенных в разделе научных и практических результатов, что позволяет высвободить общие выводы от второстепенных подробностей.

В главах основной части подают:

- обзор литературы по теме и выбор направлений исследований;

- изложение общей методики и основных методов исследований;

- экспериментальную часть и методику исследований;

- проведены теоретические и (или) экспериментальные исследования;

- анализ и обобщение результатов исследований.

В обзоре литературы автор работы очерчивает основные этапы развития научной мысли по выбранной проблемой. Кратко, критически анализируя работы предшественников, он должен указать на те вопросы, которые остались неразрешенными, и, следовательно, определить свое место в решении проблемы. Желательно закончить обзор литературы кратким резюме относительно необходимости проведения исследований в этой области.

В главах основной части, как правило, обосновывают выбор направления исследований, приводят методы решения задач и их сравнительные оценки, разрабатывают общую методику проведения исследований. В теоретических работах раскрывают методы расчетов, гипотезы, что рассматривают, в экспериментальных - принципы действия и характеристики разработанной аппаратуры, оценки погрешностей измерений.

В основной части с исчерпывающей полнотой выкладывают результаты собственных исследований автора с освещением того нового, что он вносит в разработку проблемы. Автор должен давать оценку полноты решения поставленных задач, достоверности полученных результатов (характеристик, параметров), их сравнение с аналогичными результатами отечественных и зарубежных работ, обоснование необходимости дополнительных исследований или необходимости их прекращения.

Изложение материала подчиняют одной ведущей идеи, четко определенной автором.

Выводы

В выводах преподают наиболее важные научные и практические результаты, полученные в работе, которые должны содержать формулировку развязанной научной проблемы (задачи), ее значение для науки и практики. Далее формулируют выводы и рекомендации научного и практического использования полученных результатов. В первом пункте выводов коротко оценивают состояние вопроса. Далее раскрывают методы решения поставленной в работе научной проблемы (задачи), приводят их практический анализ, сравнение с известными разрешениями.

В заключении необходимо отметить качественных и количественных показателях полученных результатов, обосновать их достоверность, изложить рекомендации по их использованию.

Список использованных источников

Названия использованных источников следует располагать в списке или согласно порядку ссылок в тексте с их сквозной нумерацией, или в алфавитном порядке фамилий первых авторов или заглавий, или в хронологическом порядке. Библиографическое описание источников составляют согласно действующих стандартов по библиотечному и издательскому делу.

Приложения

При необходимости к приложений целесообразно включить вспомогательный материал, необходимый для полноты восприятия работы:

- промежуточные математические доказательства, формулы и расчеты;

- таблицы вспомогательных цифровых данных;

- протоколы и акты испытаний, внедрения; расчеты экономического эффекта;

- инструкции и методики, описание алгоритмов и программ решения задач с помощью компьютера, разработанные в процессе выполнения работы;

- иллюстрации вспомогательного характера.

Правила оформления работы

Работу печатают машинописным способом или с помощью компьютера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210 х 298 мм) через два межстрочных интервала до тридцати строк на странице. Минимальная высота шрифта 1,8 мм. Можно также подать таблицы и иллюстрации на листах формата A3.

Количество экземпляров работы определяется выпускающей кафедрой. Все экземпляры должны быть идентичными и заверенными заведующим кафедрой.

Объем квалификационной работы должен составлять не менее 20 страниц (для гуманитарных специальностей - не менее 30) печатного текста. Объем дипломной работы должен составлять не менее 30 страниц (для гуманитарных специальностей - не менее 40) печатного текста.

Текст работы необходимо печатать, оставляя поля следующих размеров: левое - не менее 20 мм, правое - не менее 10 мм, верхнее - не менее 20 мм, нижнее - не менее 20 мм.

Шрифт печати должен быть четким, строка - черного цвета. Вписывать в текст работы отдельные иноязычные слова, формулы, условные знаки можно чернилами, тушью, пастой только черного цвета.

Опечатки, описки и графические неточности, которые оказались в процессе написания работы, можно исправлять подчисткой или окрашиванием защитной жидкостью и нанесением на том же месте строками исправленного текста (фрагмента рисунка) машинописным способом.

