Электронная онлайн библиотека

 
 История украинской философии

Народничество


От середины и до конца XIX в. господствующим в подроссийской Украине был народнический мировоззрение. Одно из его важных источников - романтическая философия; идеализация простого народа (крестьян) и сельской культуры как основы национальной самобытности - характерная его признак. Он вызвал пробуждение интереса к этнографических исследований, создания украинского литературного языка на народной основе. В трудах историков О. Лазаревского и В. Антоновича тезис о трудовой народ как двигатель истории сочеталась с методологии и философии позитивизма, которые сыграли важную роль в мировоззрении М. Драгоманова.

Важной составляющей украинского народничества и социализма был либерализм. Марксистское понимание социализма не поддержали украинские интеллектуалы в конце XIX - начале XX вв. Самым заметным его представителем в Украине был Г. Драгоманов, который сочетал либерализм с громадівським социализмом и элементами анархизма. Он пытался так совместить коллективное (общественное) и индивидуальное, чтобы не жертвовать свободой индивида ради коллектива или общества. Такой социализм Драгоманова И. Лысяк-Рудницкий назвал этическим социализмом, исследовал его политическую философию в трудах «Михаил Драгоманов», «С драгомановских студий», «Драгоманов как политический мыслитель». Обращая внимание на позитивистском основу его политической философии, И. Лысяк-Рудницкий отмечал, что Драгоманов старался избегать грубых форм позитивизма (эволюционизм, социал-дарвинизм и т.п.), совмещал свою веру в науку и просвещение с этикой. Высоко ценя личность, он отрицал бюрократический централизм, даже если его считают демократическим. Это привело его к федерализму и анархизма. На становление взглядов Драгоманова, на мнение И. Лисяка-Рудницкого, значительное влияние имели европейские мыслители федералістського и анархистского толка. Однако Драгоманов не отрицал правового порядка и государства. Он был конституціоналістом, но хотел свести к минимуму насилие, которое способна оказывать государство над лицом.

Украинский либерализм, имея серьезное историческое подоплеки в народническом мировоззрении, благодаря Драгоманову стал господствующим умонастроєм в среде украинской культурнической элиты в конце XIX - начале XX вв. Большинство тогдашних культурных деятелей - Леся Украинка, И. Франко М. Грушевский и другие - по своим убеждениям были либералами. Либерализм как дитя просвещения имел в Украине много поклонников и энтузиастов.

Украинская либеральная мысль «исследовалась» и в Советской Украине, поскольку коммунистическая идеология пыталась нейтрализовать губительное для себя влияние таких фигур, как Леся Украинка, И. Франко и др. Поэтому И. Лысяк-Рудницкий уделял внимание способам фальсификации, к которым прибегали советские «исследователи», в частности, как с Франко делали спикера мятежных трудящихся масс и оценивали его как такого, что «рос» к марксизму. В этих «исследованиях» замалчивалась критика И. Франком марксизма и марксистского социализма. И. Лысяк-Рудницкий резко критиковал попытки охарактеризовать И. Франко как «революционного демократа», учитывая особое значение, которое это понятие приобрело в официальной советской философии (приверженность к насильственной революции и т.п.). Он замечал, что применение этого понятия оправдано, например, для характеристики мировоззрения россиян Белинского и Чернышевского, поскольку видел основания, чтобы называть их «домарксистськими большевиками». Однако, по его убеждению, И. Франко придерживался «эволюционных политических методов» и не был сторонником насильственных революций.

Украинский либерализм как составляющая народничества и социализма в конце XIX - начале XX в. не был лишен некоторых существенных недостатков, таких, как вера в исторический прогресс, просветительские иллюзии (вера во всесилие ума, научных аргументов), недостаток политического реализма, чрезмерный пацифизм (активная общественная деятельность, направленная на предотвращение войны), федерализм. Особенно негативными за своим влиянием на сознание украинской культурной элиты были федералистские идеи Драгоманова - об автономии Украины в составе федеративной России. По мнению И. Лисяка-Рудницкого, И. Франко в 1895-1905 гг. освободился от влияния федерализма Драгоманова и стал представителем либерального украинского национализма. До этого течения принадлежала и Леся Украинка. Как известно, некоторые украинские либералы и социалисты, в т. ч. М. Грушевский, перешли на позицию самостийности в своей практически-политической деятельности, хотя на это повлияли внешние обстоятельства (революция в России).



Назад