Электронная онлайн библиотека

 
 История украинской философии

Консерватизм


В статье «Консерватизм» И. Лысяк-Рудницкий подает очерк эволюции его как мировоззрения, замечая, что в украинской истории консерватизм как «стихийная духовная установка» сыграл важную положительную роль: помог украинскому народу сохранить родной язык, обычаи, обряды, определенные традиции семейного и общественного жизни. Консерватизм как составляющая украинского мировоззрения был силой, которая позволила украинцам противостоять польском наступлению в XVI-XVII ст.

И. Лысяк-Рудницкий проследил консервативные мировоззренческие установки не только в народном мировоззрении, но и в профессиональной украинской культуре. Одним из истоков консерватизма он считал «Историю русов», представителями консервативной мысли во второй половине XIX ст. - Г. Галагана, В. Тарновского, Г. Милорадовича, а на рубеже XIX - XX вв. - Ф. Уманца, В. Горленка, Г. Стороженко, П. Дорошенко, А. Сторонича.

Несмотря на глубокое историческую подоплеку, украинский консерватизм как особая концепция политической философии был развит в Украине относительно поздно. Даже после утверждения его как сознательной политической позиции в Украине он распространялся с опозданием, что было обусловлено, по мнению Лисяка-Рудницкого, зависимостью украинских консерваторов от реакционного имперского российского консерватизма. Это касается и некоторых украинских либералов и социал-демократов, которые за лозунгом единства демократических сил не обращали внимания на те комплексы российского шовинизма и империализма, которые делали такое единство бесперспективной и опасной для Украины. Лишь во время революции, борьбы за независимое Украинское государство влияние украинского консерватизма усилился и он стал действенной политической идеологией, которую пропагандировала основана в июне 1917 года Украинская демократически-крестьянский партия.

Представителем политической философии консерватизма в украинской мнении был В. Липинский. Характерными признаками украинского консерватизма, по его словам, является самостоятельность, ориентация на создания украинской политической нации («территориальный патриотизм»), парламентская монархия, антисоциалистическая установка, опора на крестьян-землевладельцев как социальную основу государства. Липинский, как никто до него в украинской общественно-политической мысли, резко критиковал народничество, либерализм и социал-демократизм за их недооценка культурнической и государственнической элит в украинской общественной жизни, в частности в процессах націостановлення и государства. Эти его идеи ощутимо повлияли на становление украинского национализма как особой политической философии и идеологии.



Назад