Распечатанные на компьютере программы должны соответствовать формату А4 (должны быть разрезаны), их включают в общую нумерацию страниц работы и размещают, как правило, в приложениях.

Текст основной части работы разделяют на разделы, подразделы, пункты и подпункты.

Заголовки структурных частей работы "СОДЕРЖАНИЕ", "СПИСОК УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ", "ВВЕДЕНИЕ", "РАЗДЕЛ", "ЗАКЛЮЧЕНИЕ", "СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ", "ПРИЛОЖЕНИЯ" печатают прописными буквами симметрично тексту. Заголовки подразделов печатают строчными буквами (кроме первой большой) с абзацного отступа. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух или более предложений, их разделяют точкой. Заголовки пунктов печатают строчными буквами (кроме первой большой) с абзацного отступа в разрядке в подбор к тексту. В конце заголовка, напечатанного в подбор к тексту, ставится точка. Расстояние между заголовком (за исключением заголовка пункта) и текстом должно составлять 3-4 интервалы. Каждую структурную часть работы надо начинать с новой страницы.

Нумерация

Нумерацию страниц, разделов, подразделов, пунктов, подпунктов, рисунков, таблиц, формул подают арабскими цифрами без знака№.

Первой страницей работы является титульный лист, который включают в общую нумерацию страниц работы. На титульном листе номер страницы не ставят, на последующих страницах номер проставляют в правом верхнем углу без точки в конце.

Содержание, перечень условных обозначений, введение, заключение, список использованных источников не нумеруют. Номер раздела ставят после слова "РАЗДЕЛ", после номера точку не ставят, затем с новой строки печатают заголовок раздела.

Подразделения нумеруют в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и порядкового номера подразделения, между которыми ставят точку. В конце номера подраздела должна стоять точка. Например, "2.3." (третий подраздел второго раздела). Затем в том же строке идет заголовок подразделения.

Пункты нумеруют в пределах каждого подразделения. Номер пункта состоит из порядковых номеров раздела, подраздела, пункта, между которыми ставят точку. В конце номера должна стоять точка, например: "1.3.2." (второй пункт третьего подраздела первого раздела). Затем в том же строке идет заголовок пункта. Пункт может не иметь заголовка.

Подпункты нумеруют в пределах каждого пункта по таким же правилам, как пункты.

Иллюстрации (фотографии, чертежи, схемы, графики, рисунки, таблицы) необходимо подавать в работе непосредственно после текста, где они упомянуты впервые, или на следующей странице. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц. Таблицу, рисунок или чертеж, размеры которого больше формата А4, учитывают как одну страницу и размещают в соответствующих местах после упоминания в тексте и (или) в приложениях.

Иллюстрации обозначают сокращением "Рис." и нумеруют последовательно в пределах раздела, за исключением иллюстраций, представленных в приложениях. Номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, между которыми ставится точка. Например: Рис. 1.2 (второй рисунок первого раздела). Номер иллюстрации, ее название и пояснительные подписи размещают последовательно под иллюстрацией. Если в работе представлена одну иллюстрацию, то ее нумеруют по общим правилам.

Таблицы нумеруют последовательно (за исключением таблиц, представленных в приложениях) в пределах раздела. В правом верхнем углу над соответствующим заголовком таблицы помещают надпись "Таблица" с указанием ее номера. Номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, между которыми ставится точка, например: "Таблица 1.2" (вторая таблица первого раздела). Если в работе одна таблица, то ее нумеруют по общим правилам. При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово "Таблица" и номер ее указывают один раз справа над первой частью таблицы, над другими частями пишут слова "Продолжение табл." и указывают номер таблицы, например: "Продолжение табл. 1.2".

Формулы в работе (если их больше одного) нумеруют в пределах раздела. Номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы в разделе, между которыми ставят точку. Номер формулы пишут у правого поля листа на уровне соответствующей формулы в круглых скобках, например: (3.1) (первая формула третьего раздела).

Примечания к тексту таблиц, в которых указывают справочные и пояснительные данные, нумеруют последовательно в пределах одной страницы. Если примечаний на одном листе несколько, то после слова "примечание" ставят двоеточие, например:

Примечания:

1....

2....

Если примечание лишь одна, то ее не нумеруют и после слова "Примечание" ставят точку.

Качество иллюстраций должно обеспечивать их четкое воспроизведение (електрографічне копирование, микрофильмирование). Иллюстрации должны быть выполнены чернилами, тушью или пастой черного цвета на белой непрозрачной бумаге. В работе следует применять только штриховые иллюстрации и оригиналы фотографий. Фотографии, размером меньше формата А4, целесообразно наклеивать на стандартные листы белой бумаги формата А4. Иллюстрации должны иметь название, которую размещают после номера иллюстрации. При необходимости их дополняют пояснительными данным (підрисунковий текст).

 

Цифровой материал, как правило, должен оформляться в виде таблиц:

 21

Каждая таблица должна иметь название, которое размешивают над таблицей и печатают симметрично тексту. Название и слово "Таблица" начинают с большой буквы. Название не подчеркивают По логике построения таблицы, ее логический субъект или подлежащее (обозначения тех предметов, которые в ней характеризуются) размещают в боковике, головке или в них обоих, а не в программке; логический предмет таблицы, или сказуемое (т.е. данные, которыми характеризуется сказуемое), - в программке, а не в головке или боковике. Каждый заголовок над графой касается всех данных этой графы, каждый заголовок строки в боковике - всех данных этой строки.

Заголовки граф должны начинаться с прописных букв, подзаголовки - со маленьких, если они составляют одно предложение с заголовком, и с больших, если они являются самостоятельными. Высота строк должна быть не менее 8 мм. Графу с порядковыми номерами строк в таблицу включать не надо.

Таблицу размещают после первого упоминания о ней в тексте таким образом, чтобы ее можно было читать без поворота переплетенных блока работы или с поворотом по часовой стрелке. Таблицу с большим количеством строк можно переносить на другой лист. При переносе таблицы на другой лист (страницу) название помещают только над ее первой частью. Таблицу с большим количеством граф можно делить на части и размещать одну часть под другой в пределах одной страницы. Если строки или графы таблицы выходят за формат страницы, то в первом случае в каждой части таблицы повторяют ее головку, а во втором - боковик.

Если текст, который повторяется в графе таблицы, состоит из одного слова, его можно заменить лапками: если из двух или более слов, то при первом повторении его заменяют словами "То же", а далее лапками. Ставить кавычки вместо цифр, знаков, знаков, математических и химических символов, которые повторяются, не следует. Если цифровые или иные данные в некоем строке не подают, то в нем ставят прочерк.

При использовании формул необходимо придерживаться определенных технико-орфографических правил. Пояснения значений символов и числовых коэффициентов следует подавать непосредственно под формулой в той последовательности, в которой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента надо подавать с новой строки. Первую строку пояснения начинают со слова "где" без двоеточия.

Уравнения и формулы следует выделять из текста свободными строками. Выше и ниже каждой формулы нужно оставить не менее одной свободной строки Если уравнение не умещается в одну строку, его следует перенести после знака равенства ( = ) или после знаков плюс ( + ), минус ( - ), умножения (х) и деления (:).

Нумеровать следует только те формулы, на которые есть ссылки в следующем тексте, другие нумеровать не рекомендуется.

При написании работы автор должен давать ссылки на источники, материалы, отдельные результаты, которые приводятся в работе или на идеях и выводах которых разрабатываются проблемы, задачи в исследовании. Такие ссылки дают возможность отыскать документы и проверить достоверность сведений о цитирования документа, дают необходимую информацию относительно него, помогают выяснить его содержание, язык текста, объем. Ссылаться следует на последние издания публикаций. На более ранние издания можно ссылаться лишь в тех случаях, когда в них есть материал, который не включено до последнего издания.

Если используют сведения, материалы из монографий, обзорных статей, других источников с большим количеством страниц, в ссылке необходимо точно указать номера страниц, иллюстраций, таблиц, формул из источника, на который дана ссылка в работе.

Ссылки в тексте работы на источники следует указывать порядковым номером по перечню ссылок, выделенных двумя квадратными скобками, например, " ...в работах [1-7]...".

Допускается приводить ссылки на источники в сносках, при этом оформление ссылка должна соответствовать его библиографическому описанию по перечню ссылок и указанием номера. Например, цитата в тексте: "...ежегодно в Украине образуется 1,7 миллиарда а тон различных твердых промышленных отходов..." [6, 20]. Соответствующий описание в перечне ссылок: 6. Бент А.П. О разработке концепции ресурсосбережения в минерально-сырьевом комплексе Украины / / Минеральные ресурсы Украины. - 1995. - №2.-С 20.

Ссылки на иллюстрации работы указывают порядковым номером иллюстрации, например, " рис. 1.2".

Ссылки на формулы работы указывают порядковым номером формулы в скобках, например: "...в формуле (2.1)".

На все таблицы должны быть ссылки в тексте, при этом слово "таблица" в тексте пишут сокращенно, например: " ... в табл. 1.2". В повторных ссылках на таблицы и иллюстрации должны быть сокращены слово "смотри", например: "см. табл. 1.3".

Общие требования к цитированию:

а) текст цитаты начинается и заканчивается лапками и приводится в той грамматической форме, в которой он представлен в источнике, с сохранением особенностей авторского написания. Научные термины, предложенные другими авторами, не выделяются кавычками, за исключением тех, что вызвали общую полемику. В этих случаях используется выражение "так называемый";

б) цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения авторского текста и без искажений мыслей автора. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается без искажений авторского текста и обозначается многоточием. Они относятся в любом месте цитаты (в начале, в середине, в конце). Если перед выпущенным текстом или за ним стоял знак препинания, то он не сохраняется;

в) каждая цитата обязательно сопровождается ссылкой на источник;

г) при косвенном цитировании (преданию, изложении мыслей других авторов своими словами) следует быть предельно точным в изложении мыслей автора, корректным относительно оценивания его результатов и давать соответствующие ссылки на источник.

Оформление списка использованных источников

Список использованных источников - элемент библиографического аппарата, который содержит библиографические описания использованных источников; размещается после выводов.

Названия источников можно размещать в списке одним из следующих способов: в порядке появления ссылок в тексте (наиболее удобный для пользования), в алфавитном порядке фамилий первых авторов или заглавий, в хронологическом порядке.

Сведения об источниках, включенных в список, необходимо давать в соответствии с требованиями государственного стандарта с обязательным указанием названий работ.

Приложения оформляют как продолжение работы на последующих ее страницах или в виде отдельных частей, размещая их в порядке появления ссылок в тексте работы. Если приложения подают на следующих страницах работы, то каждый из них должен начинаться с новой страницы. Приложение должно иметь заголовок, напечатанный вверху строчными буквами, с первой большой, симметрично согласно тексту страницы. Посредине строки над заголовком строчными буквами с первой большой печатается слово "Приложение " и большая буква, обозначающая приложение.

Приложения следует обозначать последовательно большими буквами русского алфавита, за исключением букв Есть, И, О, Ч, Ь, например, приложение А приложение Б и т. д. Один приложение сказывается как приложение А.

Текст каждого приложения при необходимости может быть разделен на разделы и подразделы, которые нумеруют в пределах каждого приложения. В этом случае перед каждым номером ставят обозначения приложения (букву) и точку, например, А.2 - второй раздел приложения А; В.3.1 подраздел 3.1 приложения В.

Иллюстрации, таблицы и формулы, которые размещены в приложениях, нумеруют в пределах каждого приложения, например: рис. Д.1.2 - второй рисунок первого раздела приложения Д; формула А.1 - первая формула приложения А.

К подготовке магистерских работ относятся те же требования, что и к дипломным. Хотя по своему содержанию они должны составлять высший этап научных исследований по сравнению с дипломными.



Назад